Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под  общим управлением [30, с. 44].

 

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.

 

Основными функциями розничной  торговой ceти являются:

 

• закупка товаров у поставщиков;

 

• организация завоза товаров в  магазины;

 

• приемка и хранение товаров;

 

• подсортировка и подготовка к  продаже;

 

• продажа товаров населению  и мелкооптовым покупателям;

 

наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах [30, с. 44].

 

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

 

- реализация товаров народного  потребления с наименьшими затратами;

 

- обеспечение высокой культуры  торгового обслуживания;

 

- сокращение издержек потребления,  связанных с приобретением товаров;

 

- взаимосвязь с развитием сети  предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

 

- тесная связь с принципами  современного градостроительства [30, с. 44].

 

Об экономической эффективности  торговой сети можно судить по таким  показателям, как:

 

- общая численность торговых  объектов;

 

- количество торговых объектов  и торговой площади, приходящихся  на 1000 человек;

 

- численность населения на одну  торговую организацию и на 1 м2  торговой площади;

 

- удельный вес специализированной  торговой сети;

 

- средний размер торговой площади  одного магазина.

 

Социальная эффективность розничной  торговой сети может определяться:

 

- средним радиусом обслуживания  одного магазина;

 

- затратами времени покупателей  на ожидание обслуживания.

 

О количественном развитии розничной  торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающемуся в размере торговой площади на 1000 человек.

 

Количественное состояние розничной  торговой сети определяется по следующим  показателям:

 

- соотношение количества торговых  объектов и торговой площади  по продовольственным и непродовольственным товарам;

 

- удельный вес специализированных  торговых объектов в общем  количестве;

 

- удельный вес форм и методов  продажи;

 

- соотношение торговых площадей, используемых для реализации  отдельных групп товаров;

 

- соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

 

- средний размер магазина [30, с. 45].

 

Факторы, влияющие на развитие и состояние  розничной торговой сети:

 

• экономические - развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы, рыночных отношений и т.д.;

 

• социальные - объем доходов населения  и покупательского спроса, объем  и структура розничного товарооборота  и т.д.;

 

• градостроительные - величина города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.д.;

 

- транспортные - направления и интенсивность  транспортных потоков [30, с. 45].

 

Рациональное построение розничной  торговой сети должно осуществляться с учетом климатических, демографических, экономических и социальных особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и другими признаками.

 

Розничная торговая сеть - это торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами.

 

Розничный торговый объект - это торговый объект, используемый для осуществления  розничной торговли.

 

Важнейшим признаком классификации  объектов розничной торговой сети является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого признака розничная торговая сеть делится на стационарную и нестационарную.

 

Стационарная розничная торговая сеть - это совокупность стационарных торговых объектов, включающих магазины и торговые центры, через которые реализуется основная масса потребительских товаров. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий [30, с. 46].

 

Магазин - специально оборудованное  стационарное торговое здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение [30, с. 46].

 

Торговый центр - комплекс взаимосвязанных  предприятий торговли, общепита и  бытового обслуживания.

 

Преимущества стационарной торговой сети:

 

• обеспечение более широкого ассортимента товаров;

 

• применение прогрессивных форм продажи и дополнительного обслуживания покупателей;

 

• обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;

 

• создание оптимальных условий  для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;

 

• расширение возможностей для механизации  и автоматизации торгово-технологических  процессов;

 

• обеспечение более высокой  культуры обслуживания и создание условий  труда для работников торговли.

 

Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения [30, с. 46].

 

Нестационарная торговая сеть - совокупность нестационарных торговых объектов (без  заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижных [30, с. 47].

 

Нестационарная торговая сеть включает в себя мелкорозничную торговую сеть, представленную павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли.

 

К мелкорозничной сети относятся:

 

• павильон - оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал (или без него) и помещение  для хранения запаса товаров. Может  иметь одно или несколько рабочих мест;

 

• киоск - оснащенное торговым оборудованием  строение, не имеющее торгового зала и складских помещений. В киоске имеется одно рабочее место продавца и весь товарный запас размещен на его площади;

 

• палатка - сборно-разборная, легко  возводимая конструкция с прилавком, без торгового зала и места для хранения товарного запаса. Товары завозятся на день торговли и размещаются на рабочем месте продавца.

 

Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность  быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не требуется больших затрат. К недостаткам ее следует отнести: узость ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-технологического процесса [30, с. 47].

 

Передвижная торговая сеть предназначена  для организации торговли в тех  местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и делится  на развозную и разносную.

 

Развозная торговая сеть - часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся размещением торговых объектов на транспортных средствах.

 

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания - до десятков, а вагонов-магазинов - до нескольких сотен километров. В Республике Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины, особенно в потребительской кооперации (около 400 единиц), они широко используются промышленными предприятиями для реализации своей продукции в городах [30, с. 47].

 

Разносная торговая сеть - часть нестационарной торговой сети, характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений. Применяется для обслуживания в  местах массового отдыха, на железнодорожных  платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской авиации, при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других товаров.

 

К передвижным средствам развозной  и разносной торговли относятся  также торговые автоматы.

 

Одним из важнейших условий повышения  качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

 

Специализация - это форма разделения труда между торговыми объектами  по розничной продаже отдельных  групп товаров для наиболее полного  удовлетворения спроса населения.

 

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

 

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние  на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

 

Специализация способствует значительному  расширению ассортимента той или  иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете - повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

 

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и  комплексности спроса.

 

При специализации по товарно-отраслевому  признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям [30, с. 48]:

 

* предметы одежды, обувь, туалетные  принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);

 

• предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);

 

• предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь  и т.д.);

 

• прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

 

По степени специализации магазины делятся:

 

• на узкоспециализированные - реализуют  отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

 

• специализированные - осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);

 

• комбинированные - имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея - парфюмерия, мясо - рыба, овощи - фрукты);

 

• универсальные - торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);

 

• неспециализированные (смешанные) магазины - реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных  товаров (магазин "Товары повседневного  спроса").

 

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

 

При специализации по комплексности  спроса ассортимент реализуемых  товаров формируется по потребительским  комплексам (магазины "Товары для  детей", "Товары для дома", "Сделай сам", "Все для садовода" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос. Но при этом значительно осложняется деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организацию контроля качества и в целом процесса продажи товаров [плат, с. 48]. По этой причине в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц ("Товары для спорта и туризма", "Товары для детей").

 

Перспективными направлениями  специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом  являются:

 

• в продовольственной торговле - существенное повышение роли универсамов, супер-, гииермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (мини-маркетов);

 

• в непродовольственной торговле - возрастание роли универмагов, Домов  торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

 

Существуют три основных метода определения уровня специализации розничной торговой сети. В первом случае уровень специализации K1 определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству К0 [30, с. 50]:

 

К1 = (Кс / К0) * 100%. (1.1)

 

Определенный таким образом уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

 

Во втором случае уровень специализации  К2 может быть определен как отношение  товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту Т0 [30, с. 50]:

Информация о работе Розничная торговая сеть