Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров.
В планах крупных промышленных предприятий действует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям (или контуру долгосрочных планов) относятся:
1) объемы продаж;
2) темпы роста;
3) размер прибыли;
4) доход на акцию;
5) доля на рынке;
6) дивиденды;
7) цена акций;
8) компенсации работникам;
9) уровень качества продукции;
10) стратегия роста;
11) политика устойчивости;
12) социальная ответственность и др.
К оперативным показателям (или планам) отнесены показатели:
1) добавленной стоимости;
2) инвестиции на одного
3) показатели роста
4) коэффициент оборачиваемости капитала;
5) политика в области снижения издержек.
Текущие планы производства содержат следующие показатели:
1) номенклатуру и количество
выпускаемой продукции в
2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;
3) численность промышленно-
4) фонд оплаты труда и средний
уровень заработной платы
5) запасы материалов, незавершенного
производства и готовой
6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;
7) основные финансовые
8. Разработка производственной
программы предприятия. Этапы
разработки производственной
Производственная программа – план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству.
Главная задача при составлении
плана производства – подтвердить
расчетами, что производство в состоянии
реально производить
В плане указываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.
План производства включает следующие этапы:
1) расчет производственной
2) расчет численности персонала.
Планирование потребности
3) расчет фактической заработной
платы персонала. В статье «
а) оплата труда по сдельным расценкам,
тарифным ставкам и должностным
окладам, выплаты стимулирующего характера
по положениям о системе оплаты труда;
выплаты компенсирующего
б) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнения государственных обязанностей;
в) стоимость продукции, выдаваемой работникам предприятия в качестве оплаты труда;
4) расчет сметы затрат на
а) материальные затраты;
б) амортизационные отчисления;
в) затраты на оплату труда;
г) отчисления на социальные нужды;
д) прочие затраты;
5) расчет калькуляции
6) расчет цены. Расчет цены производится по методу «средние издержки плюс прибыль» и имеет вид:
СРЦ = С + П + НДС + НТ,
где СРЦ – свободная рыночная цена;
С – себестоимость изделия;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
НТ – торговая надбавка;
7) расчет валовой, товарной и реализованной продукции.
Валовая продукция – весь объем произведенной продукции согласно договорным обязательствам предприятия.
Товарная продукция – продукция, находящаяся на складе предприятия, готовая к реализации, и продукция, находящаяся в пути, произведенная, но не оплаченная.
Реализованная продукция – продукция, за которую на текущий расчетный счет предприятия поступила оплата.
. Цели разработки и
структура бизнес-плана
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Составлять его рекомендуется на период от трех до пяти лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.
Бизнес-план выполняет следующие функции:
1) может быть использован для
разработки концепции ведения
бизнеса и генеральной
2) может выполнять функцию
3) помогает контролировать и
оценивать процесс развития
4) необходим для привлечения денежных средств;
5) нужен для привлечения
Разработка бизнес-плана
Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов:
1) резюме (возможности предприятия);
2) виды товаров (работ, услуг);
3) рынки сбыта производимых
4) существующая конкуренция на рынках сбыта;
5) маркетинговый план;
6) производственный план;
7) организационный план;
8) правовое обеспечение
9) оценка риска и страхование;
10) финансовый план;
11) стратегия финансирования.
В рекомендациях некоторых
Бизнес-план в отличие от внутрипроизводственного планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта.
Бизнес-план ориентируется главным
образом на разработку новой стратегии
или тактики развития предприятия,
тогда как обычное планирование
может включать различные виды совместной
текущей и перспективной
14.1. Содержание, цели и методы
прогнозирования деятельности
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю преспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования
Прогнозирование как результат
маркетинговых исследований является
исходным пунктом организации
Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном
прогнозировании, как правило, не учитывают
временные и случайные факторы
воздействия на рынок. Если краткосрочные
прогнозы нацелены на количественные
оценки, прежде всего, уровня цен на
рынке, то среднесрочные и долгосрочные
прогнозы рассматриваются как
В качестве инструментария прогнозирования
применяются формализованные
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.
При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.
Наибольшую сложность
Поэтому применительно к
Результаты прогнозирования
Вопросы к экзамену по дисциплине «Прогнозирование и планирование в организации»
1.Раскройте структуру
2.Раскройте сущность прогноза
и плана, а также их
3.Преимущества и недостатки
директивного народно-
4. Назовите различия
5.Раскройте особенности
6. Дать понятие поискового (генетического)
и нормативного подхода к
7. Дать понятие прогноза и
раскройте его общую
8.Раскройте сущность
9.Раскрыть понятие объекта
10. Что включает в себя
11. Перечислите принципы
12. Дать понятие приема и метода прогнозирования, их различие.
13.Перечислите основные
14.Раскройте сущность тренда
и интерполяции в
15. Раскройте порядок и
16.Как оформляются результаты прогноза?
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики