Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа
Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84
Высокоразвитые страны, которые ищут дополнительные рынки сбыта своей продукции, скорее всего не очень заинтересованы в аналогичном продукте извне. Другое дело русская водка, которая имеет большой потенциал в Европе: она там существенно дороже, чем в РФ, и ассортимент ее невелик. Кроме того границы сбыта расширяет вступление в Таможенный союз: открываются границы с Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, российские компании будут рассматривать возможность реализации своей продукции на внешних рынках после вступления РФ в ВТО.
Объем рынка крепких алкогольных напитков в России в 2008 г составил 2150 млн. литров. Экономический кризис сыграл на руку производителям и поставщикам крепкого спиртного: в пересчете на процент алкоголя в объеме водка и коньяк для потребителей выгоднее, чем вино и пиво. В 2009 г на рынке ожидался рост на уровне 3%34.
Если же учитывать весь российской рынок водки - а по исследованиям независимых экспертов, предоставленным RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, он вместе с нелегальной продукцией составляет около 175-180 млн. дал - то на долю премиальной водки российского производства приходится 8,5%. Некоторые эксперты считают, что в системе HoReCa в год потребляется около 5 млн. дал, или 65-70 млн. бутылок водки, то есть 30% всей премиальной продукции35.
2010 год стал переломным для
этой отрасли, которая немало
изменилась под влиянием
В 2010 году в России было произведено 136 051 тыс. дкл. крепких алкогольных напитков (крепостью более 25%), что на 0,28% больше, чем в 2009 году. В лидерах оказались Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа. При этом объем производства крепких алкогольных напитков в Приволжском и Северо-Западном округах за год существенно сократился – на 9,62% и 23,67% соответственно.
По видам крепких алкогольных напитков в 2010 году больше всего было произведено водки – 96 981 тыс. дкл., что на 7,70% больше, чем в 2009 году. Объем производства коньяка за год сократился – на 28,8%. Объем производства ликеро-водочных и коньячных напитков также упал – на 43,5% и 10,9% соответственно36.
Несмотря на высокую рентабельность внутреннего рынка, целому ряду ведущих отечественных производителей водки становится все более тесно в его рамках - особенно в премиальном сегменте. Развитие этого сегмента очень прочно связано с ростом уровня жизни россиян. Так, на сегодняшний день считается, что премиальную продукцию в России приобретают не более 5-7% населения, или около 8 млн. человек. Отечественных производителей привлекают международные рынки - своей емкостью, размерами дохода с единицы продукции и готовностью потребителей воспринимать новые бренды.
Крупнейшими производителями водки в 2010 году стали: «Топаз», «Кристалл», «Омсквинпром», «Татспиртпром», и «Башспирт». Объем производства крупнейших водочных компаний снижался, за исключением «Кристалла», которому удалось нарастить выпуск почти на 16%. Выпуск ликероводочных изделий (ЛВИ, настойки, ликеры, наливки и др.) упал почти в два раза, примерно на треть сократился выпуск коньяков.
Московский завод «Кристалл» на протяжении более ста лет существования является одним из крупнейших в России производителей водки и ликероводочной продукции.
Московский завод «Кристалл» всегда уделяет особое внимание качеству. Система качества предприятия функционирует и развивается. Событием стало для завода получение в 2002 г. сертификатов соответствия Системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001, выданных органом по сертификации ВНИИС Госстандарта РФ и зарубежной компанией SGS (г. Цюрих, Швейцария).
Завод выпускает более 70 видов алкогольной продукции: водки, горькие и сладкие настойки, наливки, ликеры, бальзамы, джин.
«Кристалл» экспортирует свою продукцию в 25 стран мира.
В недалеком прошлом были выпущены новые изделия: ликер «Клуб Крист», горькая настойка «Пятая Стихия», водки — «Прозрачная», «Кристальная», «Путинка»37.
Объем выпуска за 2009 год составил 8 миллионов декалитров продукции.
По данным Росстата компания «Веда» в 2009 году заняла 2 место в России по объему производства водки и ликероводочных изделий и 1 место по Северо-Западному региону. Объем продаж компании составил при этом порядка 6 млн. 800 тыс. дал.
