ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ КРУПНОГО ГОРОДА
Выпускная работа студентки
4 курса
заочного отделения
экономического факультета
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
C. |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА |
8 |
1.1 |
Жилищно-коммунальные услуги:
сущность и классификация |
8 |
1.2 |
Качество и доступность жилищно-коммунальных
услуг как критерия развития жилищно-коммунального
хозяйства |
14 |
1.3 |
Место и значение жилищно-коммунального
сектора
в городском хозяйстве |
27 |
2 |
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО
- ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ |
39 |
2.1 |
Институт управляющих компаний
на рынке жилищно-коммунальных услуг |
39 |
2.3 |
Государственное частное партнерство
в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
48 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
62 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
66 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
71 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
исследования. Жилищно-коммунальные услуги,
несомненно, занимают особое место в общей
системе услуг, потребляемых населением.
Это обусловливается социальным характером
услуг жилищно-коммунального хозяйства,
проявляющимся в их необходимости для
жизнеобеспечения, незаменимости и масштабности
потребления. Уровень обеспеченности
и удовлетворенности населения жилищно-коммунальными
услугами является важным индикатором
качества жизни.
Однако, по данным Всероссийского
центра изучения общественного мнения,
на сегодняшний день до 43 процентов россиян
недовольны качеством жилищно-коммунальных
услуг, предоставляемых по месту проживания.
Такому положению дел способствует катастрофический
износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, монополизм в сферах предоставления
жилищных и коммунальных услуг, рост тарифов
на фоне существенного отставания роста
доходов населения, дисбаланс полномочий
между различными уровнями власти и, как
следствие, размытость ответственности
и снижение эффективности контроля, высокая
энергоемкость и низкий уровень экологичности
при производстве жилищно-коммунальных
услуг.
В сложившихся условиях необходимо
искать новые подходы к модернизации жилищно-коммунального
хозяйства, направленные на качественное
преобразование предприятий, работающих
в данной сфере. Именно поэтому исследуемая
в рамках данной выпускной работы проблема
институционализации системы качества
и доступности жилищно-коммунальных услуг
является чрезвычайно актуальной.
Подавляющее большинство государственных
и муниципальных предприятий жилищно-коммунального
хозяйства по своей организационно-правовой
форме являются унитарными, то есть находящиеся
в муниципальной собственности объекты
передаются муниципальному унитарному
предприятию на праве хозяйственного
ведения. При этом имущество выбывает
из фактического обладания собственника-учредителя
и зачисляется на баланс предприятия.
В результате собственник теряет в отношении
данного имущества правомочия владения
и пользования.
Основным недостатком данной
системы является наличие у таких организаций
широких возможностей для злоупотребления
предоставленной им экономической свободой,
что, в свою очередь, приводит к снижению
эффективности использования ресурсов,
а в результате, и качества предоставляемых
услуг.
В связи с этим представляется
целесообразным развитие рыночных механизмов
управления жилищно-коммунальным комплексом
посредством внедрения договорных отношений
и реальной коммерциализации предприятий
жилищно-коммунального хозяйства.
Степень разработанности
проблемы. Исследованию теоретических
и практических проблем жилищно-коммунального
хозяйства посвящены работы ряда российских
и советских ученых: Авдеева В.В., Аксенова
П.Н., Алексеева С.А., Белоусовой Н.И., Васильевой
Е.М., Голуба А.А., Губиной А.С., Занадворова
В.С., Занадворовой А.В., Малышева В.А.,
Симионова Ю.Ф., Струковой Е.Б., Таги-Заде
Ф.Г., Чернышева Л.Н., Шарафутдиновой Э.Р.
и др.
Прикладным вопросам функционирования
экономики и финансов жилищно-коммунального
хозяйства, в частности привлечения инвестиций,
совершенствования тарифной политики,
оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования
населения, значительное внимание уделялось
в работах Аболина А.А., Маликовой И.П.,
Минц И.Г., Сиваева С.Б., Терентьевой М.В.,
Филиппова Ю.В., и др.
Вопросам формирования институциональной
среды в сфере жилищно-коммунальных услуг
в условиях рыночной экономики России
посвящены работы Бычковского И.В., Виролайнен
О.Л., Ермишиной А.В., Макареня Т.Н., Мартусевича
Р.И., Крючковой П.О., Кудряшовой Е.А., Останиной
С.А., Скрипник О.Д. и др.
Анализу проблемы качества
жилищно-коммунальных услуг значительное
внимание уделялось в работах Восколовича
Н.А., Дронова А.А., Прокопьева А.Ф., Савина
К.Н., Требушкина Н.Н. и др.
Цель и задачи исследования. Цель данной выпускной
работы состоит в том, чтобы, опираясь
на комплексный анализ рынка жилищно-коммунальных
услуг мегаполиса, выявить институциональные
резервы повышения качества и доступности
услуг жилищно-коммунального хозяйства
на основе изучения специфики предоставления
жилищно-коммунальных слуг и особенностей
функционирования жилищно-коммунального
хозяйства города.
Достижение поставленной цели
потребовало решения следующих задач:
- выявить специфику жилищно-коммунальной
услуги как экономической категории и
определить ее место в общей системе услуг,
потребляемых населением;
- исследовать качество и доступность
жилищно-коммунальных услуг как критериев эффективности жилищно-коммунального хозяйства города;
- произвести анализ роли жилищно-коммунального
сектора в городском хозяйстве;
- выявить степень значимости
услуг жилищно-коммунального хозяйства в удовлетворении потребностей
индивидов;
- проанализировать современное
состояние рынка жилищно-коммунальных
услуг мегаполиса на примере г. Ростова-на-Дону;
- исследовать институциональную
структуру рынка жилищно-коммунальных
услуг мегаполиса;
- выявить институциональные
резервы для повышения качества и доступности
жилищно-коммунальных услуг;
- проанализировать особенности
института государственно-частного партнерства
и его влияние на систему качества и доступности
услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Объект
и предмет исследования. Объектом исследования является
рынок жилищно-коммунальных услуг мегаполиса.
В качестве предмета исследования выступает
институциональный механизм повышения
качества и доступности жилищно-коммунальных
услуг.
Теоретико-методологическую
основу исследования фундаментальные положения
экономической теории, институциональной
экономики, теории переходной экономики,
экономики общественного сектора, концепции
рыночной трансформации жилищно-коммунального
хозяйства и др., представленные в трудах
отечественных и зарубежных экономистов.
При проведении исследования
и обобщении фактического материала применялись
общенаучные методы, такие как анализ,
индукция, системный подход, а также частные
методы исследования: категориальный,
сравнительный, метод экспертных оценок,
методы табличной и графической интерпретации
эмпирико-фактологической информации.
Нормативно-правовую
базу исследования составили законодательные
акты Российской Федерации, указы и постановления
правительства России, а также другие
официальные документы и материалы федерального
и регионального значения.
Эмпирической базой
исследования послужили статистические
данные, опубликованные в сборниках Федеральной
службы по статистике, в различных журналах
федерального и регионального значения,
а также электронных ресурсах сети «Интернет».
Структура
работы. Выпускная работа состоит
из введения, двух глав, объединяющих пять
параграфов, заключения, списка использованных
источников и приложений. Во введении
отмечается актуальность темы исследования,
степень разработанности, определяется
цель и пути её достижения, выявляется
нормативно-правовая и эмпирическая база.
В первой главе «Жилищно-коммунальные
услуги в сфере городского хозяйства»
исследуется специфика жилищно-коммунальной
услуги как экономической категории, определяется
ее место в общей системе услуг, потребляемых
населением, выявляются различные подходы
к классификации услуг жилищно-коммунального
хозяйства, а также анализируются категории
качества и доступности данного вида услуг
как критерии эффективности жилищно-коммунального
хозяйства города. Проводится анализ роли
жилищно-коммунального сектора в городском
хозяйстве, исследуется динамика расходов
консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальную
сферу, анализируется степень значимости
услуг жилищно-коммунального хозяйства
в удовлетворении потребностей индивидов,
а также дифференциация регионов по фактору
доступности жилищно-коммунальных услуг
для населения.
Во второй главе «Институционализация
организационно-экономического механизма
обеспечения жилищно-коммунальными услугами»
анализируется современное состояние
рынка жилищно-коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону,
исследуется институциональная структура
данного рынка, определяются институциональные
резервы для повышения качества и доступности
жилищно-коммунальных услуг, а также обосновывается
целесообразность развития института
государственно-частного партнерства.
В заключении приводятся выводы теоретического
и практического характера. Список использованных
источников содержит монографическую,
статическую литературу, изученную в процессе
работы над проблемой. В приложении приводятся
статические и другие данные, подтверждающие
теоретические выводы.
1 ЖИЛИЩНО-КОММУНИЛЬНЫЕ
УСЛУГИ В СФЕРЕ
ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Жилищно-коммунальные
услуги: сущность и классификация
Жилищно-коммунальные услуги
являются составным элементом общей системы
услуг, потребляемых населением, они охватывают
сферу обслуживания населения, а также
других потребителей по удовлетворению
материально-бытовых потребностей. Услуга,
в том числе жилищно-коммунальная, - результат
непосредственного взаимодействия исполнителя
и потребителя услуг, а также деятельность
исполнителя, направленная на удовлетворение
потребности потребителя1.
Жилищно-коммунальные услуги
разнообразны и многочисленны, в соответствие
с перечнем видов экономической деятельности
и их содержанием жилищно-коммунальные
услуги можно разделить на следующие группы.
Во-первых, это услуги, которые непосредственно
связаны с обеспечением функционирования
жилого объекта (жилищные услуги - услуги
по эксплуатации и обслуживанию жилого
фонда, коммунальные услуги – водо-, тепло-,
газо- и электроснабжения). Во-вторых, отрасли,
обеспечивающие развитие инфраструктуры
жилого района (озеленение населенных
пунктов, дорожное строительство, уборка
улиц, вывоз отходов). В-третьих, отрасли,
которые связаны с удовлетворением потребности
населения в области быта (бани, прачечные
и т.д.)2.
Существует множество подходов
к пониманию услуги как экономической
категории.
В трактовке К. Маркса услуга
представляет собой «особую потребительную
стоимость, которую доставляет труд, подобно
всякому другому товару», однако специфика
данной потребительной стоимости обусловливается
тем, что «труд оказывает услуги не в качестве
вещи, а в качестве деятельности»3.
С этой точки зрения жилищно-коммунальная
услуга обладает двойственной структурой:
- специфической потребительной
стоимостью, то есть тем полезным эффектом, который получает
потребитель в результате использования
данной услуги;
- стоимостью, которая олицетворяет
воплощенный в услуге общественно-необходимый труд.
Основатель маркетинга Ф. Котлер
определяет услугу как деятельность, которую
одна сторона может предложить другой;
неосязаемое действие, не приводящее к
владению чем-либо»4. При этом автор отмечает, что
ее предоставление может быть связано
с материальным продуктом.
Действительно, в отличие от
юридических, аудиторских и других услуг
подобного рода, жилищно-коммунальные
услуги в большинстве своем связаны с
материальным продуктом, то есть результатом
их оказания является конкретное благо,
используемое потребителем (вода, газ).
Согласно Государственному
стандарту Российской Федерации 51929-2002
и международному стандарту ИСО 9004-2, услуга
— результат непосредственного взаимодействия
исполнителя и потребителя услуг, а также
деятельность исполнителя, направленная
на удовлетворение потребности потребителя5.
Применительно к жилищно-коммунальному
хозяйству исполнителем жилищно-коммунальной
услуги является юридическое лицо независимо
от организационно-правовой формы, а также
индивидуальный предприниматель, предоставляющие
коммунальные услуги, производящие или
приобретающие коммунальные ресурсы и
отвечающие за обслуживание внутридомовых
инженерных систем, с использованием которых
потребителю предоставляются коммунальные
услуги6.
Исполнителем могут быть:
- управляющая организация (УО),
- товарищество собственников
жилья (ТСЖ),
- жилищно-строительный, жилищный
или иной специализированный потребительский кооператив
(ЖК),
- иная организация, производящая
или приобретающая коммунальные ресурсы
(при непосредственном управлении многоквартирным
домом собственниками помещений).
Потребитель коммунальных услуг
- гражданин, использующий коммунальные
услуги для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности7.