Легкие грузовые автомобили
По итогам 2003 года производство легких
грузовиков составляло 72% от всего производства
грузовых автомобилей.
Основные производители: ОАО «ГАЗ»;
ОАО «УАЗ» и ОАО «ИжАвто».
Основные тенденции:
- стабилизация объемов производства в ближайшие 2-3 года при 3-4% ежегодном росте ввиду насыщенности
рынка;
- не значительное сокращение объемов производства в 2007 году на 5-6%%, из-за планов ОАО «УАЗ» по снятию с производства старого грузового ряда и планов ОАО «ГАЗ» по выпуску нового
семейства средних грузовиков и соответствующем
переключением спроса на данную продукцию;
- рост производства возможен лишь с 2008-2009 годов с «раскруткой» нового грузового ряда ОАО «УАЗ» и возможным рестайлингом
грузового ряда ОАО «ГАЗ».
Диаграмма 3. Прогноз производства
легких грузовых автомобилей по годам
(тыс.шт.)
Данная динамика производства соответствует
1,5-2,0%% ежегодному росту.
Средние грузовые автомобили
По итогам 2003 года производство средних
грузовиков составляло 14,8% от всего
производства грузовых автомобилей.
Основные производители: ОАО «ГАЗ»
и АМО «ЗИЛ».
Основные тенденции: продолжающаяся
стабильная ситуация на рынке в 2004-2005
годах;
- рост спроса в 2006-2007 годах с началом производства нового семейства средних грузовиком ОАО «ГАЗ»;
- не значительное падение спроса в 2008 году из-за насыщения рынка за предыдущие два года и значительном
удорожание данных автомобилей с вводом
Евро-3.
Диаграмма 4. Производство средних
грузовых автомобилей по годам (тыс.шт.)
Данная динамика производства соответствует
2-3%% ежегодному росту.
Микроавтобусы
К микроавтобусам или автобусам
особо малого класса относятся автобусы
длиной до 6 м и средней вместимостью
до 20 человек.
Производство микроавтобусов в России
по итогам 2003 года занимает 79,5% от всего
производства автобусов (Диаграмма
5).
Основные производители: ОАО «ГАЗ»
и ОАО «УАЗ».
Основные тенденции:
- снижение динамики роста производства в 2004-2006 годах до 2-3%% ввиду насыщенности рынка
за счет предыдущих лет (косвенно, подтверждают
результаты работы за два месяца 2004 года
– 73% к аналогичному периоду прошлого
года);
- с 1 января 2008 года будут введены нормы Евро-3. Для автобусов малого класса отсутствует дешевый двигатель, соответствующий
данным нормам. Это приведет к значительному
удорожанию данных автобусов в виду использования
более дорогих дизельных двигателей. От
сюда возникнет неудовлетворенный спрос,
который частично будет компенсироваться
микроавтобусами. Вследствие этого в 2008
году можно ожидать скачек спроса на микроавтобусы
на 15-20%%;
- сокращение объемов производства в 2007 году на 2-3%%, из-за планов ОАО «УАЗ» о снятии с производства старого грузового ряда;
- сокращение объемов производства в 2009 году на 2-3%%, из-за насыщения рынка
в 2008 году.
Диаграмма 5. Производство микроавтобусов
по годам (шт.)
Автобусы малого класса
Производство автобусов малого
класса по итогам 2003 года занимает
15,8% от всего производства автобусов (Диаграмма
6).
Основные производители: ОАО «Павловский
автобус» и ОАО «КАВЗ».
Основные тенденции:
- стабилизация динамики роста производства на 3-4%% в год ввиду загруженности мощностей основных производителей;
- с 1 января 2008 года будут введены нормы Евро-3. Для автобусов малого класса отсутствует дешевый двигатель, соответствующий данным нормам. Это приведет к значительному удорожанию
данных автобусов в виду использования
более дорогих дизельных двигателей. Вследствие
этого, произойдет падение спроса на 4-5%%;
- увеличение спроса в 2007 году на 4-5%% вследствие появления новой платформы для автобусов малого класса
от ГАЗ-3110 «Валдай»;
- увеличение спроса в 2009 году на 4-5%% вследствие сложившегося дефицита в 2008 году
Диаграмма 6. Производство автобусов
малого класса по годам (шт.)
Анализ внешней среды
Факторы макроокружения способные повлиять на деятельность предприятия в планируемом периоде
Таможенное регулирование:
- высокие заградительные пошлины на импорт транспортных средств, создают увеличение спроса на продукцию отечественного автопрома;
- высокие заградительные пошлины на импорт создают условия для активизации СП на территории РФ;
- повышение пошлин носит временный характер
(2-3 года), что достаточно для развития
СП, но не достаточно для возрождения отечественного
автопрома;
- возможное снижение пошлин на авто – компоненты с 10 до 2 – 3 %, позволит обеспечить более свободное проникновение на российский рынок зарубежных
производителей, что приведет к снижению
спроса на двигатели ЗМЗ; с другой стороны
это позволит снизить стоимость закупаемых
за рубежом составных компонентов двигателя
и увеличить их число в общем составе.
Вступление России в ВТО:
- ускоренное вступление в ВТО без переходного периода, обеспечит более быстрый доступ импортных автомобилей
на автомобильный рынок России, с последующим
падением спроса на двигатели ЗМЗ.
- при вступление России в ВТО откроются границы для импорта автомобильных двигателей и комплектующих.
Цены на ресурсы:
- планируемое повышение цен на металл приведет к увеличению стоимости продукции, следствием чего станет
снижение объемов продаж.
Факторы микроокружения способные повлиять на деятельность предприятия в планируемом периоде
Влияние конкурентов
- Интервенция на Российский рынок зарубежных производителей автомобильных двигателей при снижении таможенных
пошлин, либо при организации сборочного
производства, вызовет частичный или полный
уход ОАО «ЗМЗ» с рынка автомобильных
двигателей вследствие потери ценового
преимущества по отношению к иностранным
производителям.
- Развитие проекта по производству двигателей “Steyr” на ООО «ГАЗ – дизельные двигатели», вызовет для
ОАО «ЗМЗ» потерю доли рынка в поставках
двигателей для малотоннажных грузовых
автомобилей и микроавтобусов ОАО «ГАЗ».
Влияние потребителей
- Со стороны ОАО «ГАЗ»:
- снижение потребления двигателей вследствие постепенного насыщение российского рынка малотоннажных грузовиков;
- снижение потребления двигателей вследствие снижения производства
легковых автомобилей «Волга»;
- снижение потребления двигателей вследствие ухода от зависимости со стороны ЗМЗ за счет поиска альтернативных поставщиков;
- снижение потребления двигателей вследствие отказа от комплектации двигателями ЗМЗ автомобилей идущих на экспорт.
- Со стороны ОАО «УАЗ»:
- снижение потребления двигателей вследствие перехода на комплектацию автомобилей импортными дизельными
двигателями;
- невыполнение заявленных планов потребления вследствие не выполнения плана продаж по новым моделям
автомобилей в 2004 и последующие годы;
- снижение потребления двигателей в следствии снижение объема производства грузовых автомобилей
и микроавтобусов;
- увеличения объемов потребления вследствие вывода на рынок новой модели класса SUV и увеличения поставок на экспорт;
- увеличения объемов потребления вследствие комплектации автомобилей старого модельного ряда двигателями ЗМЗ-409.
- Со стороны ОАО «Павловский автобус»:
- отказ от комплектации своих автобусов двигателями ЗМЗ-5234 вследствие худших тягово-динамических
и экономических характеристик двигателя
по отношению к дизелю ММЗ Д-245.
- Со стороны ООО АК «ДерВейс»:
- увеличение объемов потребления в следствие увеличение производства автомобилей до 25
тыс. в год к 2010 г.;
- отказ от использования двигателей, производства ОАО «ЗМЗ»
в пользу импортных моторов, вследствие
не стабильности характеристик двигателей
ОАО «ЗМЗ».
Влияние поставщиков
- Со стороны ОАО «ГАЗ»:
- демпинговые цены, огромная зависимость от объемов поставок, низкое качество поставляемых заготовок.
- Со стороны ООО «Топливные системы», ОАО «Красная Этна» СОАТЭ:
- монополисты, нет альтернативы и как следствие высокие цены.
- Со стороны ОАО «ЗИТ», ОАО «ЕзАТИ», ОАО «АТЭ-1», ОАО «ОМЗ»:
- низкое качество поставляемой продукции, при отсутствии альтернативы поставщика на российском рынке с более высоким уровнем качества.
Влияние товаров заменителей
- Комбинированные энергетические установки (КЭУ)
КЭУ – представляет собой интегрированную
установку двигателя внутреннего
сгорания с электродвигателем.
Преимущества:
более высокие показатели по токсичности
и экономичности.
Недостатки:
высокая стоимость; для применения КЭУ
необходимы аккумуляторы энергии большой
емкости и малого веса.
Преимущества: снижение токсичности
1,5- 2 раза; невысокая стоимость топлива;
программа правительства РФ направленная
на газификацию своего автомобильного
парка.
Недостатки: удорожание автомобиля вследствие
установки дополнительного оборудования,
увеличение массы автомобиля, дефицит
газозаправочных станций, проблемы эксплуатации
в зимнее время года, снижение динамических
и мощностных показателей.
Перспективы:
российский парк ГБА составляет более
62 тыс. единиц, к 2006 году прогнозируется
увеличение до 65 – 70 тыс., с 2006 до 2011 г. 120
– 170 тыс. единиц, с 2011 до 2020 более 1 млн.
единиц. К 2020 году в Европе предусматривается
перевод на газ 10% автомобилей (около 23,5
млн. единиц).
- Топливные ячейки (топливные элементы)
Топливные элементы – это устройства,
генерирующие электроэнергию непосредственно
на борту транспортного средства за счет
процесса обратного электролиза, т.е. в
процессе реакции водорода и кислорода
образуются вода и электрический ток.
Преимущества:
высокий КПД - до 70 %, (в два раза
больше, чем у наиболее экономичных
тепловых двигателей); в энергетических
установках с топливными элементами используются
относительно дешевые компоненты топлива.
Недостатки:
сложность с применением водорода
в качестве топлива; неэкономичность
массового производства водорода; сложность
заправочных станций; небезопасное размещение
водорода на борту автомобиля; увеличение
массы ТЭ.
Перспективы:
можно ожидать, что через 10 лет
значительными темпами будут
развиваться автомобили с ТЭ, в которых
водород будет получаться на борту из
метанола или бензина.
Диаграмма 7. Прогноз мирового производства
различных видов силовых энергетических
установок для АТС
До 2015 года альтернативные двигатели
не составят серьезной конкуренции
бензиновым и дизельным двигателям,
однако просматривается тенденция возникновения
реальной угрозы ДВС после 2020 года.
Оценка конкуренции
К благоприятно воздействующим факторам,
определяющим уровень конкуренции,
относятся пониженное влияние со
стороны потенциальных конкурентов
и товаров-заменителей. К факторам,
усиливающим уровень конкуренции можно
отнести сильное влияние со стороны покупателей
и высокие барьеры на выход с рынка (Рисунок
1).
Рисунок 1. Структура конкурентных
преимуществ М.Портера для рынка двигателей
В целом конкуренцию в производстве
двигателей для Российского рынка
можно оценить как достаточно
низкую, но имеющую тенденцию к
усилению.
Анализ внутренней среды
В ходе анализа фактического состояния
предприятия были выявлены сильные
и слабые стороны.
Сильные стороны предприятия
Сильной стороной системы управления
ОАО «ЗМЗ» является высокая квалификация
менеджеров высшего и среднего звена.
В управлении финансами сильными сторонами
являются:
- наличие системы сводного корпоративного финансового планирования и контроля;
- выстроена работоспособная система управления затратами подразделений;
- устойчивое финансовое состояние в настоящее время + есть резервы для снижения затрат и повышения эффективности
за счет низкозатратных орг.мероприятий
во всех функциональных областях;
- внедрена система производственного учета;
- работает система инвестиционного планирования и контроля.
Наличие оперативного и стратегического
резерва является сильной стороной в управлении
персоналом.
Налаженные деловые отношения
с инжиниринговыми фирмами является
сильной стороной управления конструкторско-экспериментальной
базой и технологией.
К сильным сторонам инженерной инфраструктуры
относятся:
- наличие запаса мощностей для подключения дополнительной нагрузки и запаса площадей для новых производств
или реструктуризации действующего производства;
- наличие собственных энергетических установок;
- наличие автоматизированной системы учета расхода электроэнергии.