Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа
Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.
в) увеличение ассортиментного ряда выпускаемой продукции.
Угрозы, которым может подвергнуться ОАО «Изумрудное»:
а) рост конкурентного давления, в первую очередь, из-за открытия новых небольших пивоварен;
б) при отсутствии продуманной стратегии развития на долгосрочную перспективу, возможно банкротство ОАО «Изумрудное»;
в) неблагоприятная политика правительства РФ, а именно стремление войти в ВТО, нанесёт ощутимый удар по российскому производителю и усилит позиции иностранных конкурентов;
г) повышение издержек производства и реализации за счёт роста энерготарифов, тарифов на газ, цен на ГСМ и сырье, тарифов на железнодорожные перевозки;
д) снижение объема продаж, из-за проигрыша в конкурентной борьбе по неновому и качественному показателям продукции;
е) снижение спроса на продукцию пивзавода из-за негативного влияния мирового кризиса, приводящего к снижению покупательской способности населения.
Прогноз развития внешней среды предприятия ОАО «Изумрудное» представлен в таблице 5.
Таблица 11 - Прогноз развития внешней среды
Возможности и угрозы |
Оценка вероятности возникновения ситуации | ||
Маловероятно |
Возможно |
Весьма вероятно | |
1. Расширение рынка сбыта |
● |
||
2. Развитие дилерской сети на запад |
● |
||
3. Дальнейшее развития процесса диверсификации |
● | ||
4. Увеличение рыночной доли |
● |
||
5. Возможность расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов |
● | ||
6. Зависимость от урожайности; |
● |
||
7. Усиления уровня конкуренции; |
● | ||
8. Большое влияние |
● |
||
9. Зависимость уровня продаж от сезонности; |
● | ||
10. Растущая требовательность покупателей и поставщиков |
● |
Для установления связи между основными пунктами SWOT-факторов необходимо составить матрицу SWOT .
Таблица 12 – Матрица возможностей и угроз для ОАО «Изумрудное»
Возможности: - увеличение доли рынка за счёт удовлетворения растущего спроса; - Поддержка администрации; - привлечение денежных средств собственников; - увеличение объемов продаж в другие районы; - расширение ассортимента выпускаемой продукции. |
Угрозы: - рост конкурентного давления; - поглощение конкурентами; - ликвидация предприятия (агрессия конкурентов, вступление РФ в ВТО), - повышение издержек; - Растущая требовательность покупателей и поставщиков. | |
Сильные стороны: - заинтересованность собственников в развитии; - наличие конкурентоспособной продукции; - обновление ассортимента выпускаемой продукции; - невысокая стоимость продукции; - удачное географическое Месторасположение предприятия; - работа с постоянными поставщиками сырья; - осуществление технического перевооружения завода; - наличие опытного персонала. |
а) увеличение доли рынка за счет недорогой продукции; б) активное проникновение на сегменты рынка с недостаточно удовлетворенным спросом; в) продвижение новых сортов пива и безалкогольных напитков на рынках; г) налаживание более тесного сотрудничества с соседними районами Алтайского края. |
а) укрепление собственных позиций на занятых предприятием нишах любой ценой за счет имеющихся средств. |
Слабые стороны: - незначительная доля занимаемого рынка; - слабая система товародвижения; - отсутствие привлекательного имиджа и торговой марки компании; - уязвимость по отношению к конкурентному давлению; - отставание от конкурентов в инновациях; - высокая зависимость от поставщиков; - морально и физически устаревшее оборудование, - нехватка квалифицированных рабочих; - слабые финансовые возможности |
а) использование инвестиций собственников для обновления производства и видов продукции; б) создание имиджа, торговой марки компании, собственной сбытовой сети и системы товародвижения; в) снижение издержек за счет увеличения объёмов производства |
а) банкротство предприятия. |
Таким образом, проведя анализ среды, в которой функционирует предприятие, и, используя полученные результаты, разрабатывается корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное» в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
3 Формирование
маркетинговой стратегии
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное».
Стратегический подход к управлению предприятием предполагает проведение анализа, формулирование миссии и стратегической цели организации, которые и будут лежать в основе создания стратегии развития предприятия.
Миссия ОАО «Изумрудное» может быть выражена следующим образом - удовлетворение широкого круга потребителей Алтайского края. Уверенность достижения целей, стоящих перед компанией, основана благодаря знанию потребностей клиентов компании, работе высококвалифицированных специалистов и системному подходу к развитию компании.
Стратегическая цель ОАО «Изумрудное» - завоевание устойчивого положения на рынке пива и безалкогольных напитков с рыночной долей в 2%.
Достижение этой цели возможно осуществить за счёт разработанных моделей продукции и индивидуального подхода к отдельным категориям потребителей, предоставляя нужный им по качеству продукт за приемлемую цену.
3.2 Выбор стратегии предприятия.
Внутренний и внешний анализ должен дает информацию для понимания того, каково положение предприятия в настоящее время. Важным вопросом является куда организация может двигаться в своем стратегическом развитии. В самом общем виде, абстрактно, организация имеет пять вариантов стратегического развития:
1) оставить все без изменений;
2) обеспечить внутренний рост;
3) выбрать стратегию внешнего роста;
4) произвести изъятие вложений;
5) выйти на международный рынок.
Рассмотрим несколько стратегий. Одна из них - это обеспечение внутреннего роста.
Этот стратегический план исходит из предположения, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Другой вопрос, в каком направлении его ориентировать. Существуют четыре стратегии, которым может следовать организация, ориентированная на внутренний рост. Для нашего случая целесообразно рассмотреть только две из них.
-Более глубокое внедрение на рынок (концентрация).
Такая стратегия требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда:
- имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией;
- количество имеющихся
покупателей может быть
- доля рынка у
основных конкурентов
- существует тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении;
- возросший эффект
масштаба обеспечивает
-Развитие рынка.
В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если:
- доступны новые
каналы распределения —
- организация имеет успех в том, что она делает;
- существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки;
- у организации есть необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы расширить производство;
- организация имеет
избыточные производственные
- базовая сфера
деятельности организации
Вторая стратегия обеспечивает внешний рост.
Этот вариант стратегического развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образования совместных предприятий или может включать приобретения или договоренность с компаниями, которые находятся в начале или в конце с точки зрения существующей цепочки создания ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потребителей. Обычно организацию подталкивают к внешнему росту результаты анализа внешней среды: в ней обнаруживаются условия, позволяющие сочетать сильные стороны организации и возможности все более активно управлять элементами внешней среды, вплоть до включения некоторых из них в состав компании. Выделяются следующие стратегии внешнего роста:
-Горизонтальная интеграция.
Стратегия означает, что компания приобретает другую или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности.
- Вертикальная интеграция.
Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т.е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом на правлении (в направлении контроля за сетью распределения).
3.3 Основные факторы стратегии.
Элементы корпоративной стратегии ОАО «Изумрудное» через инструменты маркетинга, которые необходимо провести:
а) Товарная политика. Важным моментом является тот факт, что ассортимент ОАО «Изумрудное» практически полностью «пересекается» с ассортиментом основных конкурентов. В таких случаях определяющими факторами в конкурентной борьбе является цена, качество и ассортимент.
Таким образом приоритетным является производство качественной продукции широкого ассортимента по цене ниже, чем у конкурентов.
б) ценовая политика. Относительно конкурентов, цена на продукцию ОАО «Изумрудное» должна быть примерно на 5% меньше цены основных конкурентов.
в) политика продвижения. Приоритетным является разработка товарной марки, имиджа предприятия, увеличение рекламного бюджета и изготовление качественной рекламной продукции.
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное».
Разрабатываемая стратегия развития предприятия но своей сущности будет относиться к маркетинговой, так как в качестве инструментов для достижения стратегических задач будут использоваться в основном инструменты маркетинга.
Основными задачами являются:
- усиление связей с крупными поставщиками сырья;
- проведение технологической модернизации на предприятии;
-полная комплектация квалифицированными рабочими и специалистами производства и в сферы управления.
В ходе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Изумрудное» было выявлено, что наибольших успехов предприятие может достичь, решив проблемы по продвижению собственной продукции, то есть связанные с маркетингом и сбытом.
Однако первоочередными мероприятиями реализации корпоративной стратегии являются меры, направленные на преобразование сознания внутри предприятия (собственный персонал) и изменение представлений внешней среды об организации.
Рефрейминг - это преобразование корпоративного сознания предприятия в направлении осознания исходной ситуации и наполнение сознания новым видением перспективы и решимостью к переменам.
Данная мера должна вселить уверенность в благоприятном исходе предстоящих преобразований, являющихся неопределёнными. Это система мобилизации - расширение области мотивации с уровня индивидуумов на уровень команд и на уровень всего предприятия, создание внутреннего потенциала, накопление умственной энергии. Создание мобилизационной системы включает работу на уровне руководства, направленную вниз, и на уровне широких масс, нацеленную вверх, и требует выполнения следующих этапов: