Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение методики и организации бухгалтерского учета розничных операций банка, и разработка направлений по их совершенствованию, а так же изучение теоретических и практических аспектов анализа, реализации и совершенствования рынка розничных услуг в области привлечения вкладов населения, предоставления кредитных услуг и использования банковских пластиковых карточек.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших задач развития банковского сектора в Республике Беларусь является расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков, а также создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и трансформации в кредиты реальному сектору экономики. В связи с этим представляется необходимым изучить зарубежный опыт развития розничных услуг с позиций их адаптации на белорусском рынке розничных банковских услуг.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что развитие розничного банковского рынка ведет к формированию эффективной банковской системы в целом, а также достижению значимого социально-экономического эффекта.

Для потребителей розничных банковских услуг важнейшие результаты развития данного сегмента рынка будут заключаться в улучшении качества и расширении спектра оказываемых услуг, что приведет к повышению доверия населения к банковской системе.

Для банковской системы и государства в целом важность развития сегмента розничных услуг заключается в том, что в любых экономических условиях операции с физическими лицами обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков. Учитывая, что в отличие от корпоративных клиентов, в сегменте клиентов - физических лиц существует значительный потенциал роста, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг и формировать у населения потребность в банковском обслуживании.

Банк - это организация, работающая в особой сфере финансовых услуг. В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков. В свою очередь, хорошая репутация, известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Отношения банка с клиентурой возникает в процессе покупки/продажи банковских продуктов. Они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитных счетов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, а также трастовые услуги, хранение драгоценностей.

В условиях экономического роста и улучшения благосостояния населения Беларуси возникает острая необходимость в совершенствовании действующей практики банковского обслуживания граждан и модификации розничных услуг, а также в разработке и внедрении приемлемых для различных групп граждан моделей жилищного кредитования, адаптированных к переходной экономике. Это позволит удовлетворить спрос на банковские услуги большей части населения, будет способствовать росту активности банков на розничном рынке, приведет к снижению рисков размещения кредитных ресурсов.

Расширение ресурсной базы банка, где роль наиболее значимого источника сохраняется за вкладами населения, способствует росту масштабов кредитной поддержки экономики.

Развитие обращения банковских пластиковых карт позволяет использовать деньги населения, находящиеся на банковских счетах в течение определенного времени (до снятия через банкомат, терминал), в рамках всего народного хозяйства.

Значимость решения задач, стоящих перед банковской системой в области развития розничного бизнеса, расширения спектра банковских услуг для населения, внедрения современных стратегий их продаж, предопределяет актуальность темы исследования и необходимость проведения сравнительного анализа.

Важность сопоставления и оценки направлений деятельности банков обусловлена необходимостью выработки единого подхода к проведению денежно-кредитной политики и созданию равных условий для деятельности экономических субъектов, а также социальной защиты граждан.

Практическое применение данного подхода позволит дать оценку состояния, выявить проблемы организации и определить направления развития на розничном рынке банковских услуг.

Целью дипломной работы является изучение методики и организации бухгалтерского учета розничных операций банка, и разработка направлений по их совершенствованию, а так же изучение теоретических и практических аспектов анализа, реализации и совершенствования рынка розничных услуг в области привлечения вкладов населения, предоставления кредитных услуг и использования банковских пластиковых карточек.

Исходя из поставленной цели при написании дипломной работы решались следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, оценить роль и значение розничных банковских услуг в современных условиях банковской деятельности;

2. Определить основные тенденции развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь и за рубежом;

3. Изучить особенности бухгалтерского учета операций с физическими лицами;

4. Оценить состав, структуру и динамику операций с физическими лицами;

5. Изучить объем, состав и динамику доходов и расходов банка при реализации розничных банковских услуг;

6. Предложить направления совершенствования учета и анализа розничных операций банка в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования является бухгалтерский учет и анализ розничных операций банка.

Объект исследования: филиал № 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Гомеле.

Экономический анализ деятельности банка производился с использованием различных приемов и способов экономического анализа, таких как прием сравнения, способ сравнения абсолютных и относительных разниц, способ цепной подстановки.

Основу исследования составляют нормативно-правовые акты Национального банка Республики Беларусь по теме дипломной работы, прежде всего - это Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь» [12], Постановление Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету операций в иностранной валюте в банках Республики Беларусь» [13], Постановление Совета Директоров Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления(размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата» [19].

Теоретической основой исследования в дипломной работе послужили литературные источники таких авторов как Л.П. Бабаш, И.К. Козлова, О.Н. Лаврушина, С.К. Семенов и других авторов, материалы сайтов Национального банка, филиала № 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Гомеле и др.

Дипломная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения и содержит 118 листов печатного текста, 39 литературных источников, 55 таблиц, 18 рисунков, 15 приложений.

 

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 

1.1 Экономическая сущность, роль и значение розничных банковских услуг в современных условиях развития банковской деятельности

 

В Республике Беларусь понятие рынка розничных банковских услуг дано в Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010г. Так, рынок розничных банковских услуг - это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей массового потребителя в банковских услугах [5, с.44].

В настоящее время в современной экономической литературе нет достаточно четкого определения понятия "рынок розничных банковских услуг". Такие авторы, как, например, Бичик С.В., Даморацкая А.С. под "рынком услуг" понимают рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения по поводу реализации услуг розничного характера. Выделяют рынки услуг производственного характера и услуг, оказываемых населению [7,с.104].

Автор Азрилиян А.Н. предполагает, что рынок услуг населению - это совокупность отношений (социально-экономических, юридических, материальных, финансовых), возникающих между производителями услуг - продавцами, потребителями и покупателями [8, с.617].

Действительно, понятие не определено ни в нормативной, ни законодательной базе, а следовательно, может пониматься по-разному.

Деятельность банка по обслуживанию клиентов традиционно разделяется на коммерческий и розничный (неторговый) секторы. Такое деление основывается на различных подходах к ведению дел в указанных областях. Более того, оба вида деятельности способны функционировать сами по себе и часто существуют параллельно в виде отдельных банков с общими собственниками.

Для более удобного изучения данной темы можно выделить условную классификацию розничных операций банка. Разделение розничных банковских операций на какие-либо группы сильно зависит от целей классификации. Несколько различных подходов выделены в таблице1.1

 

Таблица 1.1 - Классификация розничных операций банка

Подход к определению классификации

Признак классификации

Пример

Технологический подход - группирует услуги по операционным технологиям и возможностям автоматизации.

1. Операции по обслуживанию клиентов - физических лиц, не связанные с обслуживанием банком какой-либо организации.

Обмен валюты или открытие вклада для клиента, обратившего внимание на услуги банка из-за территориальной близости к месту жительства или работы.

 

2. Корпоративно - розничные операции, т.е. обслуживание финансового взаимодействия физических лиц с компаниями, которые, например, являются клиентами банка, или имеют какие-либо отдельные договоренности с банком.

- оплаты квартир-новостроек  частными лицами в пользу компании-застройщика; - оплата клиентами авиакомпании  тарифа за сверхнормативный багаж  в аэропорту; - выплата зарплат  и командировочных сотрудникам.

1.

3. Условно-розничные операции. Имеются в виду те виды банковских операций, которые: a) осуществляются не только физическими, но и юридическими лицами в связи с их коммерческой деятельностью, но по технологии их исполнения банком идентичны операциям с физическими лицами; b) относятся исключительно к корпоративному сектору, но по технологии близки к розничным продуктам банка.

- операции приема чеков  на инкассо от физических и  от юридических лиц и последующая  их оплата являются практически  идентичными и выполняются и/или координируются, как правило, одним и тем же подразделением по операциям с чеками; - выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт ведется тем же подразделением, которое выпускает банковские карты для физических лиц: - эквайринг банковских карт по сути является частью расчетно-кассового обслуживания, но в силу ряда технологических причин относится к компетенции подразделений по банковским картам, т.е. розничным подразделениям.

 

4. Розничные операции с VIP клиентурой ( private banking ). Рrivate banking существует только в крупных зарубежных инвестиционных банках.

Термин private banking относится к доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами и прочими активами клиента, например, недвижимостью. В это понятие также входят консультационные услуги, услуги так называемого финансового инжиниринга и тому подобное.

1.

5. Операции без счета. К этой группе относятся все операции, совершаемые между клиентом и банком единовременно. Иными словами это операции типа «сделка».

Примером является наличный обмен валюты, отправление перевода, получение наличных в банкомате и т.д.

 

6. Операции со счетом. Характеризуются наличием долговременных отношений клиента и банка.

При этом речь может идти как о совершении одной операции (срочный вклад), так и о разнообразных множественных операциях, совершаемых в течение длительного промежутка времени.

Маркетинговый подход - классифицирует услуги с точки зрения технологии продаж и продвижения.

