Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом  реализуемых товаров, а, прежде всего, потребностями населения.

 

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

 

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960-2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2007 г., средний размер магазина в республике составил 97 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70% продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных Номенклатурой типов магазинов. Существенным тормозом в совершенствовании обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и, прежде всего, за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

 

Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения  достижений научно-технического прогресса, более рационального использования  торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.

 

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы  рациональной специализации и типизации  торговой сети, ее структурного упорядочения. За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.

 

В продовольственной торговле наблюдается  тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте республики составляет более 80%, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. Ускоренное развитие сети универсамов, супер- и гипермаркетов - одна из наиболее заметных тенденций в развитии продовольственной торговли.

 

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование  специализированной торговли. Темпы  роста специализированной торговой сети за последние 10-15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по расширению торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах.

 

Развитие розничной торговой сети должно быть направлено на создание более эффективной конкурентной среды в торговле. Важное место в этом занимает видовое и типовое разнообразие торговых объектов, форм, и методов торгового обслуживания.

 

Видовое и типовое разнообразие предполагает более широкое использование на практике всего спектра магазинных и внемагазинных форм продажи товаров: торговля по каталогам, сетевой маркетинг, электронная и посылочная торговля, торговля на рынках и т.д. Это многообразие во многом определяется и дифференциацией доходов населения. В настоящее время активно идет процесс становления и развития магазинов, специально ориентированных на покупателей с различным уровнем доходов. С одной стороны, это магазины с высоким уровнем цен на высококачественные товары и соответственно высоким уровнем торгового обслуживания (универмаги, крупные специализированные магазины, гипермаркеты, супермаркеты в центре городов), с другой - это магазины, ориентированные на покупателей со средними и низкими доходами (магазины-дискаунты, магазины-склады, торговля на вещевых рынках и т.д.).

 

В условиях перехода к рынку важным направлением в развитии розничной  сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, основная часть магазинов размещена в  центрах городов. Так, в г. Минске обеспеченность торговыми площадями Центрального, Московского, Советского районов значительно выше, чем Заводского, Октябрьского, Первомайского. Особенно бессистемно и неравномерно размещены непродовольственные магазины. Это приводит к большим потерям времени покупателей на поиск и приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 70% и более). Это отрицательно сказывается на организации торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые объекты, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно использовать современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Основная причина этого - недостаточное внимание к типизации магазинов и их равномерное размещение на территории города. Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется в связи с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются не в зависимости от потребностей населения, а от возможностей торговой фирмы.

 

Очевидно, что для рационального  размещения торговой сети управлениями потребительского рынка областей, городов, горторготделами должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.

 

Переход торговли к рыночным отношениям, к полному хозрасчету торговых организаций  неизбежно приводит к потребности  учета влияния на экономические  результаты деятельности всех основных факторов, в том числе и факторов пространственного размещения торговой сети. В этом плане целесообразно использовать научный и практический опыт решения проблем эффективного размещения розничной торговой сети, накопленный во многих странах мира, например, картографический метод размещения магазинов, построение теоретических моделей развития и размещения сети с учетом мотивов поведения покупателей, торговых работников, городских властей, застройщиков торговых центров и т.д.

 

Особое внимание должно быть уделено  вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров. За последние 15 лет в Республике Беларусь действующая сеть магазинов обновлена на 25-30%. Но несмотря на относительно высокие темпы строительства, 3/4 торговой сети требует реконструкции и перестройки, укрупнения, более рациональной специализации. Следует отметить, что реконструкция действующих торговых организаций при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство.

 

Мировой опыт показывает, что сетевая  торговля может занимать до 90% розничного рынка в стране [12, с. 42]. Почему это  происходит? Ответ один: развивая сетевой  розничный бизнес, можно добиться больших результатов в расчете на один сетевой магазин по сравнению с независимым магазином. Поэтому создание розничной торговой сети более выгодно и начинается:

 

- при открытии второго магазина;

 

при принятии оптовой компанией  решения расширить бизнес за счет своих розничных каналов сбыта;

 

- при наличии проекта создания  розничной сети (например, когда  производственные компании пытаются  диверсифицировать бизнес) [12, с. 42].

 

Сетевая торговля сама по себе уже  имеет конкурентные преимущества перед  отдельно стоящим магазином. [12, с. 42]:

 

консолидированные закупки товаров, осуществляемые крупной торговой компанией, обеспечивают лучшие ценовые условия  от поставщика за счет выбираемых объемов  товаров;

 

для сетевой структуры становится рентабельным наличие своего центрального склада, что, в свою очередь, позволяет создавать в необходимом количестве товарные запасы, компенсируя неритмичность и нарушение сроков поставок внешними поставщиками;

 

- наличие склада и своего  транспортного хозяйства создает  предпосылки для существенного сокращения площади подсобных помещений и, соответственно, товарных запасов в магазинах торговой сети, также снижаются затраты и издержки на предпродажную подготовку товаров;

 

- имеется возможность сократить  аппарат управления в расчете  на один магазин, а значит, уменьшить кадровый голод и содержать наиболее высококвалифицированных специалистов;

 

- увеличиваются возможности для  широкой известности и узнаваемости  магазинов компании, что способствует  росту товарооборота и т. д.

 

При переходе от отдельно стоящего магазина к эффективно функционирующей сети розничных магазинов необходимо решить ряд задач [12, с. 43]:

 

обеспечение возможности проведения централизованной закупочной политики - главного фактора формирования конкурентного  преимущества торговой сети;

 

снижение расходов, в т. ч. расходов на содержание аппарата управления - важнейшее  условие для установления конкурентной розничной цены;

 

увеличение оборачиваемости финансовых ресурсов за счет комплекса мер, наиболее значимой из которых является высокотехнологичная логистика;

 

обеспечение решения управленческих задач минимальным количеством  персонала;

 

оптимальное размещение менеджеров на объектах торговой компании;

 

ведение эффективной ассортиментной политики;

 

максимальная автоматизация технологических процессов, обеспечивающих единое информационное пространство и актуальность информации в реальном масштабе времени.

 

Торговые сети подразделяются на [12, с. 43]:

 

- региональные или общенациональные  компании;

 

- одноформатная или мультиформатная розничная сеть.

 

Наличие в сети магазинов различных  форматов существенно усложняет  управление логистикой в торговой компании. Для различных форматов магазинов  свойственна различная номенклатура и ассортимент товаров. Следовательно, качественное управление многообразием ассортимента является главным условием эффективной работы мультиформатной сети.

 

В связи со складывающейся ситуацией  у региональных розничных сетей  есть два пути развития для обеспечения  существования на рынке: либо наращивать свою мощность путем укрупнения и создания технологических преимуществ, либо становиться частью национальной или транснациональной сети.

 

При этом решаются следующие вопросы:

 

- выбор метода управления сетью  - централизованный или децентрализованный. Преимущества сетевой структуры могут быть полностью реализованы при централизованном управлении, альтернативы которому нет даже при построении общенациональной сети;

 

- выбор модели управления - инвестиционная, холдинговая, централизованная, лоточная, гибридная;

 

- выбор архитектуры информационной системы: централизованной или распределенной [12, с. 44].

 

В розничных торговых сетях разрабатываются  внутренние и внешние стандарты. Соблюдать сетевые стандарты  обязательно, но при их разработке следует  предусмотреть возможность своевременного реагирования на необходимые изменения.

 

К внешним стандартам относятся: позиционирование компании на рынке и закупочная политика. Позиционирование можно обозначить как специализацию сети, при этом определяется:

 

тип магазина (универсальный, специализированный и т.п.);

 

месторасположение торгового объекта (магазин у дома, на трассе);

 

размер ассортимента (широкий, узкий);

 

сервис (удобный, комфортный);

 

уровень цен (дискаунт, со средними ценами и т. д.).

 

К внутренним сетевым стандартам относятся:

 

принципы организации торгового  пространства;

 

торговое оборудование;

 

ассортимент;

 

размещение и выкладка товаров [12, с. 44].

 

Обеспеченность материально-технической  базой розничной торговой сети способствует улучшению торгового обслуживания, повышению конкурентоспособности организации.

 

Основными направлениями повышения  эффективности использования розничной  торговой сети являются [19, с. 122]:

 

- рациональное размещение торговой  сети с учетом обеспечения  ее конкурентоспособности;

 

- создание торгово-бытовых центров;

 

- развитие сети комплексных  организаций: магазинов с пунктами  закупок сельскохозяйственной продукции,  магазинов с кулинарными цехами;

 

- увеличение показателей сменности  и непрерывности работы организаций,  в частности перевод отдельных  магазинов на круглосуточный  режим работы;

 

- улучшение оснащенности организаций  средствами механизации труда,  в частности для расфасовки  товаров;

 

- расширение сети действующих торговых организаций за счет сданной в аренду и временно закрытой сети.

 

В условиях конкуренции хозяйствующие  субъекты заинтересованы в обеспечении  непрерывной работы организаций  торговли в течение дня и месяца. Так, в Беларуси успешно функционируют магазины с круглосуточным режимом работы в городах, в районных центрах, рабочих поселках и в крупных сельских населенных пунктах. Увеличивается количество магазинов, осуществляющих реализацию товаров без выходных.

Информация о работе Розничная торговая сеть