Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.

Содержание

Введение
Основная часть
Особенности деятельности детей, связанные с цветом
Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
План-конспект
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мдк 02.03..docx

— 84.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МДК.02.03.«Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050144 «Дошкольное образование»

 

 

 

 

Студентки 4 курса, гр. 44(1)

Вариант №9

 

 

Переверзевой Арины Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:

 

Преподаватель

Машарина М.В.

 

 

 

 

Архангельск, 2014

 

Тема: «Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

 

 

Содержание

 

 

Введение

  1. Основная часть
  2. Особенности деятельности детей, связанные с цветом
  3. Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
  4. Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
  5. План-конспект

Заключение

Литература

 

Введение

 

О значении цвета в жизни человека многие знают с детства, пусть и не всегда это осознают (с самого рождения кого-то окружают розовым, а кого-то голубым). Цвета являются символами тех или иных событий, радуют или раздражают, в связи, с чем делятся на "любимые" и "нелюбимые", в общем, наделяются особым смыслом. Существует целый раздел в психологической науке, изучающий способность человека воспринимать и обозначать цвета, который так и называется - психология восприятия цвета. 

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.

Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.

Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль (И.В. Гёте)

В жизни каждого человека цвет играет значительную роль. Каждый из нас имеет определенные цветовые ассоциации или ощущения возникающие при виде того или иного цвета.

Восприятие человеком цвета зависит не только от чистоты оттенка, насыщенности, яркости цвета, но и от индивидуальных особенностей восприятия, обусловленных физиологическим и психологическим состоянием человека, как в настоящий момент, так и в целом.

Вследствие различия темперамента, самочувствия, состояния здоровья, возраста, национальных традиций, а так же половых различий разные люди, дают одному и тому же цвету различные эмоциональные оценки.

Цветовые предпочтения могут рассказать о психологическом состоянии человека, о его здоровье, характере, привычках. Эта особенность широко используется в психодиагностике.    

"Покажи  мне свои любимые цвета - и я  скажу тебе, кто ты" - примерно  так говорил швейцарский врач  и психолог Макс Люшер, разрабатывая свой знаменитый Цветовой личностный тест.    

 Цветовое  восприятие каждого человека  индивидуально, но можно выделить  и общие ассоциации, возникающие  у большинства людей при виде  того или иного цвета. Основываясь  на этом, можно определить, какое  значение имеет тот или иной  цвет.

 

 

    1. Цвет и его основные свойства

 
Человек эмоционально отзывчив к цвету. Он неравнодушен к прекрасным гармоничным сочетаниям то нежных, мягких, то ярких, звучных, радующих глаз красок.

Восприятие цвета в конкретных жизненных ситуациях, в окружающей действительности, в произведениях искусства связано с множеством ассоциаций, возникающих у человека в результате накопленного в прошлом опыта.

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. 

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет —характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии. 

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника. 

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой. 

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета. 

Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе). 

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.). 

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи. 

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. 

Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину. 

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными). 

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие — от черных. 

Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее. 

Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.  
Основные понятия в науки «Цветоведение».

Основными цветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, синий так, как они лежать в основе всех остальных цветов. 

Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.

Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый. 

Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.

Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.

Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.

Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.

Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.

Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.

Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).

Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе. 

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета. 

  1. Особенности деятельности детей, связанные с цветом

 

В советской и зарубежной психологии по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста проведено много исследований. Э. Мейман, Н. И. Красногорский, Г. Валентайн, М. Шинн, Е. А. Аркин, А. С. Сулина решали проблему возникновения цветового зрения и определили периоды, когда впервые ребенок начинает различать цвета. З. И. Истомина, Ж. И. Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного возраста. Эти исследования отмечают, что дифференцирование цвета у дошкольников развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот. При различении и отборе теплых цветов (красный, оранжевый, желтый) дети делают меньше ошибок, чем при различении и отборе холодных цветов (зеленого, голубого, синего, фиолетового). Е. А. Аркин отмечает, что дети 4—7 лет могут точно подобрать большое количество оттенков одного цвета, т. е. у них развито цветовое чувство.

Информация о работе Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности