Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Челябинский
государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО
«ЧГПУ»)
Факультет психологии
Кафедра теоретической
и прикладной психологии
Квалификационная работа
на тему: Психолого-педагогическая коррекция
агрессивного поведения подростков 15-16
лет
Выполнила:
Лукманова Зиля Габдрауфовна,
факультет психологии
4 курс 401 группа
Научный руководитель:
Капитанец Елена Германовна,
к.псх.н., доцент
Челябинск, 2013 г.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....…………
3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения
подростков как психолого-педагогическая
проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение»
в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………......................
5
1.2. Особенности проявления агрессивного
поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения подростков…………………………………………………………………………….
19
Глава 2 Исследование агрессивного
поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…...
32
2.2. Характеристика выборки и
анализ результата исследования………….
42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование
психолого-педагогической коррекции агрессивного
поведения
3.1. Программа психолого-педагогической
коррекции агрессивного поведения
подростков…………………………...……………….…………………..
50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и
педагогам по коррекции агрессивного
поведения подростков………………………………………………………………..
67
Заключение.………………………………………………….…………………
73
Библиографический список.…………………………………………………..
76
Приложение……………………………………………………………………
82
Введение
В современном обществе проблема
управлением агрессивным поведением и
осуществлением контроля проявлением
агрессивности ребенка, на любом возрастном
этапе, всё большей степени привлекает
внимание самых разных специалистов –
психологов, психиатров, социологов, педагогов.
Агрессивность в структуре личности человека
служит предпосылкой формирования различных
форм поведения – конструктивных, социально
позитивных, просоциальных, либо напротив
– разрушительных, деструктивных, придающих
поступкам асоциальный и антисоциалный
характер.
Агрессивное поведение формируется
преимущественно в процессе ранней социализации
в детском и подростковом возрасте, и именно
этот период развития наиболее благоприятен
для профилактики и коррекции. Этим и объясняется
актуальность темы психолого-педагогическая
коррекция агрессивного поведения подростков
15-16 лет.
Выше изложенные противоречия
определили выбор темы нашего исследования:
психолого-педагогическая коррекция агрессивного
поведения подростков 15-16 лет.
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить
психолого-педагогическую коррекцию агрессивного
поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное
поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая
коррекция агрессивного поведения подростков
15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного
поведения подростка изменится при проведении
психолого-педагогической коррекционной
программы.
Задачи:
- Рассмотреть понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической
литературе.
- Выявить особенности проявления агрессивного
поведения у подростков.
- Теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
- Определить этапы, методы и методики исследования.
- Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
- Разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
- Проанализировать результатов опытно-экспериментального исследования.
- Разработать рекомендации родителям и педагогам по
коррекции агрессивного поведения подростков.
Для решения поставленных задач нами
были использованы методы и методики научно-педагогического
исследования.
Методы и методики исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы и обобщение.
Эмпирические: эксперимент, опрос, тестирование
по методикам:
- Диагностика
состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
- Тест
А. Ассингера «Оценка агрессивности в
отношениях»;
- Проективная методика исследования личности тест «Руки»
Э. Вагнера.
Метод обработки полученных - методы
математической статистики.
База исследования: МОУ СОШ № 2, г. Копейска,
Челябинской области. В исследование
принимали участие подростки 11 «А» классов.
Количество испытуемых 18 человек.
Глава 1 Коррекция агрессивного
поведения подростков как психолого-педагогическая
проблема
1.1. Понятие «агрессивное
поведение» в психолого-педагогической
литературе
Практический каждый исследователь,
который изучал человеческую агрессию,
дают разные определения этого понятия.
Это связанно с чрезвычайной объемностью
понятия «агрессия», охватывающего огромный
спектр поведенческих реакций. Э. Фромм
по этому поводу заметил, что агрессия
– «коллекция храма, куда мы сваливаем
многие психологические механизмы, о которых
мы не знаем, как их анализировать или
даже точно назвать, либо такие, анализ
или наименование которые нас не интересуют»
[22, с. 96].
Слово «агрессия» происходит
от латинского «adgradi», которое в буквальном
смысле означает «двигаться на», «наступать»
[7, С.10]. Но классическое определение было
предложено А. Бассом, который охарактеризовал
агрессию как «реакцию, наносящую вред
другому организму» [30, с. 12].
Под агрессией понимается
сильная активность, стремление к самоутверждению.
Так, Л. Бендер говорит об агрессии как
«тенденции приближения к объекту или
удаления от него» [2, c. 7].
Р. Бэрон, Д. Ричардсон рассматривают
агрессию как «любую форму поведения,
нацеленную на оскорбление или причинения
вреда другому живому существу, не желающему
подобного обращения» [8, с. 16].
В психологическом словаре
определение агрессии звучит так: «Агрессия
– мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам сосуществования
людей в обществе, наносящий вред одушевленным
и неодушевленным объектам нападения,
приносящее физический ущерб людям или
вызывающее у них психический дискомфорт»
[54, с. 16].
В толковом словаре современного
русского языка С.И. Ожегова дается следующее
определение «Агрессия – это открытая
неприязнь, вызывающая враждебность»
[41, с.18].
В психолого-педагогической
и специальной литературе используется
также и термины «агрессивность». А.А.
Реан указывает, что «различие понятий
“агрессия” и “агрессивность” ведет
к важным следствиям: не за всякими агрессивными
действиями субъекта стоит агрессивность
личности; с другой стороны, агрессивность
человека не всегда проявляется в явно
агрессивных действиях. Проявление агрессивности
как личностного свойства в определенных
актах поведения, как агрессивных действий,
всегда является результатом сложного
взаимодействия трансситуативных и ситуативных
факторов» [73, с. 5].
Термин агрессивность обозначает
ситуативную или личностную склонность
к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов
описал состояние агрессивности как стеническое
переживание гнева с потерей самоконтроля
[32, с. 18].
Агрессивность - это одна из
форм реагирования на различные неблагоприятные
в физическом и психическом отношения
жизненные ситуации, вызывающие стресс,
фрустрацию и т.п. состояния [55, с. 76].
Исходя из приведенных определений,
под агрессией понимаются акты враждебности,
атаки разрушения, т.е. действия, которые
вредят другому лицу и объекту. Но в тоже
время авторы разводят понятия агрессии
как специфической формы поведения и агрессивности
как психического свойства личности. Агрессия
трактуется как процесс, имеющий специфическую
функцию и организацию; агрессивность
же рассматривается как некоторую структуру,
являющаяся компонентом более сложной
структуры психических свойств человека;
агрессивное поведение проявляется нанесением
страдания, причинение ущерба другим.
Проблема агрессивного поведения
привлекает внимание психологов, поэтому
X. Хекхаузен сделал обзор теорий зарубежных
психологов, которые объясняют природу
агрессивного поведения, и выделил три
направления в изучении мотивации агрессивного
поведения:
1. Теория влечения (инстинкта)
З. Фрейда. Агрессивное поведение дано
от природы, т.е. агрессия - это есть инстинкт.
2. Фрустрационная теория Дж.
Долларда. Агрессия – это естественная
реакция организма на состояния депривации
и фрустрации.
3. Теория социального научения
А. Бандура. Агрессивное поведение формируется
постепенно и является результатом воспитания.
Представитель первого направления
З. Фрейд понимает агрессию как инстинкт.
Эта двухфакторная теория предполагает,
что индивидуальное поведение побуждается
двумя основными силами, являющимися неотъемлемой
частью человеческой натуры: инстинкт
жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос).
В то время как эрос толкает человека на
поиски удовлетворений, танатос направлен
на саморазрушение [57, с. 45]. Агрессия имеет
внутренний источник, а для того, чтобы
не произошло неконтролируемого насилия,
нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно
разряжалась. Это действие по отношению
к другому рассматривается как механизм
высвобождения энергии путем, которой
защищает внутрипсихологическую стабильность
действующего объекта. З. Фрейд связывает
агрессивность с влечением к смерти и
определяет как некий постоянно присутствующий
в организме подвижный импульс, обусловленный
самой природой человека [27, с. 91].
Продолжая развивать теорию
о влечениях З. Фрейда, его дочь Анна Фрейд,
основываясь на психоаналитическом исследовании
«По ту сторону принципа удовольствия»
(З.Фрейд, 1920) пришла к выводу о том, что
«агрессивность преследует свои собственные
ограниченные земные цели и одновременно
служат более значимым биологическим
целям жизни и смерти» [70, с. 355].
Представитель второго направления
Дж. Доллард, и его коллеги, положил начало
интенсивным экспериментальным исследованиям
агрессии. Данная теория исходит из того,
что, во-первых, агрессия всегда следствие
фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда
влечет за собой агрессию [44, с. 93]. Исходя
из понятия фрустрации как психического
состояния, Н.Д. Левитов дает такое определение:
фрустрация — состояние человека, выражающееся
в характерных особенностях переживаний
и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми
(или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели
или к решению задачи. Так как человек
— общественное существо, и фрустрация
имеет у человека состояние как провоцируемом
«барьерам», который блокирует деятельность
[33, с. 118].
Фрустрация долгое время
рассматривалась в качестве основной
причины агрессии. В соответствии с данной
гипотезой склонность к агрессивному
поведению усиливается, когда блокируется
целенаправленное поведение. Весьма вероятно,
что корни фрустрации лежат в потребности
контролировать или быть контролируемым.
Когда этому что-либо препятствует, человек
пребывает в состоянии активации (испытывает
чувство фрустрации). Какими будут действия,
зависит от множества социальных и культурных
факторов. Одна интересная и важная особенность
фрустрации заключается в том, что она
должна стать достаточно сильной, чтобы
действительно инициировать агрессивное
действие. Это означает, что должен быть
пересечен определенный порог, прежде
чем возникнет агрессия [38, с. 324]. Она существует
всегда, так как внешний мир враждебен
человеку и на каждом шагу встречаются
физические моральные, духовные препятствия.
Вся жизнь заключается в борьбе с ними.
Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией
может в поведенческом и вербальном плане:
в виде негативизма; в виде проявления
садизма и мазохизма; в виде депрессии
и гнева [26, с. 78].
Наиболее влиятельным представителем
третьей концепции является
А. Бандура. Согласно теории социального
научения, поведение человека формируется
под воздействием социального окружения,
социальных и культурных факторов, что
относится и к агрессивности [44, с. 94]. Агрессия
есть следствие инстинктивных механизмов
поведения, она является неотъемлемой
и естественной стороны личности, и ослабить
ее можно путем направленности агрессивной
энергии в социально приемлемые формы
[26, с. 80].
Теория социального изучения
сконцентрировала в себе следующие представления:
агрессивность формируется в течение
жизни и в частности в процессе социализации
личности; особенно – в результате наблюдения
за поведением родителей и других старших
членов семьи и сверстников. Агрессивное
поведение может выполнять функцию защиты
или адаптации к социальным условиям,
а в рамках противоправного поведения
– инструмента воздействия; агрессивность
как психологическое явление в нравственном
плане нейтральна, так как в зависимости
от социализации индивида может приводить
как к социально одобряемому поведению,
так и к противоправному [44, с. 75].