Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах
страны. Для её достижения необходимо:
- максимально
задействовать внутренний
- сократить
неоправданный разрыв в
регионов;
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах;
- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в
Гомельской и Могилевской областях, отдельных районах других областей.
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:
- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
- обеспечение
экологической безопасности
- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от
чернобыльской катастрофы;
- формирование
и развитие региональных
потребительских товаров и др.;
- ускорение
приватизации объектов
Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе
ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач
социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития
региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве
жизни в городах различных категорий.
1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития города
Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из
законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит,
прежде всего. Закон о местном самоуправлении и
местном хозяйстве, в котором отражены основные положения территориаль ного
управления.
При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на
территории региона,используются как административные, так и экономические
методы. Ранее
взаимоотношения
предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на
применении
неэкономичных мер привлечения
предприятий к участию в
региональных проблем, с
одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов-
с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к
рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов местных органов и
действующих на их территории предприятий,организаций и учреждений в условиях
рыночной экономики должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими
методами, строиться на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль
государства и его органов
управления
будет неодинакова в
собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется
посредством сочетания
экономических методов с
министерствам и ведомствам и местным органам власти.
Предприятия же, основанные на коллективной и частной формах собствен
нести,административно не подчинены министерствам и ведомствам. Их
деятельность регулируется действующим законодательством и экономическими
методами.
Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помощью
государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот,
нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специальные фонды
развития и местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного
развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры,
достижения
необходимых структурных
потенциала
имеют государственные
основной^ормой прямого участия государства в регулировании развития регионов
должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Государство
может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в
формировании новой территориальной
структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях
ограниченности государственных финансовых ресурсов, ориентация должна быть
на использование средств предприятий и населения.
В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования
территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики,
амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом
преобладающей формой должно
быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость функционирования
регионов в условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования
предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности,
стабилизации финансового положения в регионах.
Важным регулятором территориального развития являются местные бюджеты.
Порядок составления и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с
республиканским бюджетом определены законодательством Республики Беларусь и
исходит из четкого разграниче-
ния доходов и расходов республиканских и местных бюджетов.
В последнее время отмечается тенденция роста доходов местных бюджетов и
соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.
Значительно расширены права местных органов власти в использовании финансовых
ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной части бюджета.
Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных
источников
и структуру расходов местных бюджетов, включая порядок образования резервных
и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются
дополнительно полученные доходы или экономия в расходах,
а также свободные остатки средств на конец года.
Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности
действующей налоговой
системы посредством
нагрузки и
обеспечения достаточных и
Конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы в 2000 году
нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь "О внесении изменений и
дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь ".В частности, сохраняется
пониженная ставка налога на прибыль в размере 25 процентов, а также
закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка предоставления льготы
по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капвложений
производственного назначения и жилищного строительства.
С 01.01.2000 года изменен
порядок налогообложения
деятельности в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на
добавленную стоимость.
Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в
местные целевые бюджетные фонды.
Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики производителей
сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на
финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда,
а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут
осуществляться по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации
продукции.
В 2000 году предоставлено
право местным Советам
ставки, пред оставлять индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки
уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за пользование,
природными ресурсами (экологического налога), а также предоставлять
индивидуальные льготы по уплате подоходного налога о физических лиц и
госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.
Доходная часть бюджета сформирована с учетом основных параметров прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год, а также
предполагаемых изменений налогового законодательства.
Из общей
суммы консолидированных
поступит 15233,5 млн. руб. или 37,8 % против 35,3 % в 1999 году с учетом
взаимных расчетов. Доходы городского бюджета по сравнению с прошлым годом
увеличены в 2,1 раза.
Основными источниками доходов городского бюджета продолжают оставаться
следующие налоги: налог на добавленную стоимость-28,2 % от общей суммы
доходов, под сходный налог с граждан-23,4 %, налог на прибыль и доходы-13,3
%, акцизы-10,1 %.
Сумма подоходного налога определена в размере 3558,3 млн.руб. или 23,4 %
объема бюджета против 19,1 % в 1993 году. Отчисления в городской бюджет
от суммы контингента установлены в размере 60 % (1999 год-50 % ).
Средний процент изъятия подоходного налога по отношению к облагаемому фонду
оплаты труда принят на 2000 года в размере 10,2 процента.
Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических лиц на 2000 год
прогнозируется в сумме 2019,9 млн. руб., в том числе: налог на Прибыль-19670
млн. руб. .фиксированная сумма налога на Прибыль-14,5 млн.руб7,налог на
доходы-38,4 млн.руб.
Снижение удельного веса налога на прибыль о юридических лиц в общем объеме
доходов о 17,6 % до 13,2 % объясняется изменением процента отчислений от
суммы контингента. На 2000 год отчисления установлены в размере 27 % против
41 % в 1999 году.
Поступления налога
на добавленную стоимость
млн.руб. ,что составляет 28,2 % объема бюджета. Увеличение поступлений НДС
по сравнению с прошлым годом в 5 раэ связано с увеличением процента
отчислений о 20,4 % в 1999 году до 41 % в 2000 году.
Средний процент изъятия налога на добавленную стоимость по товарам,
производимым в городе, составил в 1998 году-7,6 % ,в 1999 году-7,1 % .столько
же планируется и на 2000 год.
Поступления акцизов на 2000 год рассчитаны, исходя из предполагаемых объемов
производства подакцизных товаров, ставок акцизов в ЕВРО, согласно
постановлению Совета министров Республики Беларусь от 17.06.99 г. И 911 и
среднегодового курса ЕВРО по отношений к белорусскому рублю в размере 519,8
рублей.
Обшдя сумма поступлений акцизов в 2000 году оценивается в сумме 1538,7
млн.руб.В разрезе товарных групп зачисление осуществляется:
-37,6 % суммы акциза по ликеро-вод очной продукции -197,0 млн.руб.,
-100 % суммы акциза по винам и винным напиткам-686,8 млн.руб.,
-100 % суммы акциза по пиву-654,9 млн.руб.
Удельный вес акцизов в_объеме городского бюджета составляет 10,1 %.
Поступления налогов на собственность определены в сумме 471,9 млн. руб.,
которые складываются из:
-налог на недвижимость за незавершенное строительство-13,3 млн.руб.,
-налог на землю-237,9 млн.руб.,
-налог на недвижимость-220,7 млн.руб.
Поступления налогов на собственность рассчитаны, исходя из установленных
законами Республики Беларусь ставок.
Удельный вес налогов на собственность в объеме городского бюдже*та составляет
3,1 %.
В составе доходов бюджета города на 2000 год учтены поступления по целевым
сборам на содержание и развитие инфраструктуры города 437,6 млн.руб. (2,9%
объема бюджета) и на содержание детских дошкольных учреждений 1774,7
млн.руб.(11,6% объема бюджета).
Текущие неналоговые доходы (поступления по штрафам и санкциям, госпошлина,
арендная плата, налог на добываемые из природной среды ресурсы и др.)
планируется в сумме 1008,6 млн.руб.(6,6% объема бюджета).
Капитальные доходы (доходы от реализации производственных активов) в размере
30,0 млн.руб. прогнозируется
получить в результате
направлений разгосударствления и приватизации объектов государственной
коммунальной собственности на 2000 год.
В составе доходов бюджета города учтены поступления в фонд охраны природы –
86,1 млн.руб.
Расходы бюджета города определялись исходя из возможностей доходной части. В
основу формирования
расходной части проекта
приоритеты:
- сохранение в 2000 году социальной направленности бюджета;
-
обеспечение в полном объеме
выплаты заработной платы,
стипендий, других денежных выплат населению, расходов на питание и
медикаменты;
-
обеспечение финансовыми
мероприятий;
В условиях ограниченности финансовых ресурсов и приведения расходной части в
соответствие
с реальными возможностями
целевому и эффективному использованию бюджетных средств.
Учет поступающих местных налогов и сборов, контроль за правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляет инспекция
государственного налогового комитета по г.Бобруйску в соответствии с Законом
Республики Беларусь " 0 госу-
дарственной налоговой инспекции Республики Беларусь". Ответственность за
неуплату, неполную, либо несвоевременную уплату местных налогов и сборов
устанавливается в соответствии с Законом Республики Беалрусь " 0 налогах и
сборах,взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
Надо отметить,что
в связи с ростом расходов в
регионах,увеличением
программ, мероприятий, финансируемых из местных бюджетов, собственных средств
в регионах недостает. Из республиканского бюджета дополнительно выделяются