Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации во-еннослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социаль-но-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Содержание

Введение.
1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации лично-сти и ее особенности в условиях военного социума.
1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.
1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках.
2 глава: Некоторые аспекты социальной адаптации воен-нослужащих, и организация воспитательной работы команди-ров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у личного состава.
2.1. Особенности социальной адаптации молодых солдат на учебном центре.
2.2. Организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

кафедра Психологии и Педагогики

 

 

 

 

 

 

дипломная работа

 

Социально-педагогические аспекты социальной адаптации

военнослужащих к условиям военной службы

 

 

 

 

 

 

научный руководитель:.

 

исполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Содержание:

 

 

 

Введение.                                                                               

1 глава: Сущность, содержание социальной адаптации личности и ее особенности в условиях военного социума.

1.1. Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.

1.2. Особенности социальной адаптации военнослужащих по призыву, проходящих службу в пограничных войсках. 

2 глава: Некоторые аспекты  социальной адаптации военнослужащих, и организация воспитательной работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у  личного состава.

2.1. Особенности социальной адаптации  молодых солдат на учебном  центре.

2.2. Организация воспитательной  работы командиров подразделений по повышению эффективности протекания адаптационного периода у молодых солдат на учебном центре и по прибытию в новые подразделения.

 Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема психологического обеспечения социальной адаптации военнослужащих ФПС к воинской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на современном этапе. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву и непосредственно в пограничных войсках. Можно отметить, что сама среда, условия и специфика пограничной службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в вооруженных силах из-за некоторой экономической и социальной нестабильности государства.

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей психологии. Особый интерес к данной проблеме вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны, исходя из того, что успех этой деятельности в большинстве своем зависит от морально-психологического состояния и психологической готовности военнослужащих к эффективной реализации ее целей и задач. В исследованиях военных психологов последних лет (М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, Н. Ф. Феденко, С. С. Муцынов, А. И. Александров, Ж. Г. Сенокосов и др.) достаточно глубоко изучается социально-педагогический и психологический аспекты адаптации молодых воинов к условиям службы. В частности, кандидат психологических наук полковник Сенокосов Ж. Г. исследует адаптацию как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющим согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или же, напротив, несоответствующих базовым ценностям личности и группы. Однако, кроме адаптации личности к групповым требованиям и нормам, представляет интерес исследование личностных детерминант адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву, в первую очередь, связанные с индивидуальными особенностями, чертами характера, волевыми и другими качествами.

Интерес этот связан с необходимостью оценки адаптационных способностей человека к успешной адаптации в условиях военной службы, и, как уже указывалось, выделением в структуре личности тех составляющих, которые тем или иным образом влияют на успешность протекания этого процесса у молодых парней, призванных выполнить свой гражданский долг. Психологическое обеспечение социальной адаптации к воинской среде и условиям их деятельности, в свою очередь невозможно без изучения механизмов этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава: Сущность, содержание социальной  адаптации личности и ее особенности в условиях военного социума.

 

1.1  Сущность, содержание социальной адаптации личности как явления.

 

Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношениях в обществе, требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах совершенствования государства, своего саморазвития. В настоящее время система социальных институтов, призванная стать активным помощником человека в совершенствовании своей жизни, сам статус социальных работников только складываются. Поэтому так важно проанализировать некоторые теоретические и практические основы, наиболее существенные механизмы социальной адаптации личности.

Понятие "адаптация" используется в настоящее время во многих областях познания - биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Первоначально он использовался в биологии, где рассматривалось приспособление строения и функций организма к условиям существования или привыкания к ним. Человек как неотъемлемая часть животного мира от окружающей природной среды унаследовал приспособительные функции, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важнейшим фактором самосохранения как высокоорганизованного животного индивида. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды. Поскольку организм и среда находятся не в статистическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, и соответственно осуществляются различные процессы адаптации.

Здесь осуществляется, по сути, важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенций организма индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, т. е. преобразовываются в социальные по характеру стороны развития. Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, а также с окружающей средой приводит подчас к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы. Существуют различные уровни взаимоотношения личности с окружающим миром, и здесь необходимо найти оптимальные, гармоничные механизмы адаптации человеческого организма (его морфо-физическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами социального обустройства (система социальных отношений и практики) - с окружающей природной средой.

Характерным признаком человека является то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации. Здесь уже не просто влияние определенно заданных биологических параметров, определенный продукт природы - человек, а высокоорганизованная развивающаяся система, отличительной чертой которого является эффективная связь телесного и психического, как основы становления личности.

Конечно, биологическое, физиологическое, психическое и социальное развитие человека взаимосвязаны и взаимообуславливают  друг друга, которые постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимые условия для его социального развития. которые в свою очередь зависят от психических, интеллектуальных и других особенностей человека. Подчеркивая эти стороны развития человека, его связь с внутренним и внешним миром, мы этим самым показываем многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой.

Проблема исследования процесса становления человека, его формирования и развития является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Эффективное воздействие субъектов, всей системы социальной работы на процессы становления человека, формирования определенных социальных свойств и качеств, предполагают знание закономерностей, механизмов функционирования разнообразных социальных явлений, влияющих на становление и развитие самого человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастание в социальный мир, которое предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации характеризуется способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.

Однако если процесс социализации человека идет, как правило, эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты.

Вместе с тем процесс социальной адаптации - это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.

Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.

Поэтому эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и т.д.); условия непосредственной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и, конечно, сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей и творческой деятельности, природных задатков.

Вычленяя в общечеловеческой деятельности ее социально-профессиональную направленность, мы тем самым подчеркиваем важность социально-педагогической деятельности, где ценностной ориентацией является то, что в первую очередь отличает ее от других профессий человека - это постоянное стремление к полезности и умению оказать помощь каждому индивиду в зависимости от его социальных потребностей и интересов.

Отсюда, в основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании  существенной  социальной  действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.

Социальность деятельности - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие его составляющие сторон, как общение, игра, учение, труд, осуществляющих полноценную включенность, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет свои закономерные этапы, которые в основном свойственны остальным видам деятельности. Эта схема примерно такова: нужда индивида - потребности - мотивы принятие решения - реализация и подведение итогов - ее оценка. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Проблема социального педагога заключается в том, что в случае какой-то неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.

Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет, крут усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения - это не только потребность и самостоятельный вид деятельности отдельного человека, но и определенное взаимодействие социальных работников со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.

Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника понимается во многом как психолога-педагога, стремящегося через различные аспекты обращения сознания сформировать личность неравнодушной к человеческой беде, выступающей активно против социального равнодушия.

Представляя механизмы социальной адаптации личности, как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности индивидов, мы тем самым подчеркиваем единство и определенную систему функционирования системы социальной помощи населению, значимость профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Необходимо отметить, что наука о психологии имеет в своем арсенале и активно применяет в социальной практике различные механизмы адаптации, которые помогают снимать критические состояния в поведении человека. В науке активно разрабатывается социально-психологический подход к адаптации, объединяющий два направления - социальную и биопсихическую исходя из единства личности.

Называют и другие механизмы социальной адаптации личности, в частности:

1) когнитивный, механизм, включающий  все психические процессы, связанные  с познанием: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.;

2) эмоциональный механизм, включающий  различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, одобрение, осуждение и т.д.;

Информация о работе Социально-педагогические аспекты социальной адаптации военнослужащих к условиям военной службы