Открытое акционерное общество «Исток» является одним из крупнейших в России производителей алкогольной продукции, выпускающим самый широкий в отрасли спектр винно-водочных изделий — водку, шампанское, вино и коньяк. Компания была основана в 1995 г. и сегодня занимает лидирующие позиции по объемам реализации продукции, имея самую разветвленную в отечественной алкогольной индустрии дистрибьюторскую сеть, охватывающую все 89 субъектов Российской Федерации.
Калининградский завод «СПИ-РВВК» был основан 10 октября 1946 года. С 1963 года завод выпускает продукцию на экспорт. Мощность предприятия составляет 5 миллионов декалитров в год. Сегодня «СПИ-РВВК» выпускает широчайший ассортимент продукции. Среди выпускаемых водок, такие марки как: «Кремлевская», «Казначейская», «Калининградская», «Великое Посольство Люкс», «Тамбовский Волк», «Дюны»38.
В настоящее время «СПИ-РВВК» одно из самых современных предприятий в отрасли. В 2003 г. завод прошел международную сертификацию качества по стандарту ИСО-9001-2000.
«ЛИВИЗ» — старейшее предприятие ликероводочной промышленности Северо-западного региона России. Сочетание векового опыта производства и супер-современных технологий позволяет ЗАО «ЛИВИЗ» производить алкогольную продукцию, качество которой хорошо известно всем ценителям настоящей русской водки как в России так и за ее пределами.
Закрытое акционерное общество «Столичный трестъ» был основан в 1995 году и с момента своего основания старался быть достойным приемником вековых традиций производства водки и ликероводочных изделий. Сегодня «Столичный трестъ» — это крупное современное предприятие, оснащенное высокотехнологичным оборудованием.
Группа компаний «Виноградов», в которую входит «Столичный трестъ», владеет полным циклом: от производства спирта и розлива ликероводочной продукции до мощной сбытовой структуры. Современная лаборатория ведет постоянную работу по совершенствованию существующих и разработке новых рецептур водок. Ассортимент продукции «Столичного треста» имеет Золотые и Платиновые Знаки Качества.
Предприятие уверенно наращивает объемы производства. Прирост за последний год составил более 50 %.
Оптовая сбытовая сеть охватывает 56 регионов страны, в том числе все крупные промышленные центры. Стабильное качество продукции, грамотная рекламная стратегия и честные взаимовыгодные отношения с партнерами позволили «Столичному тресту» войти в первую десятку крупнейших ликероводочных предприятий страны по объемам продаж за 2003 год.
Компания «Традиции качества» является одним из крупнейших производителей алкогольной продукции в Российской Федерации. В настоящее время основным продуктом компании является коллекция водок «Беленькая», которая вошла в число ведущих брендов российского алкогольного рынка.
Ассортиментная линейка коллекции водок «Беленькая» состоит из 7 позиций: водки «Беленькая ЛЮКС», «Беленькая ЗОЛОТАЯ», «Беленькая» и водки особые — «Беленькая ЛЮКС особая», «Беленькая с ЛИМОНОМ», «Беленькая с АПЕЛЬСИНОМ», «Беленькая с МЕДОМ».
Водка «Беленькая» входит в десятку наиболее продаваемых на территории Российской Федерации. География ее продаж охватывает большинство регионов страны.
Ликероводочный завод «Топаз» всего за восемь лет прошел путь от рождения до завоевания прочного положения в узком кругу лидеров отечественной алкогольной отрасли.
В марте 1998 года промышленная группа «ЛАДОГА» выпустила с линии первую бутылку водки. С тех пор компания стала одним из крупнейших современных производителей алкогольных напитков Северо-западного региона. Сегодня «Ладога» занимает 2-е место по объему производства и реализации алкогольной продукции в Санкт-Петербурге, является одним из ведущих предприятий алкогольной отрасли России.
Выпускаемый ассортиментный ряд постоянно пополняется и сейчас насчитывает свыше 80 наименований. Основными торговыми марками компании являются серии водок «Ладога» и «Самсон», водки Samson de luxe, «Невский проспект», вермуты Monteliano.
Продукция компании «Ладога» поставляется не только в 65 регионов России, но и на зарубежные рынки. Специально к 300-летию Санкт-Петербурга промышленная группа «Ладога» выпустила особую юбилейную серию водок класса high premium, куда вошли водки «Царская» и «Царское Село».
Что касается продаж крепких алкогольных напитков в абсолютном выражении, то они в 2010 году упали на 4%, до 1,7 млрд. литров, однако в стоимостном выражении – выросли на 2%, до 546 млрд. руб.39 Продажи водки, самого популярного крепкого напитка в России (на водку приходится 90% продаж всех крепких напитков), упали на 5% в абсолютном выражении. Продажи бренди и виски, напротив, выросли в объеме – на 4% и 3% соответственно, правда, эти напитки потребляются в России в относительно малых объемах40.
В стоимостном выражении в сегменте алкогольных напитков наиболее существенный рост в 2010 году продемонстрировали продажи виски - 42,8% роста по сравнению с показателями предыдущего года. Мощный рост этой категории позволил виски совершить скачок с четвертого на второе место среди всего импортируемого в Россию крепкого алкоголя, опередив коньяки и настойки с ликерами.
Выпуск коньяка в прошлом году также заметно сократился — на 28,8% (9 млн. дал).
Таблица 2.1
Крупнейшие производители коньяка в РФ
Предприятие |
Регион |
Произведено (млн. дал) |
Динамика (%) | |
2009 год |
2010 год | |||
ОАО МВКЗ КиН |
Москва |
1,3 |
1,1 |
-14,5 |
ООО «Виноконьячный завод»Альянс-1892»« |
Калининградская область |
0,7 |
1,0 |
38,6 |
ЗАО «Ставропольский |
Ставропольский край |
0,4 |
0,5 |
41,5 |
ГУП «Кизлярский
коньячный |
Дагестан |
0,4 |
0,4 |
-10 |
ОАО «ПГ «Ладога»« |
Санкт-Петербург |
0,6 |
0,4 |
-45,4 |
Весь рынок |
11,6 |
9,0 |
-28,8 |
Источник: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2010. № 1 (37)
Московский винно-коньячный завод «КиН», основанный в 1940 году — сегодня крупнейший производитель коньяков в России.
В настоящее время с «КиНом» сотрудничают более 200 оптовых компаний, продвигающих продукцию завода в 78 регионах России.
Продукция Московского винно-коньячного завода «КиН» обладает существенными для российского покупателя ценностями: стабильным качеством, широким ассортиментом и доступной ценой.
Кизлярский коньячный завод, основанный в 1885 г. российским спиртзаводчиком Давидом Сараджевым, по праву можно считать одним из крупнейших заводов по производству высококачественной коньячной продукции в мире.
Применяемая уже многие годы классическая технология получения коньячных спиртов на перегонных аппаратах шаранского типа позволяет предприятию вырабатывать такие высококачественные коньяки как: «Три звездочки», «Пять звездочек», «Лезгинка», «Юбилейный», «Кизляр», «Дагестан», «Медный всадник», «Россия», «Кизлярский Праздничный», «Московский Юбилейный», «Багратион», «Петр Великий».
Коньякам ГУП «Кизлярский коньячный завод» присвоен статус «Национальный символ России», Национальная премия за качество алкогольной продукции.
Ставропольский винно-коньячный завод — одно из старейших коньячных предприятий России, основанное в 1947 году. По объему производства и реализации Ставропольский винно-коньячный завод входит в пятерку лидеров среди российских производителей коньяка.
Завод выпускает различные коллекции коньяка, в число которых входят как ординарные («Три звезды», «Пять звезд», «Кремлевский», «Консул», «Барклай-де-Толли», «Бородино»), так и марочные коньяки («Ставропольский Праздничный», «Кремлевский Классик»).
Дистрибуция завода охватывает практически все регионы России, от Калининграда до Камчатки. За счет оптимального сочетания цены и качества коньяки Ставропольского винно-коньячного завода пользуются неизменным спросом у потребителей
Спад в производстве коньяка объясняется уходом с рынка части продукции, которая непосредственно к коньяку имела отдаленное отношение. Сокращали производство коньяка и легальные производители. Всему виной, вступившая с 1 января 2010 года новая система уплаты акциза для производителей, которые бутылируют коньяк в России: если прежде они платили акциз только при покупке готового коньяка у производителя (далее он принимался к зачету налоговыми органами), то сейчас они вынуждены повторно его уплачивать при выпуске готовой продукции.
Снижение продаж крепкого алкоголя участники рынка объясняют также ужесточением выдачи лицензий Росалкогольрегулирования (РАР) тем производителям, которые производили суррогатную продукцию под видом различных ЛВИ.
Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России