Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эконом развитие.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

труда для создания благоприятных условий жизни  населения во всех регионах

страны. Для её достижения необходимо:

- максимально  задействовать внутренний потенциал  каждого региона;

- сократить  неоправданный разрыв в уровнях  социально-экономического развития

регионов;

- удержать в  социально безопасных рамках  безработицу в крупных городах;

- преодолеть отрицательные последствия радиоактивного загрязнения в

Гомельской  и Могилевской областях, отдельных  районах других областей.

В ближайшей  перспективе важнейшими направлениями  региональной политики являются:

- формирование  региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;

- обеспечение  экологической безопасности проживания  населения;

- социально-экономическая  реабилитация территорий, пострадавших  от

чернобыльской катастрофы;

- формирование  и развитие региональных рынков  трудовых ресурсов,

потребительских товаров и др.;

- ускорение  приватизации объектов коммунальной  собственности.

Региональная  политика должна быть направлена на создание в каждом регионе

ресурсно-финансового  потенциала, достаточного для решения  основных задач

социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития

региональных  инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве

жизни в городах  различных категорий.

     1.2. Формы и методы управления социально-экономического развития города

Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из

законодательных и нормативно-правовых актов. В основе регулирования лежит,

прежде всего. Закон о местном самоуправлении и

местном хозяйстве, в котором отражены основные положения  территориаль ного

управления.

При регулировании  деятельности предприятий и организаций, находящихся на

территории  региона,используются как административные, так и экономические

методы. Ранее  взаимоотношения территориальных  органов управления с

предприятиями носили, как правило, административный характер.Они строились на

применении  неэкономичных мер привлечения  предприятий к участию в решении

региональных  проблем, с

одной стороны, и практически бесплатном использовании  региональных ресурсов-

с другой стороны. Такое территориальное управление в условиях перехода к

рынку становится неприемлемым. Взаимосвязь интересов  местных органов и

действующих на их территории предприятий,организаций  и учреждений в условиях

рыночной экономики  должна обеспечи- ваться, прежде всего, экономическими

методами, строиться  на взаимовыгодной договорной основе. Однако роль

государства и  его органов

управления  будет неодинакова в зависимости  от типов предприятий, форм

собственности. Деятельность государственных предприятий  регулируется

посредством сочетания  экономических методов с административным подчинением

министерствам и ведомствам и местным органам  власти.

Предприятия же, основанные на коллективной и частной  формах собствен

нести,административно  не подчинены министерствам и  ведомствам. Их

деятельность  регулируется действующим законодательством  и экономическими

методами.

Прямое регулирование  территориального развития осуществляется с помощью

государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот,

нормативов, а  также регулирования цен, финансирования через специальные фонды

развития и  местный бюджет. Особенно важное значение для приоритетного

развития тех  или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры,

достижения  необходимых структурных изменений, развития научно-технического

потенциала  имеют государственные капитальные  вложения. При этом

основной^ормой  прямого участия государства  в регулировании развития регионов

должны быть региональные программы, финансируемые  из бюджета. Государство

может использовать и другие формы прямого инвестиционного участия в

формировании  новой территориальной

структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в  условиях

ограниченности  государственных  финансовых ресурсов, ориентация должна быть

на использование  средств предприятий и населения.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирования

территориального  развития с помощью финансово-кредитной  и налоговой политики,

амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом

преобладающей формой должно

быть финансовое и налоговое регулирование. Необходимость  функционирования

регионов в  условиях рынка на принципах самоуправления и самофинансирования

предъявляет особые требования к организации их финансовой деятельности,

стабилизации  финансового положения в регионах.

Важным регулятором  территориального развития являются местные  бюджеты.

Порядок составления  и исполнения местных бюджетов, их взаимоотношения с

республиканским бюджетом определены законодательством  Республики Беларусь и

исходит из четкого разграниче-

ния доходов  и расходов республиканских и  местных бюджетов.

