Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальные услуги, несомненно, занимают особое место в общей системе услуг, потребляемых населением. Это обусловливается социальным характером услуг жилищно-коммунального хозяйства, проявляющимся в их необходимости для жизнеобеспечения, незаменимости и масштабности потребления. Уровень обеспеченности и удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами является важным индикатором качества жизни.

Содержание

C.

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
8
1.1
Жилищно-коммунальные услуги: сущность и классификация
8
1.2
Качество и доступность жилищно-коммунальных услуг как критерия развития жилищно-коммунального хозяйства
14
1.3
Место и значение жилищно-коммунального сектора
в городском хозяйстве
27
2
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
39
2.1
Институт управляющих компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг
39
2.3
Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства
48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ КРУПНОГО ГОРОДА

 

 

 

 

 

Выпускная  работа студентки 4 курса

 заочного отделения

экономического факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

   

C.

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

8

1.1

Жилищно-коммунальные услуги: сущность и классификация

8

1.2

Качество и доступность жилищно-коммунальных услуг как критерия развития жилищно-коммунального хозяйства

14

1.3

Место и значение жилищно-коммунального сектора

в городском хозяйстве

27

2

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ

39

2.1

Институт управляющих компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг

39

2.3

Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального  хозяйства

48

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

62

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

66

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

71


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальные услуги, несомненно, занимают особое место в общей системе  услуг, потребляемых населением. Это обусловливается социальным характером услуг жилищно-коммунального хозяйства, проявляющимся в их необходимости для жизнеобеспечения, незаменимости и масштабности потребления. Уровень обеспеченности и удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами является важным индикатором качества жизни.

Однако, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, на сегодняшний день до 43 процентов россиян недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых по месту проживания. Такому положению дел способствует катастрофический износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, монополизм в сферах предоставления жилищных и коммунальных услуг, рост тарифов на фоне существенного отставания роста доходов населения, дисбаланс полномочий между различными уровнями власти и, как следствие, размытость ответственности и снижение эффективности контроля, высокая энергоемкость и низкий уровень экологичности при производстве жилищно-коммунальных услуг.

В сложившихся условиях необходимо искать новые подходы к модернизации жилищно-коммунального хозяйства, направленные на качественное преобразование предприятий, работающих в данной сфере. Именно поэтому исследуемая в рамках данной выпускной работы проблема институционализации системы качества и доступности жилищно-коммунальных услуг является чрезвычайно актуальной.

Подавляющее большинство государственных и муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства по своей организационно-правовой форме являются унитарными, то есть находящиеся в муниципальной собственности объекты передаются муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом имущество выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. В результате собственник теряет в отношении данного имущества правомочия владения и пользования.

Основным недостатком данной системы является наличие у таких организаций широких возможностей для злоупотребления предоставленной им экономической свободой, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности использования ресурсов, а в результате, и качества предоставляемых услуг.

В связи с этим представляется целесообразным развитие рыночных механизмов управления жилищно-коммунальным комплексом посредством внедрения договорных отношений и реальной коммерциализации предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Степень разработанности проблемы. Исследованию теоретических и практических проблем жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы ряда российских и советских ученых: Авдеева В.В., Аксенова П.Н., Алексеева С.А., Белоусовой Н.И., Васильевой Е.М., Голуба А.А., Губиной А.С., Занадворова В.С.,  Занадворовой А.В., Малышева В.А., Симионова Ю.Ф., Струковой Е.Б., Таги-Заде Ф.Г., Чернышева Л.Н., Шарафутдиновой Э.Р. и др.

Прикладным вопросам функционирования экономики и финансов жилищно-коммунального хозяйства, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования населения, значительное внимание уделялось в работах Аболина А.А., Маликовой И.П., Минц И.Г., Сиваева С.Б., Терентьевой М.В., Филиппова Ю.В., и др.

Вопросам формирования институциональной среды в сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики России посвящены работы Бычковского И.В., Виролайнен О.Л., Ермишиной А.В., Макареня Т.Н., Мартусевича Р.И., Крючковой П.О., Кудряшовой Е.А., Останиной С.А., Скрипник О.Д. и др.

Анализу проблемы качества жилищно-коммунальных услуг значительное внимание уделялось в работах Восколовича Н.А., Дронова А.А., Прокопьева А.Ф., Савина К.Н., Требушкина Н.Н. и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной выпускной работы состоит в том, чтобы, опираясь на комплексный анализ рынка жилищно-коммунальных услуг мегаполиса, выявить институциональные резервы повышения качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства на основе изучения специфики предоставления жилищно-коммунальных слуг и особенностей функционирования жилищно-коммунального хозяйства города.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • выявить специфику жилищно-коммунальной услуги как экономической категории и определить ее место в общей системе услуг, потребляемых населением;
  • исследовать качество и доступность жилищно-коммунальных услуг как критериев эффективности жилищно-коммунального хозяйства города;
  • произвести анализ роли жилищно-коммунального сектора в городском хозяйстве;
  • выявить степень значимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в удовлетворении потребностей индивидов;
  • проанализировать современное состояние рынка жилищно-коммунальных услуг мегаполиса на примере г. Ростова-на-Дону;
  • исследовать институциональную структуру рынка жилищно-коммунальных услуг мегаполиса;
  • выявить институциональные резервы для повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;
  • проанализировать особенности института государственно-частного партнерства и его влияние на систему качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является рынок жилищно-коммунальных услуг мегаполиса. В качестве предмета исследования выступает институциональный механизм повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг.

Теоретико-методологическую основу исследования фундаментальные положения экономической теории, институциональной экономики, теории переходной экономики, экономики общественного сектора, концепции рыночной трансформации жилищно-коммунального хозяйства и др., представленные в трудах отечественных и зарубежных экономистов.

При проведении исследования и обобщении фактического материала применялись общенаучные методы, такие как анализ, индукция, системный подход, а также частные методы исследования: категориальный, сравнительный, метод экспертных оценок, методы табличной и графической интерпретации эмпирико-фактологической информации.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, указы и постановления правительства России, а также другие официальные документы и материалы федерального и регионального значения.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, опубликованные в сборниках Федеральной службы по статистике, в различных журналах федерального и регионального значения, а также электронных ресурсах сети «Интернет».

Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении отмечается актуальность темы исследования, степень разработанности, определяется цель и пути её достижения, выявляется нормативно-правовая и эмпирическая база. В первой главе «Жилищно-коммунальные услуги в сфере городского хозяйства» исследуется специфика жилищно-коммунальной услуги как экономической категории, определяется ее место в общей системе услуг, потребляемых населением, выявляются различные подходы к классификации услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также анализируются категории качества и доступности данного вида услуг как критерии эффективности жилищно-коммунального хозяйства города. Проводится анализ роли жилищно-коммунального сектора в городском хозяйстве, исследуется динамика расходов консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальную сферу, анализируется степень значимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в удовлетворении потребностей индивидов, а также дифференциация регионов по фактору доступности жилищно-коммунальных услуг для населения.

Во второй главе «Институционализация организационно-экономического механизма обеспечения жилищно-коммунальными услугами» анализируется современное состояние рынка жилищно-коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону, исследуется институциональная структура данного рынка, определяются институциональные резервы для повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, а также обосновывается целесообразность развития института государственно-частного партнерства. В заключении приводятся выводы теоретического и практического характера. Список использованных источников содержит монографическую, статическую литературу, изученную в процессе работы над проблемой. В приложении приводятся статические и другие данные, подтверждающие теоретические выводы.

 

1 ЖИЛИЩНО-КОММУНИЛЬНЫЕ  УСЛУГИ В СФЕРЕ 

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1 Жилищно-коммунальные  услуги: сущность и классификация

Жилищно-коммунальные услуги являются составным элементом общей системы услуг, потребляемых населением, они охватывают сферу обслуживания населения, а также других потребителей по удовлетворению материально-бытовых потребностей. Услуга, в том числе жилищно-коммунальная, - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя услуг, а также деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребности потребителя1.

Жилищно-коммунальные услуги разнообразны и многочисленны, в соответствие с перечнем видов экономической деятельности и их содержанием  жилищно-коммунальные услуги можно разделить на следующие группы. Во-первых, это услуги, которые непосредственно связаны с обеспечением функционирования жилого объекта (жилищные услуги - услуги по эксплуатации и обслуживанию жилого фонда, коммунальные услуги – водо-, тепло-, газо- и электроснабжения). Во-вторых, отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района (озеленение населенных пунктов, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов). В-третьих, отрасли, которые связаны с удовлетворением потребности населения в области быта (бани, прачечные и т.д.)2.

Существует множество подходов к пониманию услуги как экономической категории.

В трактовке К. Маркса услуга представляет собой «особую потребительную стоимость, которую доставляет труд, подобно всякому другому товару», однако специфика данной потребительной стоимости обусловливается тем, что «труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности»3.

С этой точки зрения жилищно-коммунальная услуга обладает двойственной структурой:

  • специфической потребительной стоимостью, то есть тем полезным эффектом, который получает потребитель в результате использования данной услуги;
  • стоимостью, которая олицетворяет воплощенный в услуге общественно-необходимый труд.

Основатель маркетинга Ф. Котлер определяет услугу как деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо»4. При этом автор отмечает, что ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.

Действительно, в отличие от юридических, аудиторских и других услуг подобного рода, жилищно-коммунальные услуги в большинстве своем связаны с материальным продуктом, то есть результатом их оказания является конкретное благо, используемое потребителем (вода, газ).

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации 51929-2002 и международному стандарту ИСО 9004-2, услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя услуг, а также деятельность исполнителя, направленная на удовлетворение потребности потребителя5.

Применительно к жилищно-коммунальному хозяйству исполнителем жилищно-коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги6.

Исполнителем могут быть:

  • управляющая организация (УО),
  • товарищество собственников жилья (ТСЖ),
  • жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив (ЖК),
  • иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений).

Потребитель коммунальных услуг - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности7.

Информация о работе Государственное частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства