Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель работы: изучить методы и приемы анализа отклонений фактических и кассовых расходов от сметных назначений, выявить причины отклонений и способы их устранения.
Методы исследования: сравнительного анализа, факторного анализа.
Исследования и разработки: изучен процесс анализа кассовых и фактических расходов в бюджетных организациях, предложены мероприятия по совершенствованию деятельности организации и снижению величины отклонений от сметных назначений.
Фактические и кассовые расходы за отчетный период, как правило, не совпадают.
Например, сумма начисленной заработной платы за февраль месяц не может быть равна сумме израсходованных денежных средств со счета органа казначейства или со счета организации за этот же месяц на заработную плату в связи с тем, что выплата заработной платы за февраль будет произведена в марте месяце. В феврале же со счета органа казначейства или со счета организации расходуются денежные средства на заработную плату за январь месяц. Сумма, перечисленная со счета органа казначейства или со счета организации поставщикам за продукты питания в феврале месяце, не может быть равна сумме израсходованных за этот же месяц продуктов питания, так как расходоваться могут продукты питания, оставшиеся на складе с прошлого месяца. Кроме этого, не все продукты, за которые уплачено поставщикам в феврале, в феврале будут получены на склад организации и израсходованы.
Одновременно при составлении отчетности об исполнении сметы расходов по бюджету должна быть произведена увязка кассовых и фактических расходов по подразделениям бюджетной классификации (подстатьям, элементам), что позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.
Для их увязки необходимо располагать данными об остатках материальных запасов, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, образовавшихся за счет бюджетного финансирования.
Увязка производится по следующей формуле:
Рф - ОМн - ДЗн + КЗн + ОМк + ДЗк - КЗк = Рк,
где Рф - фактические расходы за отчетный период;
ОМн - остаток материалов на начало отчетного периода;
ДЗн - дебиторская задолженность на начало отчетного периода;
КЗн - кредиторская задолженность на начало отчетного периода;
ОМк - остаток материалов на конец отчетного периода;
ДЗк - дебиторская задолженность на конец отчетного периода;
КЗк - кредиторская задолженность на конец отчетного периода;
Рк - кассовые расходы.
Если организация получала
материалы безвозмездно, а также
материалы, основные средства и отдельные
предметы в составе оборотных
средств, оплаченные в централизованном
порядке, то для увязки кассовых и
фактических расходов в приведенной
формуле надо уменьшить фактические
расходы на стоимость израсходованных
материалов и поступивших основных
средств и отдельных предметов
в составе оборотных средств.[
Таким образом, можно сделать
вывод, что бюджетная классификация
Республики Беларусь в части учета
фактических и кассовых расходов
применяется в разрезе
Классификация доходов состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.
Классификация расходов включает в себя функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию.
Все расходы бюджетной организации подразделяются на кассовые и фактические. Следует четко разграничивать эти расходы, т.к. часто на практике эти расходы не совпадают. Разделение этих расходов позволяет проследить за правильным и целенаправленным исполнением сметы расходов бюджетной организации.
1.2. Особенности
финансирования бюджетных
Основным источником средств организаций бюджетной сферы являются бюджетные ассигнования (средства соответствующего бюджета, предусмотренные в бюджетной росписи получателю (распорядителю) бюджетных средств). [10]
Бюджетная роспись - поквартальное распределение доходов и расходов
бюджета, источников покрытия дефицита по подразделениям бюджетной
классификации. Она составляется после утверждения соответствующего бюджета и является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение бюджета по доходам и расходам
Государственный бюджет объединяет республиканский бюджет, а также местные бюджеты, включающие областные, городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Республиканский бюджет и
распределение доходов и
Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью, составленной Министерством финансов Республики Беларусь, а местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Финансирование расходов
по республиканскому бюджету и местным
бюджетам производится на основании
бюджетной росписи и
Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством финансов Республики Беларусь, местными финансовыми органами) главному распорядителю средств бюджета для его собственных нужд и для подведомственных ему организаций[20].
Главный распорядитель средств
бюджета - это прямой получатель средств
из бюджета, определенный ведомственной
классификацией расходов республиканского
бюджета и ведомственной
Пример главного распорядителя (прямого получателя бюджетных средств) по республиканскому бюджету - Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Главные распорядители по местному бюджету - организация, государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с ведомственной классификацией соответствующего бюджета, например отдел, здравоохранения районного исполкома. Подведомственный (нижестоящий) распорядитель средств бюджета получает бюджетные ассигнования от главного распорядителя для своих собственных нужд и для подведомственных ему организаций и распределяет их между организациями (получателями средств бюджета), находящимися в его ведении. Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) бюджетная организация, находящаяся в ведении главного или нижестоящего распорядителя, имеющая право только на получение бюджетных ассигнований, так как она не имеет подведомственных организаций, отвечающая за целевое использование бюджетных средств.
Нижестоящих распорядителей
принято называть распорядителями
средств бюджета второй степени,
а бюджетополучателей - распорядителями
средств бюджета третьей
По республиканскому бюджету могут быть три степени распорядителей средств бюджета (в зависимости от звенности управления): главные, второй степени, третьей степени; по местному бюджету - две степени: главные и третьей степени.
Вышестоящие распорядители
осуществляют постоянный контроль за
правильным использованием подведомственными
организациями бюджетных
При обслуживании бюджетных
организаций централизованной бухгалтерией
за руководителями этих организаций
сохраняются права
Финансирование из бюджета носит целевой характер, т.е. предоставляется только на мероприятия, предусмотренные утвержденным бюджетом и сметой расходов организации. Оно осуществляется в меру выполнения бюджетной организацией планов развертывания сети и укомплектования штатов и контингентов.
Финансовый бюджетный год установлен с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.
Право на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного) года, прекращается по окончании счетного периода. Остатки неиспользованных бюджетных ассигнований закрываются соответствующими финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом (бюджетном) году.
Незаконное
получение - излишнее
получение бюджетных средств вследствие
представления недостоверных данных
(завышения в расчетах, сметах,
счетах и в других документах
сумм, подлежащих получению, представление
недостоверных сведений о финансовом
состоянии при получении бюджетных
займов, бюджетных ссуд, субсидий и
дотаций, финансовой помощи на возвратной
основе и др.)
Средства бюджета, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, по решению Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных органов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет. С распорядителей (получателей) средств бюджета, занимающихся предпринимательской (приносящей доходы) деятельностью, кроме того, взыскивается штраф в размере этих средств.
Возврат сумм в бюджет в первую очередь производится за счет внебюджетных средств, а при их недостаточности либо отсутствии - за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов по подразделению бюджетной классификации, по которому допущено нарушение. При недостаточности либо отсутствии средств по данному подразделению возврат сумм в бюджет осуществляется за счет общей экономии средств по смете, кроме защищенных статей расходов с отнесением данных расходов на элемент 1.10.10.08 "Прочие текущие расходы".
Защищенные статьи - установленные законодательством статьи текущих расходов экономической бюджетной классификации, финансируемые в первоочередном порядке при наличии дефицита бюджета и не подлежащие секвестру или блокированию.
В перечень защищенных расходов по республиканскому бюджету входят: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению; продукты питания; медикаменты и перевязочные средства; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.
Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение предельного
размера дефицита бюджета или
снижение поступлений по доходам
бюджета более чем на 10 процентов
от запланированного уровня, то применяются
секвестр расходов по незащищенным статьям
бюджета или блокирование по отдельным
статьям его расходов. Секвестр -
пропорциональное сокращение расходов
по незащищенным статьям бюджета.
Казначейская система финансирования позволяет осуществлять предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств каждой организацией, финансируемой из бюджета, получать оперативную информацию о расходовании средств бюджетов, ускорять сроки их прохождения до конечных получателей. Она является важнейшей информационной базой при принятии управленческих решений вышестоящими распорядителями средств, а также финансовыми органами при составлении проектов бюджетов[14].
Казначейская система исполнения республиканского бюджета внедрена с 1 января 1999 г. Переход на казначейскую систему исполнения местных бюджетов начался с 1 января 2001 г. в соответствии с графиками, согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь.
Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и территориальные органы государственного казначейства. К территориальным органам государственного казначейства относятся Управления государственного казначейства Главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и Минску, отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах.
Управление денежными
средствами республиканского бюджета
и местных бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется с
единого казначейского счета
Министерства финансов Республики Беларусь,
который находится в
Финансирование расходов распорядителей (получателей) средств бюджета производится в соответствии с утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь правилами с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).