Себестоимость молока в СПК «Андрейково»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа себестоимости молока в СПК «Андрейково» и выявление направлений ее снижения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить нормативно-правовые аспекты темы работы;

- охарактеризовать теоретические и методические аспекты анализа себестоимости продукции;

- охарактеризовать современное состояние СПК «Андрейково» Калининского района;

- провести детализированный экономический анализ себестоимости молока в СПК «Андрейково» Калининского района;

- обосновать направления снижения себестоимости молока в СПК «Андрейково» Калининского района.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

1 Теоретическое обоснование анализа себестоимости продукции…………..6

1.1 Нормативно-правовая база………………………………………………….6

1.2 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции……………...9

1.3 Методические аспекты анализа себестоимости продукции………….….17

2 Современное состояние СПК «Андрейково» Калининского района…......26

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия…………………...26

2.2 Анализ финансового состояния СПК «Андрейково»…………………….33

2.3 Организация бухгалтерского учета и экономического анализа в СПК «Андрейково»…………………………………………………………………....39

3 Экономический анализ затрат и себестоимости молока в СПК «Андрейково» Калининского района…………………………………………..44

3.1 Анализ затрат на производство молока…………………………...………..44

3.2 Анализ прямых трудовых и материальных статей затрат…………..…….53

3.3 Анализ комплексных статей затрат……………………..………………….57

4 Основные направления снижения себестоимости молока в СПК «Андрейково» Калининского района…………………………………………..59

4.1 Предложения по расчету неиспользованных резервов снижения

себестоимости 1 ц молока…………………………...…………………………..59

4.2 Предложения по расчету эффективности предлагаемых мероприятий по

снижению себестоимости 1 ц молока…………………………………………..63

4.3 Предложения по анализу взаимосвязи себестоимости с объемом продаж молока и прибылью………………………………….…………………………..67

Выводы и предложения…………………………………………………………77

Список используемой литературы………………………………………….…..82

Приложения…………………………………………….………………………..87

Вложенные файлы: 1 файл

д копия.docx

— 99.07 Кб (Скачать файл)

За счёт повышения  уровня кормления За счёт сокращения яловости За счёт сокращения падежа Общий 

Молоко 7507 1222 3454 160 1727 9234

 

Вид продукции Себестоимость 1 ц молока, руб. Прибыль, тыс.руб. Уровень рентабельности, %

2006 г. Резерв Расчёт -ный 2006 г. Резерв Расчётный 2006 г. Резерв Расчётный

Молоко 736, 11 107,08 629,03 535 1444, 23 1979, 23 11 31 42

 

Из приведённого выше следует, что  себестоимость уменьшения себестоимости  молока прибыль от его реализации увеличится. Таким образом, специалисты  кооператива должны принимать во внимание необходимость расчета  неиспользованных резервов, на основе которых возможно принятие управленческих решений для повышения эффективности производства продукции молочного скотоводства.

 

4.3 Предложения по анализу взаимосвязи  себестоимости с объемом продаж  молока и прибылью

 

На основании данных проведенного ранее анализа производственно-хозяйственной  деятельности кооператива можно  увидеть, что в исследуемом периоде  от реализации продукции отрасли  животноводства был получен убыток. Однако реализация молока является основным направлением деятельности предприятия, и именно от этого вида продукции  предприятие получает наибольший объем  выручки. Также по данным формы № 13 - АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» (Приложение 8) можно отметить, что в 2004 г. хозяйство получило убыток от реализации молока, который составил 208 тыс. руб., но уже в 2005 г. им была прибыль в размере 269 тыс. руб., а в 2006 году - в размере 535 тыс. рублей. Следовательно, необходимо проанализировать за счет чего по отрасли образуется убыток и как его можно избежать.

Одним из вариантов управления себестоимостью продукции является анализ    взаимосвязи    «прибыли    -    затрат    -    объема    продаж»    или  безубыточности производства. Также  эту взаимосвязь при исследовании называют метод «мертвой точки».

«Мертвая точка» или безубыточный объем продаж - это такой объем  продаж, при котором предприятие  от реализации продукции не получает ни прибыли ни убытков, т.е. в точке  безубыточности выручка равна затратам (прибыль равна нулю). Для определения  точки безубыточности затраты необходимо делить на постоянные и переменные.

Постоянные     затраты     -     это     затраты,     которые     не     зависят непосредственно от объемов  производства и реализации продукции.

Переменные затраты - это затраты, которые прямо пропорционально  связаны с количеством произведенной  продукции.

Проведем маржинальный анализ и  определим значение безубыточного  объема реализации молока (точку безубыточности).

Расчет точки безубыточного  объема продаж проводится по следующей  формуле:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (Цена единицы продукции - Переменные затраты на единицу продукции)

Также точку безубыточности можно  рассчитать как отношение:

Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции

Маржинальный доход - это выручка  минус переменные издержки. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Поскольку проведение маржинального  анализа требует разделения затрат на постоянные и переменные, а в  СПК «Андрейково» такого разделения не проводят, составим таблицу 20, в которой отразим, какие статьи затрат относятся к переменным, а какие к постоянным затратам. Представим затраты на производство 1 ц молока (в руб.) за 2004 - 2006 годы. Основными источниками информации для составления таблицы 20 служат производственный отчет по животноводству (Приложение 9) и форма № 13 -АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» (Приложение 8).

По данным таблицы 20 переменные затраты  на 1 ц молока возросли и в 2004, 2005 и 2006 гг. составили соответственно 341,49, 445,66 и 466,37 рублей. Также наблюдается  и рост постоянных затрат на единицу  продукции.

 

Таблица 20

Состав переменных постоянных затрат на производство молока в СПК «Андрейково», руб.

Статьи затрат 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Переменные затраты

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды 143,91 202,85 222,20

Корма 188,34 238,83 242,97

Средства защиты животных 9,24 3,98 1,20

Итого переменных затрат: 341,49 445,66 466,37

Постоянные затраты

Работа и услуги вспомогательных  производств 35,17 56,87 104,17

Содержание основных средств 84,57 64,60 69,40

Общехозяйственные расходы 54,34 62,55 68,60

Прочие затраты 25,95 20,7 27,57

Итого постоянных затрат: 200,03 204,79 269,74

Итого: 541,52 650,45 736,11

 

Далее для расчёта безубыточного  объёма продаж построим таблицу 21.

Таблица 21

 

Показатели для расчёта безубыточного  объёма реализации молока в СПК «Андрейково»

 

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Цена единицы продукции, руб. 516,69 687,78 817,17

Переменные затраты на единицу  продукции, руб. 341,49 445,66 466,37

Объём реализованной продукции, ц 8417 7337 6591

Выручка, тыс.руб. 4349 5047 5386

Переменные затраты на весь объём  реализации, тыс.руб. 2874 3270 3074

Маржинальный доход, тыс.руб. +1475 +1777 +2312

Постоянные затраты, тыс.руб. 1683 1508 1777

Общий финансовый результат, тыс.руб. -208 +269 +535

 

На основании данных таблицы 21 можно  сказать, что за период с 2004 по 2006 гг. объём производства молока в СПК  «Андрейково» уменьшился на 1826 ц по сравнению с 2004 г. и на 746 ц по сравнению с 2005 годом. Цена на единицу продукции за этот период напротив возросла и составила в 2006 г. 817,17 руб. в отличие от 516,69 и 687,88 руб. в 2004 - 2005 годах. Также произошёл рост переменных и постоянных затрат. В 2004 году предприятие получило отрицательный результат от реализации молока в размере 208 тыс. руб., а в 2005 и 2006 гг. – положительный результат в размере 269 и 535 тыс.руб соответственно. Маржинальный доход составил в 2004 г. 1475, в 2005 г. – 1777, а в 2006 г. 2312 тыс. рублей. Это означает, что выручка с излишком покрывает переменные затраты, что является благоприятным фактором.

Рассчитаем точку безубыточности математическим и графическим способами.

Точка безубыточности 2004 г.=1683000/ (516,69 – 341,49) = 9606 (ц)

 

 

 

 

 

 

График безубыточности

Начертить руками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 График безубыточного объёма реализации молока в СПК «Андрейково» Калининского района в 2004 г.

Точка безубыточности2005 г.= 1508000/ (687,88 – 445,66) = 6226 (ц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 График безубыточного объёма реализации молока в СПК «Андрейково» Калининского района в 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точка безубыточности2006 г.= 1777000/(817,17 – 466,37) = 5066 (ц)

Рис.3 График безубыточного объёма реализации молока в СПК «Андрейково» Калининского района в 2006 г.

Как видно, точки безубыточности составили 9606 ц в 2004г, 6226 ц в 2005 г и 5066 ц  в 2006г. Это значит, что, если бы хозяйство  в 2004 г произвело и реализовало  молоко в объеме не менее 9606 ц, то оно  получило бы от этого прибыль. Если в 2005 г оно реализовало бы молока меньше 6226 ц, а в 2006 г – меньше 5066 ц, то оно получило бы убыток. В 2004г  СПК “Андрейково” по данным формы № 13 – АПК “Отчет о производстве себестоимости и реализации продукции животноводства” (Приложение 8) реализовало 8147 ц молока, и в результате этого получило выручку, сумма которой не покрыла полную себестоимость данной реализованной продукции, составившую в 2004 году 4851 тыс.руб. а в 2005 и 2006 гг. предприятие реализовало 7337 и 6591 ц молока и получило выручку соответственно в 5047 и 4851 тыс.руб., которая покрывает полную себестоимость реализованной продукции. На основании этого можно судить о прибыльности данной продукции в 2005-2006 годах.

Следует отметить, что размер данной выручки однако не покрывает общей  суммы затрат, которые пошли на производство молока в 2004-2006годах. По данным формы №13 – АПК “Отчет о производстве себестоимости и реализации продукции  животноводства” (Приложение 8) они  составили 5093, 5387, и 5226 тыс.руб. в 2004г, 2005г, 2006гг соответственно. При этом было произведено 9405, 8282 и 7507 ц молока, а реализовано 8417, 7337 и 6591 ц на общие суммы 4349, 5047 и 5386 тыс.руб. по годам соответственно. Отсюда следует, что для покрытия общей суммы затрат на его производство предприятию следовало бы реализовать больший объем молока, вследствие чего возросла бы выручка от его реализации, и хозяйство смогло бы покрыть расходы на его производство, а при снижении себестоимости в результате внедрения предложенных мероприятий, получало бы большую прибыль. Как следствие рентабельность производства молока увеличилась бы.

Для того, чтобы предприятие получало хорошие финансовые  результаты, затраты необходимо планировать. Так, изменяя соотношение между постоянными  и переменными затратами в  пределах возможностей предприятия, можно  решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит  название “Эффект производственного  рычага”. Также управление текущими затратами невозможно без определения  порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Действие производственного рычага проявляется в том, что любое  изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли.

Сила воздействия производственного  рычага возрастает, когда выручка  от реализации снижается. Она показывает, сколько процентов изменения  прибыли дает каждый процент изменения  выручки.

   

 

 

Порог рентабельности характеризует  достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость  постоянных и переменных затрат.

Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты, и  наоборот, высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат. Он рассчитывается по формуле:

 

Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности  предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия  ухудшается.

 

Рассчитаем данные показатели по молоку за 2004-2006гг. Для проведения расчетов построим таблицу 22.

Таблица 22

Исходные данные

Показатель 2004г. 2005г. 2006г.

Тыс.

руб В % к

ВРП Тыс.

руб В % к ВРП Тыс.

руб В % к ВРП

Выручка от реализации молока 

4349 

100,0 

5047 

100,0 

5386 

100,0

Переменные затраты 2874 66,08 3270 64,79 3074 57,07

Постоянные затраты 1683 38,70 1508 29,88 1777 33,00

Прибыль (убыток) от продажи молока 

-208 

-4,78 

+269 

5,33 

+535 

9,93

 

Сила воздействия производственного  рычага:

в 2004г = (4349-28743074)/(-208)=-7,09

в 2005г=(5047-3270)/269=6,61

в 2006г=(5386-3074)/535=4,32

Данный показатель означает, что для того, чтобы  определить, на сколько увеличится прибыль (убыток) в зависимости от изменения выручки от реализации, следует процент роста выручки умножить на 7,09 в 2004г, 6,61 в 2005г и на 4,32 в 2006г. Так, например, если бы выручка от реализации молока увеличилась на 10%, то убыток в 2004г возрос бы на 70,9?, а в 2005-2006гг. прибыль возросла бы соответственно на 6,61 и 43,2%.

Порог рентабельности – это та же точка безубыточности, но в стоимостном измерении. Так, если рассчитанный ранее безубыточный объем реализации молока умножить на цену реализации, получится 4962 тыс.руб. (9606*516,69=4962 тыс.руб.) в 2004г, 4283 тыс.руб. (6226*687,88=4283 тыс.руб.) в 2005г и 4140 тыс.руб. (5066*817,17 = 4140 тыс.руб.) в 2006г. То есть, достижение объема реализации молока в 9606 ц или 4962 тыс.руб. в 2004 г, в 6226 ц или 4283 тыс.руб. в 2005г и в 5066 ц или 4140 тыс.руб. в 2006г. обеспечило бы предприятию окупаемость постоянных и переменных затрат.

Далее рассчитаем запас финансовой прочности в  абсолютном и относительном выражении.

Запас финансовой прочности в абсолютном выражении:

в 2004г = 4349-4962=-613 тыс.руб.

в 2005г = 5047-4283=764 тыс.руб.

в 2006г = 5386-4140=1246 тыс.руб.

Запас финансовой прочности в %:

в 2004г = -613/4349*100 = -14,10%

в 2005г = 764/5047*100 = 15,14 %

в 2006 г = 1246/5386*100 = 23,13%

Таким образом, предприятие в 2004г  не имело возможности снизить  выручку, поскольку она была ниже себестоимости, и оно получило убыток. А в 2005 и 2006гг у хозяйства была возможность снизить выручку  в пределах 764 и 1246 тыс.руб. или 15 и 23%, и при этом не получило бы убытка от реализации молока. В этой связи следует отметить положительную тенденцию роста запас финансовой прочности в 2005 и 2006гг.

В заключении следует отметить, что  полученные в результате маржинального  анализа показатели, говорят о  том, что в 2005 и 2066гг СПК “Андрейково” достаточно хорошо работало в направлении производства и реализации молока. Однако, чтобы добиться еще лучших результатов, хозяйству необходимо проводить экономический анализ неиспользованных внутрихозяйственных резервов увеличения объемов производства и реализации молока и снижения его себестоимости, а также маржинальный анализ, на основе которого принимать управленческие решения.

 

Выводы и предложения 

 

Анализ себестоимости продукции  является важной составляющей управления производством на предприятии, так  как с его помощью можно  своевременно выявить и устранить  недостатки в производственной деятельности предприятия и находить резервы  снижения себестоимости производимой продукции.

Экономический анализ проводится на примере СПК “Андрейкоко” Калининского района, при характеристике которого следует отметить следует отметить следующее:

Хозяйство специализируется на производстве молока, выращивании и откорме  крупного рогатого скота с преобладающим  производством картофеля.

Бухгалтерский учет в СПК “Андрейково” ведется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ. Экономический анализ, несмотря на наличие в штатном расписании предприятия должности экономиста проводится на крайне низком уровне.

На основании данных, изученных  за период 2002-2006гг можно сделать  вывод, что в хозяйстве наметилась тенденция снижения производственного  потенциала, что характерно для многих сельскохозяйственных предприятий  Тверской области в анализируемый  период. Так, среднегодовая численность  работников снизилась на 41,3% (52 человека); поголовье крупного рогатого скота  – на 179 гол., в том числе коров – на 30 гол., площадь пашни сократилась на 835 га, а посевная площадь – на 229 га. За период с 2002-2005 гг хозяйство было убыточным и лишь в целом по предприятию в 2006 г была получена прибыль в сумме 388 тыс.руб. Уровень рентабельности в целом по предприятию в 2006г составил 4,8%.

Данные, полученные в результате анализа  финансового состояния, свидетельствуют  от том, что в целом СПК “Андрейково” является финансов устойчивым, но неплатежеспособным  и нерентабельным предприятием.

Информация о работе Себестоимость молока в СПК «Андрейково»