Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед1.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

При втором варианте необходимо проведение дополнительного анализа, целью которого должно быть прогнозирование возможных изменений исходных технологических процессов.

Особый случай имеет  место в отношении новых продуктов  и технологий, возникающих в переходный период. Анализ этих продуктов и технологий затруднен необходимостью их предварительного прогнозирования.

Таким образом, анализ и  прогноз перспективности конкретных технологических процессов может быть использован для выработки содержательных критериев оценки перспективности технологических инноваций в условиях переходной экономики.

Исследуя проблемы диффузии технологических инноваций, следует  охарактеризовать методы, с помощью которых она проводится.

Можно выделить два метода диффузии технологических инноваций  – «вертикальный» и «горизонтальный».

При вертикальном методе диффузии технологических инноваций  весь инновационный цикл сосредоточивается  в одной организации с передачей  результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности от подразделения к подразделению. Однако применимость этого метода весьма ограничена - либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб, либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей.

Горизонтальный метод  диффузии технологических инноваций - метод взаимодействия на основе такого типа поведения, как кооперация. При  этом вполне возможна ситуация, в которой ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками данного бизнес-процесса в воспринимаемом пространстве. При этом отдельно необходимо заметить, что не всегда предприятие–организатор может иметь статус «точки связности» в этой локальной коммуникативной сети. В некоторых случаях, в роли такой точки могут выступать, например, те участники, которые обладают необходимыми для реализации бизнес-процесса ресурсами.

Горизонтальный метод  продвижения инноваций наиболее наглядно характеризует экономическое содержание инновационного процесса. Его суть заключается в том, что в инновационном процессе реализуются институты в понимании О.Уильямсона –  экономические отношения между создателями новшества, собственниками ресурсов, потребителями новшеств по поводу их изготовления, использования и обеспечения ресурсами участвующих в процессе субъектов рынка  технологических инноваций. Этот вывод требует, в свою очередь, изучения институциональных экономических аспектов содержания инновационной деятельности на рынке технологических инноваций.

Специфика инновационной  деятельности состоит в том, что  она выполняет четко выраженную экономическую функцию, вовлекая в некоммерческий и коммерческий обмен научно-технические достижения, способствуя распространению производственного опыта на национальном и международном уровнях.

Некоммерческий обмен  технологическими инновациями чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. В некоммерческом обмене участвует свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п., которые не могут быть переданы в частную собственность, поскольку являются общечеловеческим достоянием, или для которых не имеется конкретных способов применения, приносящих прибыль. Обмен происходит на международных конференциях, сессиях, симпозиумах, семинарах, выставках и пр., а также в процессе обучения и стажировки ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.

Коммерческий обмен  технологическими инновациями осуществляется на рынке инноваций. Рынок инноваций  – это совокупность организационно - экономических отношений или  институтов, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам, масштабам такого обмена.

Экономическая сущность и специфика рынка инноваций  заключается в следующем [49, с.260-261]:

- формирование коммерческого  обмена продуктами инновационной деятельности стало закономерным итогом исторического развития производственных отношений, распространением всеобщего характера товарного производства при рыночной экономике на инновационную сферу. Данный процесс органически связан с углублением общественного разделения труда, специализацией и кооперированием в областях научно-технической, инновационной и производственной деятельности;

- поступающие в сферу  обмена инновационные продукты  отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путем заключения сделок, отражающих специфику этих объектов как товара;

- в сфере торговли  инновациями сложился и действует  рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена. Так же как национальные рынки традиционных товаров, инновационные рынки имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы. Сделки по обмену объектами инновационного продукта могут предусматривать использование правовых условий других видов коммерческих сделок, таких как договоры купли-продажи, аренды, об оказании услуг, инвестирования капитала, займа, товарищества. На основе национальных рынков экономически развитых стран складывается мировой рынок инноваций;

- на национальный рынок  инноваций продукта оказывает  постоянное воздействие конъюнктурные  факторы. К общим факторам относятся  циклические колебания. К специфическим конъюнктурообразующим факторам относятся состояние научно-технического потенциала и производственной сферы, торгово-политические условия реализации конкретных объектов инновационной деятельности на рынке.

Все меры, подходящие для  улучшения конкурентоспособности  продукции, увеличения производительности или показателей деятельности субъектов инновационного рынка, вместе взятые, определяют продвижение инноваций.

К субъектам рынка  технологических инноваций можно  отнести любое физическое или  юридическое лицо как индивидуальное, так и коллективное и любые  их сочетания, независимо от того, кем  они созданы, кому принадлежат, кем контролируются (государством, правительственными учреждениями, юридическими лицами или отдельными гражданами), где функционируют, а также государства, правительственные учреждения и международные региональные и субрегиональные организации, участвующие в международных сделках по передаче технологии, которые обычно носят коммерческий характер (приложение 1).

Контакт между субъектами рынка может быть прямым, если поставщик  и покупатель знают своих потенциальных  партнеров и информированы об их интересах и предложениях.

То, что называется «классическим» обменом, относится к процессу, в  ходе которого в результате фундаментальных  и прикладных исследований в университетах  и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое в последствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.

Встречаются следующие  формы прямого технологического обмена:

  • от университетов - промышленным предприятиям;

- от научно-исследовательских  институтов - промышленным предприятиям;

- личный технологический  обмен при найме персонала;

- обмен между промышленными  предприятиями и их филиалами  путем заказов и доставок;

- между сотрудничающими промышленными  предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения;

-  от учреждений, специализирующихся  на обмене инновациями, - промышленным предприятиям;

- ярмарки, выставки, съезды.

Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий (не только университеты, научно-исследовательские институты, но также и промышленные предприятия с собственными исследовательскими отделами) могут быть названы «источниками технологии». Учреждения, находящиеся на балансе государства, обычно служат интересам общества, то есть их деятельность служит общественному прогрессу и общественным интересам, и, в принципе, доступны всем желающим, по крайней мере, путем лицензирования.

Прежде всего, это очевидно для  университетов и научно - исследовательских институтов, ориентированных на фундаментальные исследования, в случае которых ноу-хау поступает экспертам через публикации. Это приводит к ситуации, в которой результаты, полученные в ходе фундаментальных исследований и найденные выгодными с финансовой точки зрения, также поступают к экспертам прямо через публикации до того, как могут быть предприняты меры к защите патента.

Очень удачным путем является так  называемый «личный технологический трансфер». Найм квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового ноу-хау на промышленном предприятии. Для осуществления подобного обмена необходимо знать, какое ноу-хау необходимо предприятию. Это может показаться очевидным, однако это является чрезвычайно важным для выживания промышленного предприятия, в особенности в стадии технологических изменений.

Обмен технологическими инновациями между промышленными предприятиями трудно проследить. Без особых условий (равных инвестиций, договоров о сотрудничестве или стратегических альянсов и т.п.) промышленное предприятие не будет делиться новыми идеями с другими предприятиями. В этом отношении даже промышленные предприятия, относящиеся к одной и той же сфере деятельности, считают других скорее конкурентами, чем партнерами. С национальной или экономической точки зрения такое эгоистическое отношение к конкурентам приводит к негативным последствиям: имеет смысл соревноваться во влиянии на внутренний рынок только после того, как совместными усилиями на доконкурентной стадии будут устранены иностранные конкуренты. Индивидуальные промышленные предприятия могли бы затем выйти на внешний рынок со своим новым уникальным подходом и с более предпочтительными перспективами удачной деятельности.

Обмен инновациями между промышленными  предприятиями особенно эффективен, если стороны представляют собой  взаимодополняющие отрасли промышленного  производства и способны расширить круг производимой продукции, не находясь в конкурентных отношениях друг с другом.

Часто нуждающиеся в технологических  инновациях организации должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями, в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке, то есть в тех, которые не входят в настоящий момент в воспринимаемое пространство.

Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству  бизнеса. Для того, чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического обмена. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги, связанные с нововведениями, и установление надлежащих контактов. Это непрямой обмен технологическими инновациями.

К объектам коммерческого обмена технологическими инновациями  можно отнести:

- патенты на изобретения,  свидетельства на промышленные  образцы и на полезные модели, за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;

- технические и технологические  знания;

- ноу-хау и технический  опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров.

Обмен технологическими инновациями - один из основных инструментов проникновения и закрепления на рынке. Он, как правило, связан и с товарной экспансией (поставка оборудования, проекты предприятий «под ключ») и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, приносящих продавцу дополнительный доход.

Охотнее всего идут на обмен технологиями малые и средние предприятия, предприятия, выпускающие разнообразные виды продукции, фирмы с высоким научно-техническим потенциалом, предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР.

Государство, способствующее развитию рынка инноваций, стремится создать благоприятные условия для экономического и социального развития своей национальной экономики. Такие меры как, льготный налоговый режим, специальные условия внутреннего кредитования и финансирования, поощрительная политика в области цен и пр. – немаловажные инструменты инновационного развития экономики. Далее необходимо рассмотреть роль государства в формировании институциональной системы поддержки и развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве.

 

 

 

1.2 Роль государства  как субъекта инновационной деятельности

      в институциональной  системе поддержки малого 

      предпринимательства

 

Инновационный процесс  в теории инноватики определяется совокупностью работ в области инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации и ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции [28, с.7].

Инновационная деятельность в развитых странах мира – объект государственного регулирования. Оно реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы субъектов инновационной сферы. Органы государственного регулирования представляют собой совокупность органов законодательной и исполнительной власти, а также созданных ими предприятий, организаций, учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве