Стратегический бизнес-план ОАО «Заволжский моторный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Заволжский моторный завод – ведущий производитель современных автомобильных двигателей и автомобильных компонентов.
Цели
Сохранение позиций на российском рынке: ГАЗ (в сегменте LCV, MPV, E) 100%, УАЗ - 99%, ДерВейс – 100%.
Увеличение продаж двигателей на Российский рынок до 300 тыс. шт. к 2007 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия ЗМЗ.doc

— 4.24 Мб (Скачать файл)

Для решения задач планируется  выделение в дочерние предприятия:

  • непрофильных производств:
    • литейного производства с созданием на нем технологического передела по механической обработке заготовок;
    • инструментального производства;
    • прессового производства;
    • специализированных подразделений по производству сцеплений и водяных насосов,
  • подразделений управления и инфраструктуры:
    • производства главного механика (за исключением функций анализа и заказа работ);
    • управления информационных технологий;
    • центра развития персонала (за исключением функций планирования);
    • физкультурно-спортивного и социально-бытового комплексов;
    • электроцеха;
    • главной бухгалтерии.
        1. Этапы и результаты выведения

Создание:

  • ООО «Литейное производство»  с 01.07.05г.;
  • ООО «ЗМЗ-Специнструмент» с 01.01.05г.;
  • ООО «МКЦ-Прессовый» с 01.01.05г.;
  • ООО «Сервисный центр» с 01.01.05г;
  • бизнес единицы по производству сцеплений с 01.01.07;
  • бизнес единицы по производству водяных насосов с 01.01.07;
  • бизнес единицы на базе УИТ с 01.01.06;
  • бизнес единицы на базе ЦРП с 01.01.06;
  • бизнес единицы на базе ФСК с 01.01.07;
  • бизнес единицы на базе СБК с 01.01.07;
  • бизнес единицы на базе электроцеха с 01.01.07;
  • бизнес единицы на базе главной бухгалтерии с 01.01.07.
      1. Принципы обособления и взаимодействия дочерних предприятий с ОАО «ЗМЗ»

Положение о порядке взаимодействия ОАО «ЗМЗ» с дочерними обществами утверждено генеральным директором ОАО «ЗМЗ» Приказом от 01.04.2004 № 97Б. Положение введено с целью повышения эффективности регулирования деятельности дочерних обществ ОАО «ЗМЗ». Положение распространяется на дочерние общества, созданные и создаваемые на базе подразделений ОАО «ЗМЗ».

Принципы взаимодействия ОАО «ЗМЗ»  с дочерними обществами изложены в п.4 Приказа от 01.04.2004 №97Б. (приложение 7)

Вопросы управления дочерним обществом, отнесенные к компетенции ОАО «ЗМЗ», определяются:

  • уставом дочернего общества;
  • протоколом собрания участников, учредительным договором (при учреждении общества более чем одним участником), решением учредителя (при 100% участии ОАО «ЗМЗ»;
  • договором, заключаемым с директором дочернего общества;
  • действующим законодательством.

В соответствии с гражданским законодательством  ОАО «ЗМЗ» имеет возможность  определять решения, принимаемые дочерним обществом:

  • в силу преобладающего участия в уставном капитале;
  • в соответствии с заключенным между ними договором;
  • согласно положениям, предусмотренным в учредительных документах дочернего общества;
  • иным образом.
        1. Способ обособления 

Ликвидация выделяемых подразделений  и создание на их базе дочернего  общества (юридического лица) с высокой степенью самостоятельности в принятии решений по текущему управлению производственно-хозяйственной деятельности, взаимодействующего с ОАО «ЗМЗ» на основании документации системы управления  дочерними обществами и договоров, заключенных между ОАО «ЗМЗ» и данным дочерним обществом.

    1. Основные направления для инвестиций

  • Создание новых продуктов
  • Оптимизация  и модернизация производственной базы
  • Развитие коммерческих служб (закупки и сбыт)
    1. Конкурентная стратегия (базовый вариант)

      1. Долгосрочная стратегия

Долгосрочная стратегия ОАО  «ЗМЗ» – это стратегия диверсификации производства. Создание продукта отличного от выпускаемого, но направленного на удовлетворение той же потребности (основная цель – постепенный переход от традиционных ДВС к перспективным силовым установкам), а также создание и освоение производства принципиально нового продукта, нетрадиционного для ОАО «ЗМЗ». В обоих случаях выбрана стратегия так называемой «концентрической» или связанной диверсификации:

  • в первом случае новый продукт ориентирован на уже освоенный рынок (предполагается поэтапная реализация следующей цепочки):
    • КЭУ7 с параллельной схемой;
    • КЭУ с последовательной схемой;
    • КЭУ с мотор-колесами;
    • автомобильная платформа с мотор-колесами и КЭУ;
    • автомобильная платформа с мотор-колесами и топливной батареей);
  • во втором случае, при производстве принципиально нового продукта должны использоваться имеющиеся технологии (металлообработка, литье, штамповка и т.п.).

Для создания силовой установки  в рассматриваемый период (2005-2009 г.г.) необходимо:

  • проведение подробного исследования;
  • проведение НИОКР и создание опытного образца для адаптации на ТС, традиционно применявших ДВС ЗМЗ;
  • провести подготовку производства КЭУ для автобусов малого класса и грузовиков.

Для снижения возможных рисков от ведения основного бизнеса (производства силовых установок) предполагается освоение производства принципиально нового продукта, для чего в период с 2005 по 2009 г.г. необходимо провести исследование и выбрать прибыльный и востребованный рынком продукт.

      1. Среднесрочная стратегия

Среднесрочная конкурентная стратегия  ОАО «ЗМЗ» – это сфокусированная  стратегия, которая заключается в ориентации на определенный сегмент рынка с целью максимально полно удовлетворить требования потребителя. На сегодняшний день эти требования таковы: умеренная цена при достаточно высоком качестве и стабильности эксплуатационных характеристик. Для реализации данной стратегии необходимо:

  • снижение издержек производства продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции, (стабильности характеристик, надежности);
  • создание и подготовка производства перспективной модернизированной модели двигателя, отвечающей требованиям рынка и экологического законодательства.
    1. Альтернативная стратегия

Для рассмотрения альтернативных стратегий  и выработки корректирующих действий на период стратегического планирования, необходимо смоделировать возможные варианты развития решающих факторов внешнего окружения. Факторы макроокружения внешней среды являющиеся критическими для автомобильной отрасли имеют достаточную степень вероятности для своего прогнозируемого осуществления. Наиболее непредсказуемыми являются факторы микроокружения, по этому для полного учета ситуации на время стратегического планирования необходимо рассмотрение их альтернативных вариантов развития.

Изменения параметров внешнего окружения:

- Объёмы производства «Волги»  на ОАО «ГАЗ» упадут до нуля. В данном случае для ОАО  «ЗМЗ» существует угроза снижения  продаж на 20 процентов от общего объема реализации двигателей.

  • Поставки V8 на ОАО «ГАЗ» будут осуществляться только для комплектации машин министерства обороны, это 1–1,5 тыс. двигателей в год.
  • Проект по обновлению грузового модельного ряда на ОАО «УАЗ» не осуществится. Продажи ОАО «ЗМЗ» в данном случае в 2005 году упадут на 22 процента от поставок на ОАО «УАЗ» и на 4 процента от общего объёма реализации двигателей.
  • ОАО «ПАЗ» полностью откажется от двигателей V8 в пользу дизельных двигателей ММЗ.
  • ООО АК «ДерВейс» не сможет выйти на проектную мощность, либо, как было заявлено ранее, откажется от бензиновых двигателей ЗМЗ в пользу других производителей.
  • Переход ОАО «ГАЗ» на альтернативного поставщика двигателей для малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов.
  • Освоение на легковом производстве ГАЗа модели автомобиля известного мирового производителя без применения двигателей ЗМЗ.

Альтернативный вариант развития факторов внешнего окружения, главным  образом указывает на зависимость ОАО «ЗМЗ»  от своих потребителей и возможное снижение доли рынка по отношению к конкурентам. Для недопущения развития подобной ситуации и своевременного формирования корректирующих воздействий необходимо применять следующие стратегии «Концентрированного роста»:

  • Стратегия развития продукта - улучшение существующего или освоения нового продукта.  Развитие характеристик существующего продукта в соответствии с требованиями потребителей для удержания и усиления своей конкурентной позиции.  Разработка и производство нового продукта для существующего рынка. 
  • Стратегия развития рынка - поиск новых рынков сбыта существующего продукта, как внутри страны, так и за рубежом.

Так же для расширения бизнеса и  рынков сбыта может быть реализована  стратегия «Конгламеративной диверсификации» - разработка нового продукта не связанного с существующим бизнесом.

    1. Политика в области качества

Политика ОАО «ЗМЗ» в области качества – равноправная и согласованная часть общей политики и стратегии завода.

Поставленные цели в области  качества обеспечиваются:

  • лидерством руководства в создании, обеспечении ресурсами и поддержании Системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000;
  • инвестированием в модернизацию и обновление производства;
  • информированием и вовлечением персонала в процессы достижения стратегических целей, постоянного улучшения деятельности в интересах потребителей;
  • решениями на основе объективной информации о состоянии процессов обеспечения качества и удовлетворенности потребителей, акционеров и общества;
  • взаимовыгодным взаимодействием с поставщиками и партнерами.

Систематический анализ качества продукции  и процессов, реализация мероприятий по их совершенствованию и улучшению деятельности, позволяют нам предупреждать возникновение проблем, а не устранять их последствия.

Повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, получение устойчивой прибыли позволят нам создать необходимые условия для дальнейшего совершенствования и повышения благосостояния коллектива.

    1. Продуктово-рыночный анализ

   

Существующие рынки

Новые рынки

   

ОАО «ГАЗ»

ОАО «УАЗ»

ОАО «Павловский автобус»

ООО АК «ДерВейс»

Вторичный рынок

Китай

Иран

Прочие потребители

Существующие продукты

ЗМЗ-402

+

+

   

+

     

ЗМЗ-406

+

+

 

+

+

+

   

V-8

+

 

+

 

+

     

Автокомпоненты

       

+

     

Новые продукты

Дизель партнера

+

+

 

+

+

     

ЗМЗ-215

+

+

 

+

+

+

   

газовый 406

+

+

   

+

 

+

 

газовый V-8

+

 

+

     

+

 

КЭУ

+

+

+

         

Автокомпоненты

       

+

   

+


Рисунок 2. Матрица «Ансоффа» для продуктового портфеля ОАО «ЗМЗ»

Для каждого продукта требуется  разработка специфичной стратегии  поведения на рынке. Однако можно  отметить четыре базовые стратегии  роста объемов продаж и прибыли:

    1. существующий продукт на существующем рынке – стратегия «Удержание позиций и более глубокое проникновение на рынок»;
    2. существующий продукт на новом рынке – стратегия «Расширение рынка»;
    3. новый продукт на существующем рынке – стратегия «Разработка продукта»;
    4. новый продукт на новом рынке – стратегия «Диверсификация».
    1. Существующие продукты на существующих рынках

Данную часть матрицы можно  разделить на три основные группы сегментов рынка:

    1. двигатели на комплектацию автосборочным предприятиям;
    2. двигатели и автокомпоненты на вторичный рынок;
    3. автокомпоненты на вторичный рынок.
      1. Двигатели на комплектацию

Данная группа сегментов является наиболее сложной с точки зрения принятия стратегических решений, поэтому она будет рассмотрена подробнее.

Прежде чем перейти к рассмотрению сегментов «двигателей на комплектацию» необходимо определить возможность и требуемые сроки по обеспечению соответствия двигателей ОАО «ЗМЗ» перспективным экологическим нормам, введение которых будет оказывать существенное влияние на процесс определения продуктовых стратегий.

Таблица 8

Сроки разработки КД, подготовки и  производства двигателей различных  норм Евро

Двигатели ОАО «ЗМЗ»

2005

2006

2007

2008

2009

Бензиновые 4-х цилиндровые двигатели

сем. ЗМЗ-402

Евро-0

       

сем. ЗМЗ-406

Евро-2

   

ЗМЗ-409 (газ)

 

Евро-3

сем. ЗМЗ-215

   

Евро-3

двигатель ХХХ

       

Евро-4

Бензиновые 8-ми цилиндровые двигатели

cем. V-8

Евро-0

       

V-8 (газ)

Евро-2

   

V-8 (газ)

     

Евро-3

Дизельные двигатели

Дизель партнера

   

Евро-3

Комбинированные энергетические установки

КЭУ

       

Евро-4

Нормы токсичности

Евро-2

Евро-3

Информация о работе Стратегический бизнес-план ОАО «Заволжский моторный завод»