Изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции ЗАО СА «Экспресс» и автоматизация результатов исследования.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия на рынке в целом.
Предмет исследования - конъюнктура предприятия на товарном рынке и его емкость.
Рабочая гипотеза – изучить занимаемое положение на рынке ЗАО СА «Экспресс» и завоевать более высокую долю рынка можно, если:
1 Постоянно изучать и оценивать конъюнктуру и долю рынка.
2 Расширить фирменную сбытовую сеть (фирменные киоски).
3 Разработать мероприятий, направленных на создание положительного имиджа организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Введение

В современном, быстроменяющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, и влияние негативных факторов возрастает, важнейшим условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения спроса и предложения товара на основе анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов и емкости рынка.

Осуществляя конъюнктурные исследования и рассчитывая емкость рынка, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен и т.д. Поэтому  изучение конъюнктуры и емкости товарного рынка является необходимым и важным условием для дальнейшей успешной деятельности компании.

Проблема – нестабильность, как спроса, на печатную продукцию, распространяемую ЗАО СА «Экспресс», так и общей ситуации на рынке периодики.

Целью дипломной работы является изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции ЗАО СА «Экспресс» и автоматизация результатов исследования.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность предприятия на рынке в целом.

Предмет исследования -  конъюнктура предприятия на товарном рынке и его емкость.

Рабочая гипотеза – изучить занимаемое положение на рынке ЗАО СА «Экспресс» и завоевать более высокую долю рынка можно, если:

1 Постоянно изучать и  оценивать конъюнктуру и долю  рынка.

2  Расширить фирменную сбытовую сеть (фирменные киоски).

3 Разработать мероприятий, направленных на создание положительного имиджа организации.

4 Изменить режим работы сети киосков в летний период.

5 Обучение персонала (киоскеров) с последующей аттестацией.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

- изучит теоретические  аспекты исследования и анализа  конъюнктуры и емкости торного рынка компании;

- изучить направления  деятельности агентства ЗАО СА  «Экспресс»;

- провести исследование  и анализ конъюнктуры и емкости  товарного рынка печатной продукции  для ЗАО СА «Экспресс»;

- разработать рекомендации  по адаптации на современном  рынке распространения печатной продукции для ЗАО СА «Экспресс»;

- создать программный  продукт.

Основные источники информации для проведения исследования:

- внутренняя документация  предприятия;

- личные беседы с сотрудниками подразделений агентства;

- реальные и потенциальные потребители продукции;

- киоскеры в розничных  торговых точках;

- личные наблюдения исследователя.

Методы исследования и сбора информации:

- теоретический анализ;

- эмпирические методы.

Автором были изучены различные источники литературы, как отечественная, так и зарубежная литература. Особую роль в изучении темы выпускной квалификационной работы оказали труды таких авторов, как Годин А.М., Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И., Романов А.Н.

Дипломная работа состоит из трех разделов: раздел теоретический, второй и третий – практические.

 В первом разделе  автор отражает теоретические  основы данной темы, а именно сущность, цели и методы изучения конъюнктуры и емкости товарного рынка.

Во второй части автор дает краткую характеристику исследуемого предприятия. Проводит анализ конъюнктуры и емкости товарного рынка. Для изучения конъюнктуры  товарного рынка автором была разработана анкета для потенциальных и реальных потребителей продукции фирмы. Для киоскеров розничной торговой сети фирмы был разработан опросный лист. На основе полученный данных в ходе исследований автор предлагает практические рекомендации по адаптации фирмы на современном рынке.

В третьей части автор создает программный продукт, а именно Microsoft Office Access 2007 База данных. Цель создания программного продукта – упрощение и систематизация деятельности компании по работе, как с внутренней, так и внешней документацией различного направления.

В заключении автор подводит итоги по проделанной работе и делает соответствующие выводы.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность конъюнктуры, типы и виды, цели ее изучения. Сущность емкости рынка, цели и методы изучения

    1. Сущность, типы и цели изучения конъюнктуры

Любая коммерческая операция (разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка, принятие решения о выпуске нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т.д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке.

Рыночная ситуация представляет собой сочетание условий и обстоятельств, создающих конкурентную обстановку или положение на рынке.

Понятие рыночной ситуации и рыночной конъюнктуры тесно связаны. Конъюнктура (от лат. сonjungere  – соединяю, связываю) – это по существу рыночная ситуация, сложившаяся на какой – то момент или короткий промежуток времени. Предлагается следующее определение рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – это экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движение процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а так же динамикой производства и потребления.

Основоположником конъюнктурных исследований стал У. Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен, производством товаров и товарные запасы [36. c. 38].

Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Понятие рыночной ситуации включает:

- степень  сбалансирования рынка (соотношение спора и предложения);

- сформировавшиеся. Наметившиеся  или изменившиеся тенденции его  развития;

- уровень устойчивость  его основных параметров;

- уровень коммерческого (рыночного) риска;

- масштабы рыночной операции  и степень деловой активности;

- сила и размах конкурентной  борьбы;

- положение рынка в  определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический (неопределённость, случайность чего - либо) характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Важно установить степень соответствия производимого ассортимента и качества товаров запросам населения. Оптимальные функционально-потребительские характеристики изделий, полнота их ассортимента необходимы для определения уровня специализации и объемов размещения производства. Масштабы, темпы и интенсивность обновления и расширения ассортимента тесно увязываются с получением соответствующего хозяйственного эффекта (рост производства, прибыльности) [38, c. 63].

Конъюнктура сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, подающихся измерению и оценке. Конъюнктура рынка имеет три отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

Рынок по своей сути склонен к конъюнктуре стихийности, а следовательно подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличными и сезонными. Рынок динамичен, изменчив, его границы расширяются или  сужаются, происходят различные структурные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рынка на данный момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. Из этого можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимает выявление и анализ динамических тенденций рыночных процессов [4, c. 421].

Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегрированным в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей страны и отдельных регионов, конъюнктура всей торговой массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг).

Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры, государственные органы, общественные организации, научные учреждения.

Типы конъюнктуры различают на: благоприятные или неблагоприятные.

При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

Конъюнктура товара может быть:

- повышательная (С>П) формируется в условиях товарного дефицита, характеризуется ростом товарных цен и увеличением числа совершенных сделок.

- высокая (С=П) формируется  при стабильной ситуации на  рынке. Для нее характерны устойчивость  высоких цен и наибольшая активность субъектов рынка.

- понижательная (П>С) обусловлена затовариванию рынка, характеризуется снижением рыночных цен и сокращением числа совершаемых сделок.

- низкая (П=С) характеризуется  низкими ценами и пассивностью  субъектов рынка. [36, c. 112]

Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.

Главные требования, предъявляемые к информации это оперативность и достоверность. Информация формируется по трём этапам:

- определение круга показателей;

- разработка схемы передачи  информации во времени и пространстве;

- объём и форма представления информации.

При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

 

1.2 Этапы исследования конъюнктуры рынка

Первый принцип маркетинга: исследование рынка, или marketing research. Исследование рынка – это элемент маркетинга, создающий информационную основу для разработки стратегии и тактики конкурентной борьбы на рынке. В  marketing research входят две составляющие: конъюнктура и маркетинговые исследования, которые также называются – комплексный анализ рынка [13, c. 137].

Отличительными чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность, пропорциональность, вариабельность, цикличность. Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

1 анализ динамических  закономерностей, тенденций;

2 пропорциональность развития;

3 анализ устойчивости  рынка, его колеблемости и в  статистике, и в динамике;

4 анализ повторяемости  развития рынка, выделение циклов.

Конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с позиции маркетинговых действий фирмы, то есть благоприятна  ли конъюнктура для осуществления поставленных целей.

При анализе конъюнктуры выявляются основные тенденции на рынке и порождающие их причины. Кроме того, анализируют: производство товаров, спрос, динамику мирового экспорта, как в целом, так и по отдельным странам, а так же движение цен [39, c. 359].

Исследование конъюнктуры в сфере маркетинга используют:

- необходимость системного  подхода, учитывающего взаимосвязь  и взаимозависимость экономических явлений, проходящих на рынке;

- недопустимость механического  перенесения тенденций, выявленных  на одних рынках, на другие  рынки, даже смежные, в общехозяйственной  конъюнктуре – на все отраслевые рынки: так, даже в период спада могут бурно развиваться новые отрасли, а в период подъема некоторые отрасли будут прибывать в состоянии депрессии;

Информация о работе Изучение и анализ конъюнктуры и емкости рынка печатной продукции