Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

- возможностью предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде

- способностью выступать в торговом обороте от своего имени

15.  Предельный уровень средней численности работников (человек) в малых предприятиях (распределить в соответствии)

-       в промышленности                                      60

-      в строительстве                                              50   

-      на транспорте                                                 30   

-      в сельском хозяйстве                                     30   

-      в научно-технической сфере                         50     

-      в оптовой торговле                                        100

-      в розничной торговле                                    100

-      в бытовом обслуживании                             100

-      в остальных отраслях                                     60

16.  Меры государственной поддержки малого предпринимательства:

-      льготное кредитование;

-      предоставление налоговых льгот;

-      премии предпринимателем за высокие показатели;

-      предоставление государственного запаса;

-      аренда недвижимости на льготных условиях

-      предоставление социальных льгот;

-      содействие в подготовке и переподготовке кадров;

-      предоставление оборудования в лизинг.

17.  Кто из участников отвечает своим личным имуществом по долгам предприятия:

- вкладчики

- акционеры

- полные товарищи

18.  К коммерческой тайне не относится:

- планы внедрения новых технологий и видов продукции

- уровень складских запасов

- фактическое состояние рынков сбыта

 

 

2. Управление и  структура предприятия

2.1.Понятие, принципы, функции  и методы управления

 

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.

Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия.

В основе управления предприятием лежат  принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах  проявляются наиболее устойчивые черты  объективных закономерностей управления.

 

 

 

 

   

 

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические.

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических  методов управления.

Комплекс распорядительных актов  по руководству хозяйственной деятельностью  представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность  должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы  административного воздействия.

Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия  на психологию людей.

 

2.2. Производственная и  общая структура

 

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.

Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих  в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия.

К факторам, которые влияют на производственную структуру предприятия, относят  характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.

В зависимости от того, какое подразделение  является основной структурной производственной единицей предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую производственную структуру.

Цех - это обособленное в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная законченная стадия по выработке продукта.

 

 

 

 

 

 

 

Признаком предметной структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия или группы однотипных изделий, узлов, деталей (цехи по изготовлению двигателей, задних мостов, кузовов, коробок передач на автомобильном заводе).

Признаком технологической  структуры является специализация цехов предприятия на выполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса. Например, наличие литейного, кузнечно-прессового, штамповочного, механического и сборочного цехов на машиностроительном заводе.

 

На практике часто встречается смешанная производственная структура, при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная - предметно.

На предприятиях с простым производственным процессом применяется безцеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок - совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция.

При корпусной  производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов.

На предприятиях с многостадийными  процессами производства и комплексной  переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия (чугун, сталь, прокат).

 

Общую структуру предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия.

 

Типовая общая структура промышленного  предприятия приведена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Типовая общая  структура промышленного предприятия

 

2.3. Организационная структура  управления

 

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Между элементами системы управления существуют связи, которые можно  подразделить на:

 

1) линейные связи возникают между  подразделениями разных уровней  управления, когда один руководитель  административно подчинен другому  (директор - начальных цеха - мастер);

2) функциональные связи характеризуют  взаимодействие руководителей, выполняющих  определенные функции на разных  уровнях управления, между которыми  не существует административного  подчинения (начальник планового  отдела - начальник цеха);

3) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).

 

 

 

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка.

 

Линейно-штабное  управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

 

Функциональное  управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

 

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

 

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

 

В хозяйственной практике часто  встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов  организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.

 

3. Внешняя среда предприятия 

3.1. Общая характеристика  внешней среды предприятия

 

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

 

 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

 

 

 

 

 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более  полно использовать благоприятные  возможности.

 

3.2. Микро- и макросреда  хозяйствования, определяющие факторы

 

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию  и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными  аудиториями.

 

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее  товары и услуги для личного  потребления);

- производителей (организации, приобретающие  продукцию производственно-технического  назначения);

- промежуточных продавцов, приобретающих  товары и услуги для последующей  их перепродажи с прибылью  для себя;

- государственных учреждений (оптовые  покупатели продукции для государственных  нужд);

- международном (зарубежные покупатели  на ранее перечисленных типах  клиентурных рынков).

 

 

 

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.




 


 


 

 

 

 


 

 

 

 


 


 

 

 

 



 


 


 

 

 


 

 



 

 

 

 

3.3. Рынок и поведение  на нем субъектов хозяйствования

 

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

 

 

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам  рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская  сеть, системы и средства коммуникации.

 

Существуют следующие  принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике:

1) принцип свободы экономической,  хозяйственной и предпринимательской  деятельности, который проявляется  в предоставлении субъекту собственнических  и предпринимательских прав, дающих  возможность создать собственное  дело и воплотить замыслы в  конкретные объекты, а также  в ликвидации чрезмерных ограничений  на формы, виды, объекты предпринимательства  предприятий и граждан; 

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики