Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель работы: изучить методы и приемы анализа отклонений фактических и кассовых расходов от сметных назначений, выявить причины отклонений и способы их устранения.
Методы исследования: сравнительного анализа, факторного анализа.
Исследования и разработки: изучен процесс анализа кассовых и фактических расходов в бюджетных организациях, предложены мероприятия по совершенствованию деятельности организации и снижению величины отклонений от сметных назначений.
Непосредственным предметом
анализа хозяйственной
В упрощённом виде причину можно рассматривать в качестве фактора, а следствие – в качестве результативного показателя. Причинно-следственные связи, составляющие основу хозяйственной деятельности бюджетной организации, многообразны и многочисленны. Все это многообразие можно разделить на две большие группы. Первая группа - это детерминированные связи, вторая – стохастические.
Характерной особенностью детерминированных
(функциональных) связей является то, что
изменению фактора на единицу
своего значения всегда соответствует
изменение результативного
- аддитивная зависимость - результативный показатель (РП) равен сумме или разности факторов (Ф):
РП= Ф1+Ф2+….+Фn или РП= Ф1+Ф2-Ф3;
- мультипликативная зависимость – результативный показатель равен произведению факторов:
РП=Ф1*Ф2*…*Фn
- кратная (обратная) зависимость – показатель конструируется в виде частного фактора:
РП= Ф1/Ф2
- смешанный тип связей
– в формуле результативного
показателя присутствует
РП= (Ф1+Ф2)/(Ф3*Ф4).
Для стохастических (косвенных,
опосредованных) связей характерно то,
что одному и тому же изменению
фактора могут соответствовать
разные значения результативного фактора.
Как правило, при стохастических
связях изменение факторов вызывают
средние изменения
В зависимости от типов изучаемых связей (детерминированные или стохастические) применяются различные методы факторного анализа (рис.2.1).
Традиционные методы факторного анализа |
Экономико- математические методы факторного анализа |
Цепные подстановки |
Корреляция, регрессия |
Абсолютные разницы |
Интегральный метод |
Логарифмический метод |
Рис. 2.1. Система методов факторного анализа
Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в- третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.
Организационно-техническая
и экономическая специфика
Так основными показателями деятельности больниц являются: количество коек и койко-дней, среднегодовое количество дней функционирования койки, уровень обеспеченности населения коечным фондом, количество больных, прошедших лечение, средняя продолжительность пребывания больного в стационаре.
Для поликлиник - количество врачебных посещений в смену, количество врачебных должностей, среднегодовая нагрузка на одну врачебную должность и др.
Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является то, что в бухгалтерском учете отражаются два вида расходов: кассовые и фактические. Кассовые расходы не должны превышать годовые ассигнования как в целом по уточненной смете, так и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже общей суммы фактических расходов.
При анализе исполнения меты
кассовые расходы сопоставляются с
суммой перечисленных денежных средств,
а фактические – с назначениями
по уточненной смете. Кроме того, кассовые
и фактические расходы
В результате анализа должно
быть выяснено, не превышались ли кассовые
расходы сверх перечисленных
бюджетных средств, а фактические
– сверх сметы по одним статьям
расходов за счет недоиспользования
средств и уменьшения расходов против
сметы по другим статьям. Такие отклонения
считаются нарушением финансовой дисциплины,
поскольку бюджетных средства должны
расходоваться в строгом
Особое внимание следует
обратить на правильность расходования
фонда заработной платы. Его перерасход
чаще всего связан с содержанием
должностей, не предусмотренных в
штате, завышением должностных окладов
(ставок) заработной платы работников
и другими нарушениями
Обязательным условием анализа отчета об использовании сметы расходов является его увязка с выполнением плана по объемам работ (услуг). Тщательному анализу должны быть подвергнуты установленные в смете нормы по отдельным видам расходов на соответствующую единицу измерения.
По сводному и даже по индивидуальному отчету учреждения об исполнении сметы расходов может оказаться, что кассовые и фактические расходы произведены в пределах перечисленных учреждению бюджетных средств и соответствующих назначений по смете. Однако дальнейший анализ позволит обнаружить такие недостатки, как приобретение ненужных материалов или материалов в количествах, превышающих норматив потребности в них учреждения, а также ряд других недочетов, установление которых необходимо в целях повышения эффективности расходования средств и усиления режима экономии[16].
Отчеты бюджетных учреждений
в разрезе показателей смет и
их глубокое изучение с целью оценки
эффективности использования
Все перечисленные задачи анализа конкретизируются в ходе изучения расходов по отдельным их видам и направлениям. (20, с.209)
Источниками анализа исполнения
смет бюджетных и научных учреждений
служит информация, как непосредственно
характеризующая уровень
Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. Бюджетные учреждения финансируются различными способами:
Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает. Кроме государственного бюджета могут использоваться внебюджетные средства.
Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.
Существенное влияние
на организацию бухгалтерского учета,
содержание отчетности, проведение анализа
исполнения смет расходов учреждений
и организаций, состоящих на государственном
бюджете, оказывает бюджетная
Основные показатели финансового состояния учреждения – степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому содержание анализа заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов – сметным назначениям и кассовым расходам.
Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:
2.2 Анализ отклонений кассовых и фактических расходов
При анализе исполнения смет расходов бюджетного учреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой целью вначале расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они должны быть подразделены на текущие и капитальные, зависящие и не зависящие от показателей сети, штатов и контингентов. Затем определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится их сравнение с показателями смет. Анализ проводится по следующей таблице 2.2.1.
По данным данной таблицы видно, что в анализируемом периоде был допущен недорасход сметных назначений на общую сумму 18.6 млн.руб. Средства по смете освоены на 99,4%. Отклонения незначительные, однако они связаны в первую очередь с низким уровнем освоения средств на капитальный ремонт, что в будущем может негативным образом повлиять на качество предоставляемых услуг населению. Наибольший удельный все в смете затрат занимают как правило расходы на оплату труда, а также капитальные расходы. Фактически доля заработной платы превысила сметные назначения на 1,25% или 34,6 млн.руб., а по капитальным расходам ситуация обратная, они освоены лишь на 97,3%, а именно на 965,8 млн.руб. вместо запланированных 1056,6.