Роль импортной продукции на алкогольном рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84

Вложенные файлы: 1 файл

диплом алкоголь.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Анализ состояния алкогольного рынка показал, что его развитие требует усиленного государственного внимания. Если раньше удельный вес алкогольной отрасли в доходах федерального бюджета составлял 10 - 11%, то в настоящее время он не превышает 2%, а в сумме акцизных сборов - 10 - 12%.

Поступления в консолидированный бюджет не соответствуют объемам потребления алкогольной продукции в Российской Федерации, так как не изменилась ситуация с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции.

По данным правоохранительных органов, нелегальное производство продукции в основном осуществляется на производственных мощностях, официально зарегистрированных в государственном секторе.

Значительным толчком увеличения количества предприятий явилась возможность регионам организовывать производство этилового спирта в объемах не более 20 тыс. дал одним производителем вне контроля со стороны Федеральной службы по обеспечению госмонополии.

Так, если в России по состоянию на 01.01.95 г. производственные мощности составили 94,7 млн. дал по спирту и 212,1 млн. дал по водке, то по состоянию на 1 января 2009 г. в государственный реестр были внесены 181 спиртовое предприятие и 869 водочных производств мощностью 135 млн. дал спирта и 413 млн. дал ликероводочной продукции в год41.

 Мощности по производству водки и ликероводочных изделий, в соответствии с данными Росстата России, составили на начало 2002 г. в целом по Российской Федерации 390,3 млн. дал в год при односменной работе, а на начало 2008 г. - 406,9 млн. дал, среднегодовая мощность - 399 млн. дал. В 2009 г. 599 ликероводочных предприятий, имеющих действующие лицензии на начало года, (кроме того, 66 предприятий с приостановленными лицензиями) произвели 139,4 млн. дал водки и ликероводочных изделий42.

В отдельных регионах использование мощностей по производству водки и ликероводочных изделий осуществлялось еще значительно хуже и составило за этот период в областях: Курской - 21,4%, Рязанской - 7,7 , Тульской - 15, Ярославской -17,9, Мурманской - 8,4, Курганской - 9,6, Свердловской - 18, Читинской - 14, в Республике Калмыкия - 5,9, в Красноярском крае - 14,5% и других43.

Однако, сопоставление производительности оборудования, имеющегося у юридических лиц, с заявленной мощностью показывает, что значительная их часть скрывает реальные мощности. Так мощность по бутылкомоечному и разливо-укупорочному оборудованию составляет в расчете на одну смену более 650 млн. дал в год.

Происходит «миграция» мощностей. Это происходит, в основном, потому, что предприниматели закрывают свои предприятия из-за финансовых проблем и открывают их в других местах. За 2009 г. произошло сокращение мощностей в одних регионах на 41,4 млн. дал и одновременно увеличение в других - на 62,4 млн. дал. Абсолютное большинство предприятий, созданных за последние десять лет, ориентировано на производство водок и имеют емкости для хранения спирта на 3 - 10 дней работы, то есть на быстрый оборот денежных средств, что обуславливает работу на наличные деньги.

Производственные мощности по алкогольной продукции в ряде субъектов Российской Федерации значительно превышают потребности регионов.

По данным Росстата использование среднегодовой мощности по выпуску коньяков, виноградных вин и шампанского представлены в таблице 2.2.  

  Таблица 2.2

Использование производственных мощностей, млн. дкл

 

Действующая мощность 01.01.

Использование мощности, %

1991 г.

1996 г.

2001г.

2009г.

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2008 г.

Вина виноградные,

76,1

81,8

155,6

207,3

50

9,8

18,5

24,9

Коньяки, тыс. дкл

2571,3

3477,2

10400

25834

54,8

10,5

18

38,1

Вина шампанские и игристые, тыс. дкл

6081,5

11672

16212

34255

83,5

79,1

40

62,7


Источник: Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров.

По отчетным данных Росстата в 2008 г. из 342 предприятий, имеющих мощности по производству водки, осуществляли производственную деятельность 250 или 73%, вина виноградного соответственно 296 и 190 (64%), вина плодового – 60 и 36 (60%), коньяка- 99 и 81(82%), спирта этилового из пищевого сырья 160 и 105 (66%)44.

В течение года 78 предприятий прекратили производственную деятельность и вывели мощности в количестве 50704 тыс. дкл, одновременно было введено 44958 тыс. дкл на 52 производствах по производству алкогольной продукции. Использование среднегодовой мощности в прошлом году по производству водки незначительно превысил уровень 26%, спирта этилового из пищевого сырья 30,5, спирта этилового технического гидролизного всего 5,26% (таблица 2.3).

Вышеизложенное свидетельствует о неэффективном контроле за производством алкоголя, отсутствием государственных нормативов, на основе которых можно определить целесообразность ввода дополнительных мощностей по производству алкогольной продукции, нет полных данных о количестве хозяйствующих субъектов по производству и обороту алкогольной продукции, отсутствует ответственность за незаконное производство и оборот самогона. 

 

 Таблица 2.3

Баланс производственной мощности за 2008 год, тыс. дкл

Наименование продукции

Мощность на начало отчетного года

Мощность на начало года, следующего за отчетным, в номенклатуре и ассортименте продукции отчетного года

Средне-годовая мощность, действовавшая в отчетном году

Выпуск продукции или количество переработанного сырья в отчетном году

Использование средне-годовой мощности в отчетном году, (%)

Спирт этиловый из пищевого сырья

144939,48

147724,53

143692,3

43814,4

30,49

Спирт денатурированный (денатурат) из пищевого сырья

3859,4

6423,2

6090,2

1999,15

32,83

Спирт этиловый технический денатурированный

12100

13600

12600

6926,94

54,98

Спирт этиловый технический

36133

32933

18603

8379,16

45,04

Спирт этиловый технический синтетический

26100

26100

12100

8018

66,26

Спирт этиловый технический гидролизный

9970

6770

6440

338,47

5,26

Водка и ЛВИ

446554,89

459124,11

446610,8

120584

27

Водки

409960,96

419224,48

407316,7

106495

26,15


 Источник: Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров.

 

    1. Импорт водки и ликероводочных изделий

 

Общий объем импорта алкогольной продукции в РФ в 2009 году составил 325 млн. литров, что на 23% меньше результатов 2008 г. Серьезное падение объемов импорта стало результатом действия мирового экономического кризиса как на весь рынок импорта в целом, так и алкогольной продукции в частности. Особенно сильным падение ввоза алкогольных напитков в РФ было в начале года и составляло более 30% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. В ноябре-декабре ситуация значительно улучшилась: отечественный рынок смог выйти на объемы конца предыдущего года, когда «кризисное» влияние только-только начало ощущаться. В результате итоговый «разрыв» между 2008 и 2009 г. сократился до 23%.

Позитивное изменение ситуации на рынке импорта алкоголя в конце 2009 г. позволяет говорить о состоявшемся «высоком сезоне» (традиционно – ноябрь-декабрь). При этом ожидаемое летнее снижение импорта также имело место, и было выражено даже сильнее обычного (объем ввоза алкогольной продукции в РФ в октябре 2009 г. был на 34% выше, чем в июне, тогда как в 2008 г. эта разница составила всего 24%)45.

Таблица 2.4

Общая динамика импорта всей алкогольной продукции (млн. литров)

Год

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

2007

31,2

28,4

33,2

32,5

31,4

25,2

29,2

30,1

30,4

35,4

40,8

42,6

390,5

2008

23,8

32,4

30,9

37,2

35,2

31,8

39,8

35,5

38,4

41,9

36,3

37,0

420,1

2009

14,7

20,8

26,9

26,3

23,5

23,3

24,6

26,1

30,7

35,3

36,1

36,1

325,0


    Источник: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2010. № 1 (37)

Рис. 2.1. Динамика импорта алкоголя в Россию (млн. литров)

  

 

Если рассматривать динамику отдельных групп алкогольных напитков, то наименее значительно падение объемов импорта отразилось на секторе вин*: по отношению к итоговым результатам 2008 г. импорт вина в Россию снизился в 2009 г. на 21%, что на 2% меньше, чем в среднем по рынку.

В секторе вин, как и в целом на всем алкогольном рынке, наблюдался значительный рост объемов импорта в конце года (октябрь-декабрь) и традиционный летний спад. Разница между июнем и октябрем 2009 г. составила 28%

Таблица 2.5

Динамика импорта вин (млн. литров)

Год

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Всего

2007

25,0

20,0

24,4

23,8

24,4

20,8

21,3

22,3

21,5

23,6

25,3

27,2

279,6

2008

16,9

21,2

21,9

27,3

26,4

23,6

30,8

27,2

26,7

28,9

24,8

26,5

302,3

2009

9,8

14,5

19,6

20,1

18,6

18,7

18,9

20,0

21,8

25,9

26,2

24,9

239,1


 

Источник: В группу вин включены тихие, игристые, ароматизированные и плодовые

Рис. 2.2. Динамика импорта вина в Россию (млн. литров)

 

Существеннее по отношению к 2008 г. изменилось количество импортируемых КСН46. В целом по году сокращение в данной категории составило 27%, что на 4% больше, чем в целом по рынку.

В конце года здесь также наблюдается увеличение объемов импорта, причем даже более активный, чем в сегменте вин и на всем рынке алкогольной продукции в целом: разрыв между июнем и октябрем составляет более 50%.

Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России