Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение методики и организации бухгалтерского учета розничных операций банка, и разработка направлений по их совершенствованию, а так же изучение теоретических и практических аспектов анализа, реализации и совершенствования рынка розничных услуг в области привлечения вкладов населения, предоставления кредитных услуг и использования банковских пластиковых карточек.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

В качестве расчетных банков по операциям с использованием банковских пластиковых карточек выступают банки, уполномоченные международными системами расчетов.

Набор фактически предоставляемых тем или иным банком держателям пластиковых карт услуг зависит от степени технической оснащенности и проводимой банком политики на этом сегменте рынка. В настоящее время банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет-провайдеров, телевизионных каналов и другие услуги через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны и др.

Для предприятий торговли и сервиса эффект применения карточек проявляется в уменьшении рисков, которые присутствуют при использовании в расчетах наличных денег, в росте товарооборота и прибыли за счет реализации системы поощрительных мер для держателей карточек, снижении затрат на инкассацию наличности.

Для предприятий и организаций других отраслей экономики, внедряющих зарплатные проекты на базе карточек, обеспечивается диверсификация выдачи заработной платы по срокам, имеется серьезный социальный эффект за счет ухода от так называемого «дня получки», минимизируется потребность в наличных деньгах в кассе предприятия.

В настоящее время физические лица, владеющие банковскими пластиковыми карточками, наряду с минимизацией риска утери или хищения наличных денег, имеют следующие возможности:

- получать наличные деньги в любое удобное время либо в банке или его подразделениях в рабочее время, либо в банкоматах при круглосуточном доступе;

- оплачивать товары и услуги в торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, по всей территории РБ (магазины, кафе, рестораны, бары, столовые, гостиницы, клубы, автозаправочные станции, авиа- и туристические услуги, связь, телекоммуникации и другие);

- осуществлять платежи за коммунальные и приравненные к ним услуги;

- получать в банкоматах выписки о состоянии карт-счета;

- получать сведения о ежемесячном движении средств по счету и на основании этой информации наиболее оптимально использовать деньги на счете.

В зависимости от вида карточки, а также банка, в котором открыт карт-счет, физические лица могут воспользоваться дополнительными услугами (получать кредитный лимит ежемесячно и выписки о состоянии карт-счета по электронной почте, а также открывать карт-счет в другой валюте) или какими-либо льготами.

Новая услуга для держателей карточек - SMS-бэнкинг. Ее популярность связана с исключительным удобством для клиента, который может проводить финансовые операции независимо от места нахождения, используя мобильный телефон [14, c.11].

Количество банковских пластиковых карточек, находящихся в обращении по состоянию на 1 апреля 2012 года составило 9 817,7 тыс., в том числе 4 550,8 тыс. карточек системы "БелКарт", 5 266,9 тыс. карточек международных платежных систем, 2 карточки внутренней частной платежной системы.

В Республике Беларусь установлено 3 383 банкомата, 3 207 инфокиосков и 80 импринтеров, 28 067 организаций торговли (сервиса) оснащены 43 777 платежными терминалами.

За 1 квартал 2012 года на территории Республики Беларусь осуществлено 153 619 455 операций с использованием банковских пластиковых карточек в белорусских рублях на сумму 31 902 413 млн. рублей. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых карточек составил 60,8%, а в суммарном выражении - 19,2%.

Общее количество операций в иностранной валюте за 1 квартал 2012 года составило 751 725 операции на сумму 337 303,1 тыс. долларов США. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием карточек в иностранной валюте составил 22,2%, а в суммарном выражении - 9,4% [38].

Одним из возможных путей не только привлечения и удержания клиентов, но и создания интереса в использовании пластиковых карточек при платежах является реализация банками Республики Беларусь «программ лояльности» на основе co-brand-карточек. При получении данной карточки физическое лицо имеет возможность воспользоваться различными дополнительными услугами, а также скидками, благодаря которым можно сэкономить деньги.

Банк-эмитент co-brand-карточки заключает соответствующий договор с предприятием торговли (сервиса). Так, например, ОАО «Приорбанк» заключил договор на льготное обслуживание в РУПС «Белгосстрах» держателей эмитируемых им пластиковых карточек. Льготное обслуживание заключается в предоставлении скидок при страховании.

Реализация программ лояльности выгодна для всех участников этих проектов, так как:

- повышается имидж банка как эмитента таких карточек;

- у торгового предприятия появляются постоянные покупатели, и таким образом решаются проблемы с продажами;

- физические лица имеют возможность сэкономить деньги и обезопасить расчеты.

Для банковской системы Республики Беларусь в целом введение подобныхпрограмм будет способствовать:

- увеличению доли безналичных расчетов в платежном обороте;

- укреплению доверия населения к банковской системе;

- росту объема ресурсной базы банков, за счет которой можно получать доходы.

Предоставление услуг физическим лицам с пластиковыми карточками на новой технологической основе предполагает следующие шаги [17,с.34]:

1. Установку банкоматов, принимающих наличные денежные средства (с функцией«cash-in»).

Банки, устанавливающие такого рода банкоматы, предоставляют возможность населению пополнять карт-счет 24 часа в сутки 7 дней в неделю, избегая тем самым необходимости посещения банка.

. Использование «бесконтактных» платежей.

Речь идет о встроенных специальных ЧИПах в карточку с магнитной полосой или крышку мобильного телефона (возможно встраивание микропроцессора в брелоки, футляры для ключей, персональные компьютеры) для расчетов за товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса.

 

1.2 Основные тенденции развития  рынка розничных банковских услуг  в Республике Беларусь и за  рубежом

 

Какие же проблемы существуют на рынке розничных банковских услуг в Республике Беларусь на современном этапе? Попытаемся с этим разобраться и наметить пути развития розничных услуг, предлагаемых банками страны.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в последние годы, розничные банковские услуги в республике остаются пока не на должном уровне и под влиянием макроэкономических факторов замедляют свое развитие.

Рынок потребительского кредитования являет собой отражение ситуации в стране: если экономика замедляет свой рост, рынок потребительского кредитования реагирует адекватно, даже с небольшим опережением. Ведь кредиты, как правило, берут не на первоочередные нужды, а на цели, которые хотелось достичь (что-то купить, куда-то съездить). На хлеб с молоком кредиты не берут. И когда в сегодняшней ситуации замедлился рост реальных денежных доходов населения, население будет направлять свои доходы на первоочередные цели. Покупки товаров длительного пользования, поездки за рубеж отложатся. Современное развитие розничных кредитных продуктов на потребительские расходы характеризуется недостаточным использованием возможностей комплексного обслуживания клиентов. Коммерческие банки демонстрируют практически схожие условия кредитования и, как правило, сосредоточены на создании центров обслуживания физических лиц, снижении операционных издержек, и на расширении сферы безналичных платежей в рамках единого расчетного и информационного пространства. Вместе с тем для внедрения комплексных условий кредитования коммерческим банкам необходимо пересмотреть имеющиеся стереотипы как в депозитной, так и кредитной политике. Применение экстенсивных путей (наращивание объемов выдачи, увеличение процентных ставок, введение дополнительного комиссионного вознаграждения) наряду с совершенствованием традиционной технологии предоставления и погашения кредитов в дальнейшем не будет результативным. Так, повышение доходности от наращивания объемов выдачи кредитов возможно благодаря повышению уровня их конкурентоспособности путем создания привлекательных условий - снижения процентных ставок по сравнению с рыночными. При этом наращивание объемов выдачи требует соответствующего ресурсного обеспечения, что невозможно без установления более привлекательных процентных ставок по депозитам. В конечном итоге подобная практика, вызванная необходимостью одновременного снижения процентных ставок по кредитам и увеличения процентных ставок по депозитам, неизбежно приведет к снижению маржи банка. Попытка введения дополнительного комиссионного вознаграждения за оформление и (или) сопровождение как кредитов, так и депозитов приведет к еще большим расходам банка (к примеру, на проведение рекламных кампаний), а также снижению привлекательности розничных продуктов и, как следствие, появлению напряженности в вопросах доверия населения к «нововведениям» коммерческих банков.

Сегодня рынок потребительского кредитования находится в довольно зыбком состоянии. Многие белорусские банки вынужденно ограничивали спрос на кредиты, теперь специалисты констатируют падение интереса со стороны клиентов. В этой ситуации я бы выделила три фактора, которые определяют объем данного сегмента рынка розничных банковских услуг.

Первый - общая макроэкономическая ситуация в стране, которая направлена на охлаждение экономики, замедление экономического роста.

Второй - ситуация с реальными денежными доходами населения и ужесточение подходов банков к кредитованию населения.

И третий. Рост ставки рефинансирования фиксировался уже несколько раз, и она уже достаточно высока, что повлияло на цену денег. Деньги - это такой же товар, как и все остальные, которые мы покупаем в магазинах.  
Деньги тоже имеют свою цену, а она в последнее время растет. Это замедляет темпы роста экономики, темпы роста заработной платы и, в целом сказывается на макроэкономической ситуации в стране.

Использование в практической деятельности коммерческих банков комплексных условий позволит заменить налично-денежные расходы физических лиц безналичным кредитованием и в результате стимулировать вовлечение латентных сбережений граждан в банковскую систему республики, сократить сферу использования наличных денежных средств в расчетах, физическим лицам - сохранить сбережения без снижения уровня потребления, а коммерческим банкам - стимулировать население к потреблению, повысив доходность и обеспечив ресурсную автономность при одновременном снижении кредитного риска. В сочетании с пластиковыми карточками и возможностью удаленного банковского обслуживания комплексные условия кредитования могут выступать для физических лиц в качестве многофункционального инструмента управления собственными денежными средствами. Кроме того, комплексные условия кредитования могут использоваться коммерческими банками при выдаче ипотечных кредитов или кредитов на строительство (приобретение) жилья, не относящихся к ипотечным. Отметим, что впервые, комплексный кредитный продукт в сфере строительства или приобретения жилья реализован ОАО «АСБ «Беларусбанк» в рамках системы строительных сбережений, предполагающей накопление с последующим кредитованием [25].

Депозитная политика должна учитывать исторически сложившуюся в стране структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для ликвидности балансов коммерческих банков, чему будет способствовать оптимальное сочетание различных видов вкладов. Так, использование разнообразных депозитов позволяет банку обеспечить их наиболее оптимальную структуру и на этой основе четко разграничить кредитные ресурсы по их целевому назначению и скорости оборота, что имеет важное значение для повышения уровня ликвидности банка и укрепления денежного обращения в целом. Однако в условиях финансово-экономического кризиса банки в большей степени заинтересованы в расширении сферы применения срочных депозитов, поскольку это увеличивает наиболее устойчивую часть их кредитных ресурсов. По сравнению с текущими вкладами, имеющими краткосрочный характер, срочные депозиты размещаются на более длительное время и могут быть истребованы вкладчиками по истечении установленного срока. Со стороны вкладчика смысл долгосрочного размещения временно свободных денежных средств состоит в получении более высоких процентов. Повышение уровня процентных ставок по депозитам является в настоящее время экономически объективным и социально оправданным, поскольку в условиях продолжающейся достаточно высокой инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также убедить их помещать вклады в банк на длительные сроки. В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за вклады населения. Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их цену, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять различные льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков за свое выживание в условиях сохраняющихся кризисных явлений [29].

Одним из факторов, влияющих на развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам, является уровень развития в стране сети платежных терминалов в организациях торговли (сервиса). В европейских странах используются две модели взаимодействия банка с ОТС:

владельческая модель - банк приобретает платежный терминал и сдает его ОТС в аренду;

производительская - банк договаривается с производителем платежных терминалов о цене на данное оборудование, и производитель платежных терминалов по согласованной цене продает или сдает в аренду ОТС.

Таким образом, европейская практика взаимодействия банка-эквайера и ОТС свидетельствует о том, что платежный терминал, как правило, не предоставляется ОТС на безвозмездной основе. При этом количество платежных терминалов в ОТС в экономически развитых странах Европы в разы, а зачастую в десятки раз превышает количество платежных терминалов, установленных в Республике Беларусь. В нашей стране установка платежных терминалов в ОТС осуществляется преимущественно за счет средств банков. ОТС не проявляют заинтересованности в приобретении и использовании платежных терминалов.

В Республике Беларусь назрела необходимость отказа от административных методов управления рынком банковских пластиковых карточек (отмена постановления Правления Национального банка от 29 марта 2007 года № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг»). Данная мера, как один из рычагов стимулирования рынка эквайринга, положена в основу предложений Национального банка Республики Беларусь в проект Государственной программы развития безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг на 2011-2015 годы. Определенные меры административного характера имеют результат в краткосрочной перспективе. Однако решение только такими методами поставленной задачи по значительному увеличению в предстоящей пятилетке доли безналичных расчетов невозможно. Незаинтересованность банковского сектора в развитии эквайринга ввиду ежегодно возрастающих убытков от данного вида деятельности при очевидном нежелании ОТС даже в созданных условиях переходить на безналичную форму оплаты не может стимулировать рынок.

В настоящее время, когда имеются условия (правовые, экономические, технические), способствующие функционированию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в сфере торговли и услуг, отношения между банками и ОТС должны строиться с учетом экономической эффективности от осуществления эквайринга. Это, в свою очередь, даст возможность банкам более активно проводить маркетинговые мероприятия, стимулирующие держателей банковских пластиковых карточек к проведению безналичных платежей, участвовать в социальных проектах, направленных на повышение финансовой грамотности населения. На данном этапе развития системы безналичных расчетов это направление является наиболее актуальным.

Информация о работе Развитие розничного банковского рынка в Республике Беларусь