Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

в) увеличение ассортиментного ряда выпускаемой продукции.

Угрозы, которым может подвергнуться ОАО «Изумрудное»:

а) рост конкурентного давления, в первую очередь, из-за открытия новых небольших пивоварен;

б) при   отсутствии   продуманной   стратегии   развития   на   долгосрочную перспективу, возможно банкротство ОАО «Изумрудное»;

в) неблагоприятная политика правительства РФ, а именно стремление войти в ВТО, нанесёт ощутимый удар по российскому производителю и усилит позиции иностранных конкурентов;

г) повышение    издержек    производства   и   реализации   за   счёт   роста энерготарифов, тарифов на газ, цен на ГСМ и сырье, тарифов на железнодорожные перевозки;

д) снижение объема продаж, из-за проигрыша в конкурентной борьбе по неновому и качественному показателям продукции;

е) снижение спроса на продукцию пивзавода из-за негативного влияния мирового кризиса, приводящего к снижению покупательской способности населения.

Прогноз развития внешней среды предприятия ОАО «Изумрудное» представлен в таблице 5.

 

Таблица 11 - Прогноз развития внешней среды

Возможности и угрозы

Оценка вероятности возникновения ситуации

Маловероятно

Возможно

Весьма вероятно

1. Расширение рынка сбыта

 

 

2. Развитие дилерской  сети на запад

   

3. Дальнейшее развития  процесса диверсификации

   

4. Увеличение рыночной  доли

 

 

5. Возможность расширения  ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов

   

6. Зависимость от урожайности;

   

7. Усиления уровня конкуренции;

   

8. Большое влияние географических  факторов на производство и  сбыт;

 

 

9. Зависимость уровня  продаж от сезонности;

   

10. Растущая требовательность покупателей и поставщиков

   

 

Для установления связи между основными пунктами SWOT-факторов необходимо составить матрицу SWOT .

Таблица 12 – Матрица возможностей и угроз для ОАО «Изумрудное»

 

Возможности:

- увеличение доли рынка  за счёт удовлетворения растущего спроса;

- Поддержка администрации;

- привлечение денежных  средств собственников;

- увеличение объемов продаж  в другие районы;

- расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Угрозы:

- рост конкурентного

давления;

- поглощение конкурентами;

- ликвидация предприятия (агрессия конкурентов,

вступление РФ в ВТО),

- повышение издержек;

- Растущая требовательность покупателей и поставщиков.

Сильные стороны:

- заинтересованность

собственников в развитии;

- наличие конкурентоспособной  продукции;

- обновление ассортимента  выпускаемой продукции;

- невысокая стоимость продукции;

- удачное географическое

Месторасположение предприятия;

- работа с постоянными

поставщиками сырья;

 - осуществление технического

перевооружения завода;

- наличие опытного

персонала.

а) увеличение доли рынка за счет недорогой

продукции;

б) активное

проникновение на

сегменты рынка с

недостаточно

удовлетворенным

спросом;

в) продвижение новых

сортов пива и безалкогольных напитков на рынках;

г) налаживание более тесного сотрудничества с соседними районами Алтайского края.

а) укрепление

собственных позиций

на занятых

предприятием нишах

любой ценой за счет

имеющихся средств.

Слабые стороны:

- незначительная  доля

занимаемого рынка;

- слабая система

товародвижения;

- отсутствие

привлекательного имиджа и торговой марки компании;

- уязвимость по  отношению к

конкурентному давлению;

- отставание от  конкурентов в

инновациях;

- высокая зависимость  от

поставщиков;

- морально и физически

устаревшее оборудование,

- нехватка квалифицированных рабочих;

- слабые финансовые

возможности                

а) использование

инвестиций

собственников для

обновления

производства и видов

продукции;

б) создание имиджа,

торговой марки

компании, собственной

сбытовой сети и

системы

товародвижения;

в) снижение издержек за

счет увеличения

объёмов производства

а) банкротство предприятия.


 

Таким образом, проведя анализ среды, в которой функционирует предприятие, и, используя полученные результаты, разрабатывается корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное» в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

3 Формирование  маркетинговой стратегии предприятия  ОАО «Изумрудное».

3.1 Миссия и  цели стратегии развития ОАО  «Изумрудное».

 

Стратегический подход к управлению предприятием предполагает проведение анализа, формулирование миссии и стратегической цели организации, которые и будут лежать в основе создания стратегии развития предприятия.

Миссия ОАО «Изумрудное» может быть выражена следующим образом - удовлетворение широкого круга потребителей Алтайского края. Уверенность достижения целей, стоящих перед компанией, основана благодаря знанию потребностей клиентов компании, работе высококвалифицированных специалистов и системному подходу к развитию компании.

Стратегическая цель ОАО «Изумрудное» - завоевание устойчивого положения на рынке пива и безалкогольных напитков с рыночной долей в 2%.

Достижение этой цели возможно осуществить за счёт разработанных моделей продукции и индивидуального подхода к отдельным категориям потребителей, предоставляя нужный им по качеству продукт за приемлемую цену.

 

3.2 Выбор стратегии  предприятия.

Внутренний и внешний анализ должен дает информацию для понимания того, каково положение предприятия в настоящее время. Важным вопросом является куда организация может двигаться в своем стратегическом развитии. В самом общем виде, абстрактно, организация имеет пять вариантов стратегического развития:

1) оставить все  без изменений;

2) обеспечить внутренний  рост;

3) выбрать стратегию  внешнего роста;

4) произвести изъятие  вложений;

5) выйти на международный рынок.

Рассмотрим несколько стратегий. Одна из них - это обеспечение внутреннего роста.

Этот стратегический план исходит из предположения, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Другой вопрос, в каком направлении его ориентировать. Существуют четыре стратегии, которым может следовать организация, ориентированная на внутренний рост. Для нашего случая целесообразно рассмотреть только две из них.

-Более  глубокое внедрение на рынок (концентрация).

Такая стратегия требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда:

- имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией;

- количество имеющихся  покупателей может быть значительно увеличено;

- доля рынка у  основных конкурентов становится  меньше, в то время как продажи  по отрасли в целом растут;

- существует тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении;

- возросший эффект  масштаба обеспечивает основные  конкурентные преимущества.

-Развитие рынка.

В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если:

- доступны новые  каналы распределения — надежные, недорогие и качественные;

             - организация имеет успех в  том, что она делает;

             - существуют новые неоткрытые  или ненасыщенные рынки;

- у организации  есть необходимый капитал и  трудовые ресурсы для того, чтобы расширить производство;

- организация имеет  избыточные производственные мощности;

- базовая сфера  деятельности организации быстро  становится глобальной по масштабу.

Вторая стратегия обеспечивает внешний рост.

Этот вариант стратегического развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образования совместных предприятий или может включать приобретения или договоренность с компаниями, которые находятся в начале или в конце с точки зрения существующей цепочки создания ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потребителей. Обычно организацию подталкивают к внешнему росту результаты анализа внешней среды: в ней обнаруживаются условия, позволяющие сочетать сильные стороны организации и возможности все более активно управлять элементами внешней среды, вплоть до включения некоторых из них в состав компании. Выделяются следующие стратегии внешнего роста:

-Горизонтальная  интеграция.

Стратегия означает, что компания приобретает другую или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности.

- Вертикальная интеграция.

Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т.е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом  на правлении (в направлении контроля за сетью распределения).

3.3 Основные факторы стратегии.

 

Элементы корпоративной стратегии ОАО «Изумрудное» через инструменты маркетинга, которые необходимо провести:

а) Товарная политика. Важным моментом является тот факт, что ассортимент ОАО «Изумрудное» практически полностью «пересекается» с ассортиментом основных конкурентов. В таких случаях определяющими факторами в конкурентной борьбе является цена, качество и ассортимент.

Таким образом приоритетным является производство качественной продукции широкого ассортимента по цене ниже, чем у конкурентов.

б) ценовая политика. Относительно конкурентов, цена на продукцию ОАО «Изумрудное» должна быть примерно на 5% меньше цены основных конкурентов.

в) политика продвижения. Приоритетным является разработка товарной марки, имиджа предприятия, увеличение рекламного бюджета и изготовление качественной рекламной продукции.

 

3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное».

 

Разрабатываемая стратегия развития предприятия но своей сущности будет относиться к маркетинговой, так как в качестве инструментов для достижения стратегических задач будут использоваться в основном инструменты маркетинга.

Основными задачами являются:

- усиление связей с  крупными поставщиками сырья;

- проведение технологической  модернизации на предприятии;

-полная комплектация  квалифицированными рабочими и  специалистами производства и  в сферы управления.

В ходе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Изумрудное» было выявлено, что наибольших успехов предприятие может достичь, решив проблемы по продвижению собственной продукции, то есть связанные с маркетингом и сбытом.

Однако первоочередными мероприятиями реализации корпоративной стратегии являются меры, направленные на преобразование сознания внутри предприятия (собственный персонал) и изменение представлений внешней среды об организации.

Рефрейминг - это преобразование корпоративного сознания предприятия в направлении осознания исходной ситуации и наполнение сознания новым видением перспективы и решимостью к переменам.

Данная мера должна вселить уверенность в благоприятном исходе предстоящих преобразований, являющихся неопределёнными. Это система мобилизации - расширение области мотивации с уровня индивидуумов на уровень команд и на уровень всего предприятия, создание внутреннего потенциала, накопление умственной энергии. Создание мобилизационной системы включает работу на уровне руководства, направленную вниз, и на уровне широких масс, нацеленную вверх, и требует выполнения следующих этапов:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»