В последнее  время отмечается тенденция роста  доходов местных бюджетов и

соответственно, повышения возможностей в финансировании развития регионов.

Значительно расширены  права местных органов власти в использовании финансовых

ресурсов, по формированию основных статей доходной и расходной  части бюджета.

Местные Советы депутатов самостоятельно определяют перечень доходных

источников

и структуру  расходов местных бюджетов, включая  порядок образования резервных

и иных фондов. В распоряжении местных бюджетов полностью остаются

дополнительно  полученные доходы или экономия в  расходах,

а также свободные  остатки средств на конец года.

Основная задача налоговой политики на 2000 год-повышение эффективности

действующей налоговой  системы посредством недопущения роста налоговой

нагрузки и  обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет.

Конкретные  предложения по совершенствованию  налоговой системы в 2000 году

нашли свое отражение  в  Законе Республики Беларусь "О внесении изменений и

дополнений  в некоторые Законы Республики Беларусь ".В частности, сохраняется

пониженная  ставка налога на прибыль в размере 25 процентов, а также

закрепление применявшегося в 1998-1999 годах порядка предоставления льготы

по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капвложений

производственного назначения и жилищного строительства.

С 01.01.2000 года изменен  порядок налогообложения отдельных видов

деятельности  в связи с переходом на зачетный метод исчисления налога на

добавленную стоимость.

Вводится существенное упрощение порядка взимания ряда отчислений и сборов в

местные целевые  бюджетные фонды.

Так, перечисления в целевой фонд стабилизации экономики  производителей

сельскохозяйственной продукции и продовольствия., целевой сбор на

финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда,

а также сбор на содержание детских дошкольных учреждений будут

осуществляться  по единой ставке 2,5 процента выручки от реализации

продукции.

В 2000 году предоставлено  право местным Советам увеличивать (уменьшать)

ставки, пред оставлять  индивидуальные льготы, устанавливать и изменять сроки

уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога за пользование,

природными  ресурсами (экологического налога), а также предоставлять

индивидуальные  льготы по уплате подоходного налога о физических лиц и

госпошлины, подлежащей зачислению в городской бюджет.

Доходная часть  бюджета сформирована с учетом основных параметров прогноза

социально-экономического развития Республики Беларусь на 2000 год, а также

предполагаемых  изменений налогового законодательства.

Из общей  суммы консолидированных доходов 40271,7 млн. руб. в бюджет города

поступит 15233,5 млн. руб. или 37,8 % против 35,3 % в 1999 году с учетом

взаимных расчетов. Доходы городского бюджета по сравнению  с прошлым годом

увеличены в 2,1 раза.

Основными источниками  доходов городского бюджета продолжают оставаться

следующие налоги: налог на добавленную стоимость-28,2 % от общей суммы

доходов, под сходный налог с граждан-23,4 %, налог на прибыль и доходы-13,3

%, акцизы-10,1 %.

Сумма подоходного  налога определена в размере   3558,3 млн.руб. или 23,4 %

объема бюджета  против 19,1 % в 1993 году. Отчисления в городской бюджет

от суммы  контингента установлены в размере 60 % (1999 год-50 % ).

Средний процент  изъятия подоходного налога по отношению  к облагаемому фонду

оплаты труда  принят на 2000 года в размере 10,2 процента.

Прямые налоги на доходы и прибыль с юридических  лиц на 2000 год

прогнозируется в сумме 2019,9 млн. руб., в том числе: налог на Прибыль-19670

млн. руб. .фиксированная  сумма налога на Прибыль-14,5 млн.руб7,налог на

доходы-38,4 млн.руб.

Снижение удельного  веса налога на прибыль о юридических  лиц в общем объеме

доходов о 17,6 % до 13,2 % объясняется изменением процента отчислений от

суммы контингента. На 2000 год отчисления установлены в размере 27 % против

41 % в 1999 году.

Поступления налога на добавленную стоимость определены в сумме 4302,6

млн.руб. ,что  составляет 28,2 % объема бюджета. Увеличение поступлений НДС

по сравнению  с прошлым годом в 5 раэ связано  с увеличением процента

отчислений  о 20,4 % в 1999 году до 41 % в 2000 году.

Средний процент  изъятия налога на добавленную стоимость  по товарам,

производимым  в городе, составил в 1998 году-7,6 % ,в 1999 году-7,1 % .столько

же планируется  и на 2000 год.

Поступления акцизов  на 2000 год рассчитаны, исходя из предполагаемых объемов

производства  подакцизных товаров, ставок акцизов  в ЕВРО, согласно

постановлению Совета министров Республики Беларусь от 17.06.99 г. И 911 и

среднегодового  курса ЕВРО по отношений к белорусскому рублю в размере 519,8

рублей.

Обшдя сумма  поступлений акцизов в 2000 году оценивается  в сумме 1538,7

млн.руб.В разрезе  товарных групп зачисление осуществляется:

-37,6 % суммы акциза  по ликеро-вод очной продукции  -197,0 млн.руб.,

-100 % суммы акциза по винам и винным напиткам-686,8 млн.руб.,

-100 % суммы акциза  по пиву-654,9 млн.руб.

Удельный вес  акцизов в_объеме городского бюджета  составляет 10,1 %.

Поступления налогов на собственность определены в сумме 471,9 млн. руб.,

которые складываются из:

-налог на  недвижимость за незавершенное  строительство-13,3 млн.руб.,

-налог на  землю-237,9 млн.руб.,

-налог на  недвижимость-220,7 млн.руб.

Поступления налогов  на собственность рассчитаны, исходя из установленных

законами Республики Беларусь ставок.

Удельный вес  налогов на собственность в объеме городского бюдже*та составляет

3,1 %.

В составе доходов  бюджета города на 2000 год учтены поступления по целевым

сборам на содержание и развитие инфраструктуры города 437,6 млн.руб. (2,9%

объема бюджета) и на содержание детских дошкольных учреждений 1774,7

млн.руб.(11,6% объема бюджета).

Текущие неналоговые  доходы (поступления по штрафам и  санкциям, госпошлина,

арендная плата, налог на добываемые из природной среды ресурсы и др.)

планируется в  сумме 1008,6 млн.руб.(6,6% объема бюджета).

Капитальные доходы (доходы от реализации производственных активов) в размере

30,0 млн.руб. прогнозируется  получить в результате реализации  основных

направлений разгосударствления и приватизации объектов государственной

коммунальной  собственности на 2000 год.

В составе доходов  бюджета города учтены поступления  в фонд охраны природы –

86,1 млн.руб.

Расходы бюджета  города определялись исходя из возможностей доходной части. В

основу формирования расходной части проекта бюджета  заложены следующие

приоритеты:

-       сохранение в 2000 году социальной направленности бюджета;

-       обеспечение в полном объеме  выплаты заработной платы, пенсий,

стипендий, других денежных выплат населению, расходов на питание и

медикаменты;

-       обеспечение финансовыми ресурсами  утвержденных специальных программ и

мероприятий;

В условиях ограниченности финансовых ресурсов и приведения расходной  части в

соответствие  с реальными возможностями бюджета  особое внимание будет уделено

целевому и  эффективному использованию бюджетных  средств.

Учет поступающих  местных налогов и сборов, контроль за правильностью их

исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляет инспекция

государственного  налогового комитета по г.Бобруйску  в соответствии с Законом

Республики  Беларусь " 0 госу-

дарственной налоговой инспекции Республики Беларусь". Ответственность за

неуплату, неполную, либо несвоевременную уплату местных  налогов и сборов

устанавливается в соответствии с Законом Республики Беалрусь " 0 налогах и

сборах,взимаемых  в бюджет Республики Беларусь".

Надо отметить,что  в связи с ростом расходов в  регионах,увеличением количества

программ, мероприятий, финансируемых из местных бюджетов, собственных средств

в регионах недостает. Из республиканского бюджета дополнительно  выделяются

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)