Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, построение которой определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.
Сущность и функции налогов……………………………………………….4
Сущность налогов…………………………………………………………….4
Функции налогов……………………………………………………………..7
Виды налогов………………………………………………………………....12
О разделении налогов на прямые и косвенные…………………………….24
Классификация налогов……………………………………………………...26
Роль налогов в рыночной экономике……………………………………….30
Глава 2.
Налоговый импульс экономического развития…………………………….41
Показатели состояния и оценка налоговой политики……………………..48
Оценка налоговой политики………………………………………………...50
Глава 3.
Необходимость смены целей налоговой политики…………………….….59
Укрепление налогового контроля и совершенствование налогового
Администратирования………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………...65
Действительно, при всем внешнем приближении российской на-логовой системы к западным образцам (резкое расширение системы подоходного обложения граждан и предприятий, переход к исчислению прибыли предприятий как разницы между валовой выручкой и суммой расходов, замена налога с оборота на НДС, принятие На-логового кодекса и т.д.) никак не сокращается - а скорее, растет -разрыв между пониманием задач, целей и принципов налогообложения в странах Запада и в России. Если в первых считается неоспоримым, что налоги не должны подавлять производственную активность предприятий, подрывать покупательную способность населения и препятствовать накоплениям (как источнику внутренних инвестиций), то в нашей стране эти истины опровергаются на каждом шагу; Более того, можно утверждать, что в России система налогообложения в целом построена на открытом игнорировании почти всех его основополагающих принципов.
Укрепление налогового контроля и
совершенствование налогового
администрирования.
В последние годы серьезной проблемой во всех развитых странах стало прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил. Отчасти это можно объяснить объективными причинами - распространением подоходных налогов, которые требуют особого порядка исчисления облагаемого дохода, налогообложения прибыли (с учетом произведенных расходов, разрешенных списаний, предоставляемых льгот и т.д.) и суммирования доходов отдельных налогоплательщиков (с целью применения прогрессивной шкалы налогообложения). Вместе с тем нередко подобное усложнение обусловлено намерениями замаскировать предоставление льгот национальным производителям, затруднить доступ на национальный рынок продукции и услуг иностранных предприятий, лоббировать особые льготы отдельным отраслям или группам налогоплательщиков, обеспечить достижение определенных социальных целей и т.д. Однако независимо
от степени "обоснованности" этих целей и намерений развитие таких тенденций привело к возникновению серьезных трудностей в работе налоговых органов, увеличению числа споров с налогоплательщиками, общему падению эффективности налоговой работы. Стало очевидным наличие прямой связи между степенью сложности налоговых правил, процедур и склонностью налогоплательщиков к неполному выполнению своих обязанностей, к использованию специальных методов обхода налоговых законов, уклонения от уплаты налогов.
Для решения названных проблем в ряде западных стран уже ведется масштабная перестройка всего налогового процесса, меняется система управления налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками. В числе важнейших направлений реформы в данной области можно назвать: а) концентрацию учетной, счетной и контрольной деятельности налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных; б) выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов; в) упор на распространение "дружелюбных" методов работы с налогоплательщиками. Кроме того, ставятся задачи по приданию налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности"; в том числе посредством мер по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава вычитаемых затрат, а также по пересмотру и отмене большинства налоговых льгот, сокращению перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств и др.
По мере развертывания информационной революции во многих развитых странах начали проводиться исследования в области рационализации и повышения эффективности работы государственных органов, в том числе налоговой службы, с использованием новых технологий. Действительно, именно в этой сфере государственным чиновникам приходится иметь дело с большими объемами отчетности, производить массу расчетов, сводить и контролировать информационные блоки разных ведомств и организаций, готовить базы статистических данных, обеспечивать налоговый блок для бюджетной отчетности и т.д. Перевод основной массы этих расчетов на компьютерные методы обработки данных, внедрение технологии безбумажного обмена информацией во всех звеньях налоговой системы позволяют получить серьезную экономию ресурсов и затрат человеческого труда на рутинной работе и использовать ^ти ресурсы в сфере контроля и информационного обеспечения налогоплательщиков,
Однако уже первые попытки провести
такую реорганизацию работы налоговых
органов выявили серьезные
Дополнительные трудности
Налоговые органы столкнулись
также с массой претензий в
отношении обеспечения
Стимулирующая функция налогов реализуется главным образом посредством различных видов налоговых льгот, Вместе с тем их применение жестко ограничено требованием нейтральности налоговой системы, утверждающим необходимость минимизации влияния налогов на внутри- и межотраслевое распределение ресурсов.
В соответствии с этим в развитых странах крайне редко используются налоговые льготы в целях создания благоприятного режима для определенных отраслей экономики, а предоставление льгот отдельным предприятиям и вовсе запрещено законодательством. Считается, что такие льготы вносят искажения в действие рыночных механизмов распределения финансовых и материальных ресурсов, усложняют налоговую систему и создают неравные конкурентные условия для субъектов хозяйствования. Кроме того, чрезмерная отягощенность налоговой системы различного рода преференциями негативно сказывается на финансировании отраслей бюджетной сферы. Таким образом, ослабление социальной напряженности в одном секторе экономики может повлечь ее усиление в другом.
Вместе с тем государство использует налоговые льготы как один из инструментов реализации приоритетных направлений развития экономики. Большинство постоянно действующих налоговых льгот обусловлено либо социальной значимостью соответствующих сфер деятельности, либо признанием их в качестве приоритетных.
Помимо постоянно действующих налоговых льгот существует механизм предоставления индивидуальных налоговых льгот отдельным плательщикам. Подобные льготы носят целевой характер, то есть применяются для реализации конкретных инвестиционных программ и проектов.
При рассмотрении ходатайств о предоставлении налоговых лбгот налоговые органы исходят из следующего. Налоговая льгота - это, по сути, форма субсидии, а эффективность субсидий в масштабах экономики достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Значит, в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, воспользовавшись государственной поддержкой и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции, обеспечить в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превышающем размер оказанной государственной помощи.
Иной подход к предоставлению налоговых льгот может нарушить базовый принцип построения современных систем налогообложения - равный подход ко всем категориям налогоплательщиков, привести к распылению государственных средств, а также к дестабилизации действия конкурентных механизмов регулирования рынка. Поэтому, чтобы оценить целесообразность предоставления налоговых льгот индивидуальным плательщикам, налоговые органы тщательно анализируют представляемые ими расчеты и обоснования. Особенно пристальное внимание уделяется следующим аспектам: порядку и срокам компенсации выпадающих доходов бюджета; достижению конкурентных преимуществ выпускаемой продукции; позитивному влиянию на положение в сопряженных отраслях; социальному эффекту.
При оценке эффективности предоставления льготного режима налогообложения предприятиям обществ инвалидов и спортсменов прежде всего учитывалась ее социально-экономическая составляющая. Сохраняя рабочие места для инвалидов, государство, с одной стороны, освобождается от необходимости расходования дополнительных средств на их социальное обеспечение, а с другой - создает условия для их социально-психологической реабилитации, Однако спортивные предприятия и общества инвалидов практически монополизировали импорт подакцизных товаров и укрепили свое влияние в других секторах экономики. Они же стали "торговать" льготами. В результате потери федерального бюджета от льгот, предоставленных лишь различным спортивным организациям, ежегодно превышали 6 млрд. долл. По оценкам Минфина РФ, только в 1996-1997 гг. ежегодный объем налоговых льгот и только в части налогов, поступающих в федеральных бюджет, превышал 63 трлн.
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции.
Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Список используемой литературы.
Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е издание, переработка и дополнение Москва: ИНФРА – М, 2006. (Высшее образование).
Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е издание, переработка и дополнение – Москва: Юрайт, 2005.
4. Вопросы экономики: Журнал. – июль. Учредители: НП «Редакция
журнала «Вопросы экономики» Институт экономики РАН, Москва,
2002г.
5. Вопросы экономики: Журнал. – март. Учредители: НП «Редакция
журнала «Вопросы экономики» Институт экономики РАН, Москва,
2007г.
6. Вопросы экономики: Журнал. – апрель. Учредители: НП «Редакция
журнала «Вопросы экономики» Институт экономики РАН, Москва,
2007г.
7. http://www.xserver.ru
Информация о работе Налоги, их функции и роль в рыночной экономике