Любая услуга, в том числе банковская удовлетворяет какие-то потребности клиентов, за которые они готовы платить. На самом деле потребности физических лиц в финансовых услугах не отличаются большим разнообразием. Скорее банки, являясь регуляторами денежного обращения и, одновременно, распределительной системой экономики, всеми силами пытаются внедрить новые инструменты привлечения средств частных клиентов. На поверку же почти все новшества сводятся к предоставлению старых как мир услуг на основе новых технологий.

- Сетевые электронные  деньги. С одной стороны, расчет между частными лицами в электронных деньгах несет в себе явные признаки расчета наличными. С другой стороны есть ряд признаков безналичного перевода через банковскую систему. В третьих, есть признаки расчетов чеками. Вместе эти характеристики образуют по сути новую расчетную услугу, до эпохи интернета не осуществимую в принципе. - В качестве контрпримера можно привести внедрение банками платежных карт на основе микропроцессоров. Иными словами, карточка сама будет знать о том, где нужно получить скидку, где надо учесть «заработанные» дисконтные очки, будет содержать в себе еще много индивидуальной информации, не обязательно платежного свойства. Никакой новой банковской услуги чиповая карта не предоставляет. Лишь слегка добавляет ценности уже существующему инструменту.

Организационный подход - возможность объединить ведение операций в рамках той или иной внутрибанковской структуры.

1. Сберегательный бизнес.

Имеются в виду услуги по накоплению, сбережению и хранению денежных средств в различных валютах на счетах физических лиц. Либо операции с долговыми инструментами с физическими лицами, например, со сберегательными сертификатами.

 

2. Кредитование

Прежде всего, потребительское и ипотечное кредитование, а также нецелевое розничное кредитование физических лиц.

1.

3. Расчеты и кассовые операции

Все виды расчетов для физических лиц, как с открытием, так и без открытия счетов. Продажа, выкуп и инкассо дорожных и коммерческих чеков, иных расчетных инструментов для физических и юридических лиц.

1.

4. Валютный обмен

Услуги по наличным и безналичным конверсионным операциям для физических лиц. Часто этот вид бизнеса функционально и организационно совмещен с межбанковскими банкнотными операциями.

1.

5. Хранение и перевозка ценностей

Предоставление в аренду сейфов, ответственное хранение ценностей и всевозможные сопутствующие услуги, например, пересчет и проверка банкнот, доставка наличности и т.д.


 

Любая классификация - это, в конечном итоге, лишь форма представления информации, наиболее удобная для решения практических задач. При этом, классифицируя, мы даем определенные характеристики услугам и операциям, позволяющие на практике сориентироваться в текущем управлении бизнесом и эффективно решать управленческие задачи.

Рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь имеет свою институциональную структуру и инфраструктуру. Институциональная структура представлена банками и их филиалами, а также небанковскими кредитно-финансовыми учреждениями, а инфраструктура - совокупностью организационно-технологических элементов, обслуживающих рынок розничных банковских услуг (мини-офисы, обменные пункты валют, банкоматы, инфокиоски, терминалы и т.д.). Основными участниками, действующими на рынке розничных банковских услуг, выступают банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения и физические лица [3,с.44].

Основополагающим элементом или, объектом, по поводу которого возникают отношения между участниками розничного рынка является банковская услуга.

В экономической литературе и банковской практике существует несколько основных подходов к определению понятия "банковская услуга".

Большинство зарубежных ученых под банковскими услугами понимают все виды операций и сделок, осуществляемых банками [4,с.412] (при этом понятия "операции" и "сделки" чаще всего отождествляются). В российской литературе по банковскому делу понятие "банковская услуга" определяется как проведение банком операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату [5,с.311]. Некоторые авторы подразумевают под банковской услугой выполнение банком определенных действий в интересах клиента [6, с.198].

В белорусской экономической литературе понятия "банковская услуга" и "банковская операция" чаще всего не разграничиваются. Например, даются следующие определения: банковские услуги - банковские операции, выполняемые по поручению клиентов; банковская услуга - непосредственно банковская операция по обслуживанию клиента [7, с.115].

К этому подходу примыкают точки зрения, согласно которым банковские услуги рассматриваются как разновидность банковских операций, или, напротив, банковские операции рассматриваются как разновидность банковских услуг. Причем банковские операции трактуются как основная банковская деятельность, а банковские услуги - как вспомогательная. Основное отличие банковских услуг от операций в том, что при проведении банковских операций происходит перемещение денег, а при оказании услуг - нет. Соответственно, под банковской операцией понимают комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение денежных средств, и направленных на решение конкретной экономической задачи; к банковским услугам относят виды деятельности, связанные с информационным обслуживанием, хранением ценностей и т.п. [8,с.21].

Информация о работе Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь