Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
- разработать цели и стратегии поведения, исходя из запросов конкретных покупателей;
- определять и использовать
интегрированный
В данной проблеме проявляется важность блока 6. Он предназначен для того, чтобы наладить следующие цепочки взаимодействий:
- государство – малое
предпринимательство. Эта
- малое предприятие - финансовые институты. Целью этой связи является обеспечение притока средств в малое предпринимательство;
- регионы - федеральный
центр. Посредством этой связи
возможно осуществление
- малые - крупные предприятия.
Данная связь представляет
- российские - зарубежные и международные
структуры. Посредством этой
Рассмотренный комплексный механизм государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве на принципах взаимодействия является частью государственной инновационной политики, так как содержит инструменты воздействия на факторы государственной поддержки. Состояние же этих факторов определяет потенциал и эффективность объекта воздействия. Другой такой частью, обеспечивающей полноценное использование механизма государственной поддержки, является институциональное обеспечение инновационной деятельности в малом предпринимательстве.
3.2 Методическое обоснование
в механизме
взаимодействия субъектов
деятельности в малом предпринимательстве
Институциональное обеспечение инновационной деятельности (ИОИД) представляет собой сложную категорию - совокупность ряда основополагающих категорий, включающую: субъект государственной поддержки (СГП), функции государственной поддержки (ФГП), управленческие отношения между различными субъектами государственной поддержки (УОГП), программу государственной поддержки (ПГП), технологию государственной поддержки (ТГП), технические средства государственной поддержки (ТСГП). Запишем это высказывание в виде:
ИОИД = (СГП, ФГП, УОГП, ПГП, ТГП, ТСГП)
Совокупность
СГПИД = (ОГП, МГПИД, ИОИД)
Последняя запись равносильна утверждению, что механизм государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве становится активной категорией системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве лишь при условии наличия соответствующего институционального обеспечения этой деятельности.
Объект государственной поддержки (малые предприятия) вместе с его внешней средой определяет механизм государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве (требования к нему), а последний определяет институциональное обеспечение этой деятельности, то есть имеет место цепочка:
ОГП → МГПИД → ИОИД.
В настоящее время из-за нестабильного развития малых предприятий, низкой инновационной активности в этой сфере экономики возникли проблемы, связанные с институциональным обеспечением инновационной деятельности в малом предпринимательстве. В мировой, а в последние годы в отечественной практике, в связи с этим проявляются две тенденции:
- разрабатывать более сложные и быстро действующие системы государственной поддержки инновационной деятельности с тем, чтобы сложность и быстрота принятия решений соответствовали сложности и быстроте изменений;
- упрощать систему
государственной поддержки
Обобщение мирового и российского
опыта государственной
Так, на федеральном уровне определяются общие принципы, приоритеты развития малого предпринимательства страны в целом, направления и методы реализации федеральной политики; порядок создания и реализации федеральных инновационных программ и проектов, порядок координация действий федеральных органов исполнительной власти и т.д.
На региональном уровне определяются приоритеты развития малого предпринимательства региона, формируются и реализуются инновационные программы его социально-экономического развития и поддержки и т.д.
На федерально-региональном уровне решаются задачи по формированию единой нормативной правовой базы инновационной деятельности в малом предпринимательстве, определение и согласование взаимных интересов государства и регионов, а также определяется степень участия федерации в решении региональных проблем развития малого бизнеса и регионов в решении федеральных и т.д.
На межрегиональном уровне решаются вопросы взаимодействия регионов при реализации задач в области развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве, представляющих интерес для нескольких регионов, например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
На муниципальном уровне важно проведение конкретных мероприятий по развитию инновационной составляющей деятельности малых предприятий на основе разработки и реализация муниципальных программ развития и поддержки.
Представленная иерархия образует сердцевину институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве. Причем, решающую роль в ней играют регионы. На базе имеющегося научного и промышленного потенциала региона, сосредоточенного в муниципальных образованиях, обеспечивается реализация полного инновационного цикла в малом предпринимательстве.
Представляется, что региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве в общем виде должна состоять из научных организаций, обеспечивающих разработку современных технологий, малых предприятий, способных воспринять эти технологии и осуществить выпуск конкурентоспособной продукции и инфраструктуры, обеспечивающей процесс финансовыми, информационными и другими ресурсами, а также оказывающими необходимые услуги при работе на рынках. При этом подобные системы могут формироваться как на базе одного муниципального образования, так и на базе нескольких муниципальных образований. В этом случае снижается управляемость инновационной деятельностью в малом предпринимательстве, что требует принятия соответствующих законодательных актов на уровне субъекта Российской Федерации.
Но независимо от выбранной схемы, формирование региональной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве должно исходить из следующих принципов:
- индивидуальность характера в рамках единой федеральной нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости региональным законодательством могут быть приняты специальные условия, характерные для каждой конкретной системы;
- приоритетность направлений государственной социально-экономической и научно-технической политики при разработке инновационных проектов и программ.;
- оптимальность нагрузки на бюджеты различных уровней при создании новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства на базе региональной институциональной системы;
- системность создания
Последний из перечисленных принципов имеет ключевое значение в процессе формирования региональной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве, так как определяет логику и схему создания подобной системы. Он может быть реализован на базе научно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и/или внешнем рынках. В качестве аргументации этого тезиса отметим следующее.
Исходя из предыдущего опыта реформирования, очевидно, что для того, чтобы активизировать инновационную деятельность в малом предпринимательстве, необходимы предпринимательские структуры, отличающиеся высокой гибкостью организационных форм, ориентирующиеся на установление отношений взаимодействия со всеми участниками инновационной цепочки. Исключением не являются и конкурирующие организации, осуществляющие распределение ответственности за решение стратегических и текущих целей развития. Формальное заключение контрактов и административной отчетности, административные системы оценки и контроля «уходят на второй план» в приоритетности. Кластеры должны стать базовым элементом формирования региональной институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве.
В этой связи необходимы новые формы интеграции, которые должны представлять собой определенным образом организованный предпринимательский союз. Примером такого предпринимательского союза может быть научно-технологический кластер «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве», ориентированный на инновационную деятельность в малом предпринимательстве на определенных территориях (регионах) и сформированный на базе регионального инновационно-инвестиционного рынка.
Научно-технологический кластер «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве» (далее научно-технологический кластер или просто кластер) - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций и предприятий, действующих в инновационной сфере малого предпринимательства и характеризующихся общностью интересов в процессе осуществления своей деятельности. Создавая критическую массу для конкурентного успеха инноваций, кластеры отражают особенности практически любой национальной и региональной экономики.
М. Портер писал, что «…кластеры невозможно понять, если рассматривать их независимо от более широкой теории конкуренции и влияния на темпы роста национальной экономики ее местоположения в глобальной экономике. Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, показывает важность понимания характера конкуренции и роли географического расположения в конкурентных преимуществах. Даже, несмотря на снижение важности существовавших ранее причин возникновения кластеров в связи с процессами глобализации, наблюдается всевозрастающее значение новой роли кластеров в конкурентной борьбе в условиях все более усложняющейся, базирующейся на научном знании и динамичной экономике» [92, с.206]. В этой связи, концепция научно-технологического кластера «Региональная институциональная система государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве» представляет новый способ видения национальной экономики, экономики региона, а также указывает на новые роли малых предприятий, государства и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности малых предприятий за счет активизации инновационной деятельности.
Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны в целом. Его границы достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, неспособным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Кластеры обычно состоят из комбинации, как традиционных отраслей, так и принадлежащих к высоким технологиям.
Научно-технологические кластеры также варьируются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры могут состоять в основном из малых и средних предприятий. Другие кластеры включают как большие, так и мелкие фирмы. Эти различия в природе кластеров отражают различия в структурах соответствующих регионов и отраслей народного хозяйства. Более развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, значительно в большей степени разветвленный массив связанных регионов и отраслей и более широкий масштаб поддерживающих отраслей.