Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:26, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции ЗАО СА «Экспресс» и автоматизация результатов исследования.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия на рынке в целом.
Предмет исследования - конъюнктура предприятия на товарном рынке и его емкость.
Рабочая гипотеза – изучить занимаемое положение на рынке ЗАО СА «Экспресс» и завоевать более высокую долю рынка можно, если:
1 Постоянно изучать и оценивать конъюнктуру и долю рынка.
2 Расширить фирменную сбытовую сеть (фирменные киоски).
3 Разработать мероприятий, направленных на создание положительного имиджа организации.
Введение
В современном, быстроменяющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, и влияние негативных факторов возрастает, важнейшим условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения спроса и предложения товара на основе анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов и емкости рынка.
Осуществляя конъюнктурные исследования и рассчитывая емкость рынка, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен и т.д. Поэтому изучение конъюнктуры и емкости товарного рынка является необходимым и важным условием для дальнейшей успешной деятельности компании.
Проблема – нестабильность, как спроса, на печатную продукцию, распространяемую ЗАО СА «Экспресс», так и общей ситуации на рынке периодики.
Целью дипломной работы является изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции ЗАО СА «Экспресс» и автоматизация результатов исследования.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия на рынке в целом.
Предмет исследования - конъюнктура предприятия на товарном рынке и его емкость.
Рабочая гипотеза – изучить занимаемое положение на рынке ЗАО СА «Экспресс» и завоевать более высокую долю рынка можно, если:
1 Постоянно изучать и оценивать конъюнктуру и долю рынка.
2 Расширить фирменную сбытовую сеть (фирменные киоски).
3 Разработать мероприятий, направленных на создание положительного имиджа организации.
4 Изменить режим работы сети киосков в летний период.
5 Обучение персонала (киоскеров) с последующей аттестацией.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучит теоретические
аспекты исследования и
- изучить направления деятельности агентства ЗАО СА «Экспресс»;
- провести исследование
и анализ конъюнктуры и
- разработать рекомендации по адаптации на современном рынке распространения печатной продукции для ЗАО СА «Экспресс»;
- создать программный продукт.
Основные источники информации для проведения исследования:
- внутренняя документация предприятия;
- личные беседы с сотрудниками подразделений агентства;
- реальные и потенциальные потребители продукции;
- киоскеры в розничных торговых точках;
- личные наблюдения
Методы исследования и сбора информации:
- теоретический анализ;
- эмпирические методы.
Автором были изучены различные источники литературы, как отечественная, так и зарубежная литература. Особую роль в изучении темы выпускной квалификационной работы оказали труды таких авторов, как Годин А.М., Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И., Романов А.Н.
Дипломная работа состоит из трех разделов: раздел теоретический, второй и третий – практические.
В первом разделе автор отражает теоретические основы данной темы, а именно сущность, цели и методы изучения конъюнктуры и емкости товарного рынка.
Во второй части автор дает краткую характеристику исследуемого предприятия. Проводит анализ конъюнктуры и емкости товарного рынка. Для изучения конъюнктуры товарного рынка автором была разработана анкета для потенциальных и реальных потребителей продукции фирмы. Для киоскеров розничной торговой сети фирмы был разработан опросный лист. На основе полученный данных в ходе исследований автор предлагает практические рекомендации по адаптации фирмы на современном рынке.
В третьей части автор создает программный продукт, а именно Microsoft Office Access 2007 База данных. Цель создания программного продукта – упрощение и систематизация деятельности компании по работе, как с внутренней, так и внешней документацией различного направления.
В заключении автор подводит итоги по проделанной работе и делает соответствующие выводы.
1 Сущность конъюнктуры, типы и виды, цели ее изучения. Сущность емкости рынка, цели и методы изучения
Любая коммерческая операция (разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка, принятие решения о выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке.
Рыночная ситуация представляет собой сочетание условий и обстоятельств, создающих конкурентную обстановку или положение на рынке.
Понятие рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны. Конъюнктура (от лат. сonjungere – соединяю, связываю) – это по существу рыночная ситуация, сложившаяся на какой – то момент или короткий промежуток времени. Предлагается следующее определение рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура рынка – это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движение процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а так же динамикой производства и потребления.
Основоположником конъюнктурных исследований стал У. Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производством товаров и товарные запасы [36. c. 38].
Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Понятие рыночной ситуации включает:
- степень сбалансирования рынка (соотношение спора и предложения);
- сформировавшиеся. Наметившиеся
или изменившиеся тенденции
- уровень устойчивость его основных параметров;
- уровень коммерческого (рыночного) риска;
- масштабы рыночной операции и степень деловой активности;
- сила и размах конкурентной борьбы;
- положение рынка в
определенной точке экономическ
Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический (неопределённость, случайность чего - либо) характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения. Оптимальные функционально-потребительские характеристики изделий, полнота их ассортимента необходимы для определения уровня специализации и объемов размещения производства. Масштабы, темпы и интенсивность обновления и расширения ассортимента тесно увязываются с получением соответствующего хозяйственного эффекта (рост производства, прибыльности) [38, c. 63].
Конъюнктура сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, подающихся измерению и оценке. Конъюнктура рынка имеет три отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
Рынок по своей сути склонен к конъюнктуре стихийности, а следовательно подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличными и сезонными. Рынок динамичен, изменчив, его границы расширяются или сужаются, происходят различные структурные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рынка на данный момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. Из этого можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимает выявление и анализ динамических тенденций рыночных процессов [4, c. 421].
Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегрированным в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей страны и отдельных регионов, конъюнктура всей торговой массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг).
Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры, государственные органы, общественные организации, научные учреждения.
Типы конъюнктуры различают на: благоприятные или неблагоприятные.
При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.
При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.
Конъюнктура товара может быть:
- повышательная (С>П) формируется в условиях товарного дефицита, характеризуется ростом товарных цен и увеличением числа совершенных сделок.
- высокая (С=П) формируется
при стабильной ситуации на
рынке. Для нее характерны
- понижательная (П>С) обусловлена затовариванию рынка, характеризуется снижением рыночных цен и сокращением числа совершаемых сделок.
- низкая (П=С) характеризуется низкими ценами и пассивностью субъектов рынка. [36, c. 112]
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.
Главные требования, предъявляемые к информации это оперативность и достоверность. Информация формируется по трём этапам:
- определение круга показателей;
- разработка схемы передачи
информации во времени и
- объём и форма представления информации.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.
1.2 Этапы исследования конъюнктуры рынка
Первый принцип маркетинга: исследование рынка, или marketing research. Исследование рынка – это элемент маркетинга, создающий информационную основу для разработки стратегии и тактики конкурентной борьбы на рынке. В marketing research входят две составляющие: конъюнктура и маркетинговые исследования, которые также называются – комплексный анализ рынка [13, c. 137].
Отличительными чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность, пропорциональность, вариабельность, цикличность. Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:
1 анализ динамических закономерностей, тенденций;
2 пропорциональность развития;
3 анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статистике, и в динамике;
4 анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.
Конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с позиции маркетинговых действий фирмы, то есть благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных целей.
При анализе конъюнктуры выявляются основные тенденции на рынке и порождающие их причины. Кроме того, анализируют: производство товаров, спрос, динамику мирового экспорта, как в целом, так и по отдельным странам, а так же движение цен [39, c. 359].
Исследование конъюнктуры в сфере маркетинга используют:
- необходимость системного подхода, учитывающего взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений, проходящих на рынке;
- недопустимость механического перенесения тенденций, выявленных на одних рынках, на другие рынки, даже смежные, в общехозяйственной конъюнктуре – на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а в период подъема некоторые отрасли будут прибывать в состоянии депрессии;
Информация о работе Изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции