Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61
4
Федеральное агентство по образованию
ГОУ «Омский государственный педагогический университет»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Кафедра управление развитием образования
Допустить к защите ВР
Зав кафедрой управления
развитием образования
к. п. н., доцент
_________фио
_______________2010г.
Программно-целевой подход в управлении
(на примере конкретной организации)
Выпускная работа по специальности
«Государственное и муниципальное управление»
Работа выполнена:
слушателем группы ГиМУ-2
ФИО
____________________
Научный руководитель:
фио, к.п.н., доцент кафедры
управления развитием образования
_______________________
Омск – 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению……………………………………………………
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации…………………………………………………
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации………………………………………………
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования…………………………………………………
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………….…………………
Приложения…………………………….……………………
Введение
Конец ХХ столетия и первые годы нового века обозначены глобальными переменами в жизни российского общества, которые не могли не отразиться на состоянии системы образования в целом и на системе дополнительного образования в частности.
В 21 веке изменилась парадигма управления образованием. В основе новой парадигмы лежит программно-целевое управление, взят курс на личностно-ориентированный подход в образовании.
Современные исследователи признают главным назначением управления – обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности. Этому будет способствовать программно-целевой подход организации деятельности. Программно-целевой подход определяется как способ решения значительных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем [32].
Одним из инструментов этого подхода считается программа, которая представляет собой разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конкретной цели [17]. Разработка программы обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи. [28]
Программно-целевой метод управления дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершать и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. С другой стороны и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, что от них ждут и что произойдет в случае несвоевременного решения своих частных задач.
Организации и сферы деятельности могут различаться, но их управленческая деятельность строится на схожих принципах. То есть программно-целевой подход организации деятельности будет эффективным как в организациях коммерческой сферы, так и в учреждениях образования.
Информационный взрыв, произошедший повсеместно, со всей очевидностью показал бессмысленность требования усвоения учащимися «всей суммы знаний», которое выработало человечество, заставил переосмыслить и принять новые цели образования, в которых акцент сделан на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Эту задачу может выполнить школа, только сама эффективно развивающаяся в динамично и качественно меняющемся окружении.
Под процессом изменений системы детских школ искусств Федеральное агентство по культуре и кинематографии понимает именно содержательные изменения, перемены в жизнедеятельности школ не могут быть целью, это лишь средство для ее развития в соответствии с требованиями времени. Особенно важной, жизненно необходимой становится деятельность школ по созданию программы развития- документа, определяющего цели и задачи на ближайшее будущее детской школы искусств. Сегодня создание программы развития - это определение конкретных действий школы по вхождению в новое социально-экономическое пространство, в котором очень важно быть необходимым социуму, сохраняя лучшие традиции, предлагая при этом уникальные образовательные услуги (концепция художественного образования).
В научной литературе данная тема широко представлена в трудах М.М.Поташника, В.С.Лазарева, П.И.Третьякова, В.И.Зверевой и других, которые приводят в своих исследованиях различные технологии разработки программ деятельности образовательного учреждения. Данная работа позволит с помощью этих технологий разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
Противоречие в том, что при глобальных экономических и политических изменениях в условиях деятельности школы остались старыми способы и средства управления.
Проблема исследования: Поиск средств и способов управления в условиях модернизации дополнительного образования.
Объект исследования: управление образовательным учреждением в режиме развития.
Предмет исследования: программно-целевой подход к управлению МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ»
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Методы исследования.
1.Теоретические (анализ литературы, систематизация, обобщение, моделирование).
2.Эмпирические (анализ школьной документации, анкетирование, наблюдение).
3. Моделирование.
4.Организационные (создание проекта, подготовка технической базы, распределение управленческих функций и т.д.).
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода к управлению
1.1. Особенности программно-целевого подхода организации деятельности
В базисных понятиях программно-целевого управления, получивших широкое распространение в отечественной и мировой практике ключевыми терминами являются «программа» и «цель», представляющие не только социологические, но и философские категории.
Программа (от греч. programma - публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях [16]. Подобное определение может быть отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о сценических действиях, времени их проведения, исполнителях.
Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему.
Синтез понятий «программа» и «цель» образует в своем единстве категорию «программно-целевая деятельность» с модификациями «программно-целевые методы», «программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов «программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированных мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий.
Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы, получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление» [32]. Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом.
В широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Для получения полного представления о программно-целевом подходе решения социально-педагогических проблем разного уровня и масштаба, А.М. Моисеев описал основные черты и признаки этого подхода [24].
Программно-целевой подход относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем и чаще всего используется в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы.
Программно-целевой подход подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень. Развитость целеполагания и целеобоснования относится к одному из определяющих признаков подхода, что следует из самого его названия. Углубленная проработка целей, выделение целевой стадии программирования находят конкретное проявление в следующих чертах, свойственных программно-целевому управлению:
• формирование отдельных целей и системы программных целей на основе анализа социальных, педагогических проблем. Анализ должен включать исследование общественных потребностей в динамике, принимая во внимание изменение структуры и масштабов государственных, общественных, личных потребностей;
• использование в процессе целеполагания научно обоснованных рациональных норм и других целевых нормативов;
• структуризация целей, выделение главной и соподчиненных целей, распределение целевых задач по уровням иерархии, построение иерархически организованной системы («дерева») целей;
• сочетание количественного и качественного подходов при формулировании целей и целевых задач, достижение высокого уровня количественной определенности в исходной постановке социальных целей развития;
Программно-целевой подход характерезуется еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому подходу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.
Сердцевину программно-целевого подхода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Подобная согласованность достигается благодаря тому, что программно-целевой подход опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства, необходимые для практической реализации путей». Таким образом, главная формула применения программно-целевого подхода звучит как «цели - пути - средства» и отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных, в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами.
Важно понимать также, что программно-целевой подход подразумевает не однонаправленное движение от заданных, заранее определенных целей к целереализующим мерам и от них к потребным ресурсам. В основу подхода положено представление о двунаправленном движении: от целей к средствам их достижения и от средств к целям, которые могут быть достигнуты посредством их использования. Цель первична лишь в том отношении, что она вытекает из программной проблемы и задает общую направленность программных действий, их ориентацию на решение проблемы. В то же время параметры цели в виде достигаемого уровня решения программных задач зависят от ресурсных возможностей программы, включая и такой ресурс, как время.