Влияние потребителей
Дилеры и описание канала распределения
На сегодняшний день канал распределения
ОАО «ЗМЗ» – это сеть крупных,
стабильно работающих на контрактной
основе с заводом организаций, имеющих
хорошо оснащенную материально-техническую
базу и технический потенциал, способных
реализовать крупно-оптовые поставки.
Основными принципами формирования ТПС
ОАО «ЗМЗ» являются:
- максимально использовать и развивать потенциал
региональных организаций.
- максимально использовать направления движения ОАО «ГАЗ», «ОАО «УАЗ», ОАО «ПАЗ» по развитию собственных ТПС как предприятий, торгующих основной долей запчастей к автомобилю.
Запасные части ОАО «ЗМЗ» должны продавать
вместе с запасными частями к автомобилю.
- в тех регионах, где нет или экономически нецелесообразно организовывать центр реализации запчастей - использовать опыт и потенциал наиболее развитых и адекватных политике завода
фирм других регионов или Нижегородской
области, при условии представления ими
программы развития региона и контролируемости
исполнения программы завода.
- завод при работе с дилерами рассматривает себя крупнооптовым поставщиком продукции, а дилера крупнооптовым
потребителем, получающим продукцию в
объемах, не менее установленных заводом
минимальных норм отгрузки.
- каждый в отдельности дилер не должен превышать в объеме отгрузки завода 5-7%, для исключения возможности
серьёзного единоличного влияния на сбытовую
политику.
- реформирование ТПС должно быть планомерным
и поэтапным, без резких изменений действующих
правил, что позволит сохранить объемы
продаж и перейти от количественного к
более качественному составу дилерской
сети.
В 2003 году ОАО «Заволжский моторный
завод» реализовал свою продукцию
через 120 организаций в России, СНГ и странах
дальнего зарубежья.
В России через ТПС (товаропроводящая
сеть), состоящую из 61 организации, реализовано
продукции на 2 млрд. 745 млн. рублей (включая
НДС). Стабильно, практически ежемесячно,
получали продукцию 51 дилер, при этом 10
организаций можно отнести к «разовым»
потребителям.
Двенадцать наиболее крупных дилеров
реализовали 40,2% всей продукции ОАО
«ЗМЗ», среди них:
- ЧП Чиркунов (г. Балахна)
- Русавтогаз (Н.Новгород)
- «Заволжские моторы» (Заволжье)
- Снабавтодеталь (г. Балахна)
- ТД «Пигма» (Н.Новгород)
- Мотордеталь (Заволжье)
- Орбита-моторс(Москва)
- Чайка-сервис (Краснодар)
- Красгазсервис (Красноярск)
- Евротранс (Санкт-Петербург)
- СПАРЗ-2(Санкт-Петербург)
- Росавто (Ростов-на-Дону)
Из поставок на экспорт наибольшую
долю составили поставки в Украину (14 организаций)
– 53,1% от всего объема поставок на экспорт,
Казахстан (13 организаций) – 16,4%, Германию
(3 организации) – 8,5%, Азербайджан (3 организации)
и Кубу (7 организаций) – по 4,7%.
На 2004 год контракты на поставку
продукции ОАО «ЗМЗ» подписаны с 50 дилерами.
В семи странах СНГ с 37 организациями и
в десяти странах дальнего зарубежья с
22 организациями.
Сегментация потребителей по географическому признаку
Географически дилеров ОАО «ЗМЗ»
можно условно разделить на группы:
- региональные дилеры, работающие в своих и близлежащих регионах.
- дилеры, работающие преимущественно в регионах, где нет региональных дилеров завода.
Развитие региональных продаж –
одно из наиболее важных стратегических
целей продвижения и каналов
сбыта, которое даст заводу возможность
более четко планировать номенклатуру
запасных частей, позволит быстрее и проще
решить проблемы с выборкой заявленной
продукции, позволит сократить канал продвижения
до двух уровней, приближаясь к конечному
потребителю. На сегодня в регионах работает
30 дилеров. Они реализуют 24% всех запчастей
ЗМЗ.
Дилеры преимущественно работающие
в тех регионах где нет региональных
дилеров завода это дилеры Нижегородского
региона – 14-ти дилеров с наибольшей долей
продаж запасных частей ОАО «ЗМЗ» – 55%
общего объема реализации запасных частей
–.
Кроме этого дилерская сеть ОАО
«ЗМЗ» включает в себе еще и 27
дилеров в шести странах СНГ:
Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова,
Грузия и Армения.
Диаграмма 11. Географическое распределение
дилерской сети ОАО «ЗМЗ»
SWOT-анализ производства запасных
частей
Таблица 7
S (strengths – сильные стороны) |
W (weaknesses – слабые стороны) |
Известность марки «ЗМЗ»
Приверженность и лояльность потребителей
к марке ОАО «ЗМЗ»
Наличие товаропроводящей сети
Наличие сети гарантийного обслуживания
Современные методы продвижения продукции
– фирменная упаковка, мерчендайзинг,
активная рекламная деятельность.
Изготовление запчастей на основном
технологическом оборудовании
|
Старение парка основного оборудования
Качество заготовок и комплектующих
Узкий сегмент рынка
Большое количество контрафактной
продукции
Отсутствие системы предупреждения
дефектов
Неразвитая дилерская сеть в регионах
Неразвитое сервисное обслуживание
в регионах
Медленное реагирование на действия
конкурентов
Низкая информированность потребителей
об отличиях подлинной продукции
ЗМЗ от поддельной |
O (opportunities – возможности) |
T (threats – угрозы) |
Благоприятная таможенная политика в
странах СНГ
Увеличение спроса на грузовые автомобили
и автобусы
Возможность привлечения иностранных
инвестиций
Возможность поставки двигателей в
Китай и Иран, а вместе с ними и запчастей
к ним
Постоянное совершенствование
защиты продукции от подделки
Постоянное пополнение автомобильного
парка с двигателями ЗМЗ
Совершенствование ТПС в регионах
Совершенствование логистики
Контроль реализации запасных частей
в ТПС
Диверсификация производства |
Неблагоприятная таможенная политика
в странах дальнего зарубежья
Ужесточение экологических стандартов
Рост тарифов естественных монополий
Снижение конкурентоспособности от
вступления в ВТО
Появление новых конкурентов на
рынке запчастей
Усиление недобросовестной конкуренции
Организация производств комплектующих
в России ведущими мировыми фирмами
Сокращение рынка запасных частей
за счет повышения качества двигателей
и их коплектующих
|
Корпоративная стратегия ОАО «ЗМЗ»
Корпоративная стратегия компании
формулируется в соответствии с
целями предприятия и на основе проведенного
стратегического анализа. Основные предпосылки
для формирования корпоративной стратегии
на 2005-2009 г.г., подробно рассмотрены в разделах
«Анализ стратегических
позиций производства двигателей» и
«Анализ стратегических
позиций производства запасных частей
для двигателей»:
- ужесточение конкурентной борьбы на рынке в следствии:
- неизбежной интеграции РФ в мировую экономику;
- вступления в ВТО;
- интенсивного развития техники и технологий в мировой промышленности,
приводящего к выравниванию себестоимости
российского и мирового производства;
- ужесточение требований к продукту, как со стороны потребителей, так и со стороны государства;
- рост автомобильного рынка, происходящий в большей степени за счет роста производства
СП. Отсутствие серьезных перспектив роста
отечественного автопрома;
- постепенное, но неуклонное смещение потребительского спроса в сторону более дорогих автомобилей, подкрепленное
соответствующим ростом доходов населения;
- ограниченность жизненных циклов существующих продуктов ОАО «ЗМЗ» и продуктов компаний – основных потребителей.
В соответствии с вышеназванными предпосылками
для дальнейшего роста предприятия
его корпоративная стратегия должна быть
направлена на усиление конкурентных
преимуществ, за счет:
- увеличения объемов продаж в результате модернизации существующих двигателей;
- внедрение системы инновационного менеджмента;
- создания новых перспективных продуктов;
- организации стратегического партнерства с ведущим (ми) мировым производителем по производству
двигателей и автомобильных компонентов;
- оптимизации численности персонала и организационной структуры в соответствии с «масштабами производства»;
- вывод непрофильных бизнесов и самостоятельное их развитие;
- оптимизации логистических потоков;
- расширения экспортных рынков сбыта;
- реализации мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции и повышение стабильности
характеристик двигателей;
- оптимизации закупок, работы с надежными, зарекомендовавшими себя поставщиками.
Реструктуризация предприятия
Необходимость реструктуризации предприятия
вызвана следующими основными причинами
- сокращение объема производства двигателей в сравнении со старым проектным заданием, разработанным в
1983 г.;
- изменение структуры программы производимых двигателей,
вызванное значительным сокращением выпуска
двигателей семейств ЗМЗ-402 и ЗМЗ V-8 и ростом
выпуска двигателей семейства ЗМЗ-406;
- необходимостью снижения издержек;
- повышением эффективности бизнеса.
Цель проведения реструктуризации
– повышение стоимости бизнеса ОАО «ЗМЗ».
Реструктуризация планируется
в основном производстве, в непрофильных
производственных подразделениях
и в инфраструктуре.
Реструктуризации основной производственной деятельности
Задачи реструктуризации
- обеспечение выпуска продукции в
соответствии с прогнозом продаж;
- снижение затрат производственных процессов;
- освобождение производственных площадей с целью последующего размещения новых производств;
- организация специализированных участков, позволяющих осваивать новые виды продукции без значительных
капитальных вложений.
Принципы реструктуризации
- оптимальная логистика материальных и информационных потоков, ресурсов;
- специализация на основе использования однотипного оборудования;
- совершенствование технологических процессов.
Для решения вышеназванных задач
планируется:
- оптимизация мощностей без перемещения оборудования из цеха (24 коленвала, оси коромысел, сборочного конвейера ЦСиД-4);
- оптимизация с объединением разных участков (распредвалов, 402 блока цилиндров);
- оптимизация с перемещением на другие производственные площади, в другие корпуса (подсборка головки блока, зубчатого обода, шестерен);
- оптимизация мобилизационных мощностей двигателей V-8 и ЗМЗ-402 до 30,0 тыс.шт. в год;
- оптимизация производства двигателей V-8 и ЗМЗ-402 путем сборки на одном
конвейере с организацией на высвобожденных
площадях сборки дизельных двигателей;
- вывод механической обработки деталей из МСЦ-1 (шестерен, звездочек, картера масляного, крышек клапанов);
- организация специализированного участка по обработке алюминиевых
деталей двигателей V-8 и ЗМЗ-402 на обрабатывающих
центрах.
Этапы проведения реструктуризации производств
На первом этапе (2004-2005г.г.) перемещения
производств планируется:
- высвобождение площадей для размена;
- организация специализированных участков
– распредвалов, шкивов, маховиков, коллекторов,
осей коромысел и стоек, сцеплений.
На втором этапе (2006-2007г.г.) перемещения
производств планируется:
- организация производства в МСЦ-1 с высвобождением резервной площади;
- организация специализированных участков
по обработке – алюминиевых блоков цилиндров,
головок цилиндров, алюминиевых деталей
и деталей для двигателей семейства ЗМЗ-215
и дизельного.
Прогнозируемые результаты реструктуризации
Прогнозируется, что по сравнению
с 2004г. в 2009г.:
- расчетная численность производственных рабочих возрастет с 3270 до 4680 чел.;
- расчетная численность работающих сократится с 15410 до 11530 чел.;
- производственные площади сократятся с 217 270 до 160 270 м2;
- выработка на 1 производственного рабочего увеличится с 2,56 до 5,04
млн.руб./год.
Реструктуризация непрофильных активов, управления и инфраструктуры
Задачи реструктуризации
- концентрация ресурсов и усилий менеджмента ОАО «ЗМЗ» на основном бизнесе;
- повышение эффективности работы дочернего предприятия за счет изменения мотивации
менеджмента (нацеленность на получение
прибыли, переход к работе в конкурентных
условиях рыночной экономики, когда завод
не содержит подразделение, а приобретает
его продукцию необходимого качества
и количества по соответствующей цене);
- обособление доходов и расходов дочернего предприятия. Определение реальной прибыльности или убыточности
подразделения для принятия решения о
дальнейших перспективах развития.
Принципы реструктуризации
- непрофильность по отношению к основной производственной деятельности;
- возможность развития бизнеса в т.ч. за счет сторонних (по отношению к ОАО «ЗМЗ») заказав;
- востребованность услуг (для инфраструктурных бизнесов) как стороны ОАО «ЗМЗ», так и со стороны дочерних предприятий и сторонних организаций.