Учет и аудит расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания дипломной работы – изучить особенности организации учета и аудита оплаты труда на рассматриваемом предприятии, а также наметить пути совершенствования учета оплаты труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Заработная плата как экономическая категория…………………………….6
1.1 Понятие и сущность заработной платы…………………………………………...6
1.2 Документация по учету личного состава, оплате труда…………………………9
1.3 Виды, формы и системы оплаты труда………………………………………….13
1.4 Состав и структура фонда оплаты труда………………………………………...23
Глава 2 Учет расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»……………………………27
2.1 Краткая характеристика ОАО «УАЗ»……………………………………………27
2.1.1 Характеристика финансово – хозяйственной деятельности…………………27
2.1.2 Основные принципы организации оплаты труда…………………………….. 35
2.2 Учет и документальное оформление начисления заработной платы….………39
2.3 Учет и документальное оформление премий, доплат, надбавок и иных
выплат в пользу работника……………………………………………………….47
2.4 Порядок исчисления среднего заработка. Учет и документальное
оформление пособий по временной нетрудоспособности, отпусков…………56
2.5 Учет и документальное оформление удержаний из заработной платы……….70
2.6 Учет отчислений в фонд социальной защиты и их использование……………77
Глава 3 Организация процесса аудиторской проверки учета расчетов с
персоналом по оплате труда………………………………………………..83
3.1 Цели и задачи аудиторской проверки, источники информации……………….83
3.2 План и программа аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………85
3.3 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………………...90
3.4 Обобщение результатов аудиторской проверки………………………………...98
3.5 Пути совершенствования учета расчетов по оплате труда на ОАО «УАЗ»…101
Заключение…………………………………………………………………………...104
Список использованных источников……………………………………………….106

Вложенные файлы: 1 файл

50154.doc

— 828.00 Кб (Скачать файл)

 

            Продолжение таблицы 5

Актив

На нач. года

На конец  года

Пассив

На нач. года

На конец  года

Разница на нач.года

Разница на конец. года

трудно реализуемые  активы, А4

2863463

2836052

Постоянные  пассивы, П4

1667188

-137289

27411

2973341

баланс

4451189

5227896

баланс

4451189

5227896

     -

      -


 

Расчеты показывают, что сопоставление итогов групп  по активу и пассиву имеет следующий вид, представленный в таблице 6:

 

Таблица 6 – Сопоставление  итогов групп по активу и пассиву  баланса предприятия

 

Нормативное соотношение

     Предыдущий  год

          Отчетный год

             А1 ³ П1

             А2 ³ П2

             А3 ³ П3

             А4 £ П4

        А1 £ П1   

        А2 ³ П2

        А3 ³ П3

        А4 ³ П4 

           А1 £ П1

           А2 £ П2

           А3 ³ П3

           А4 ³ П4


 

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что баланс организации не считается абсолютно ликвидным, т.к. не соответствует нормативу за исследуемый период соотношение А1 и П1. Причина тому – недостаточность денежных средств. К тому же платежный недостаток вырос к концу года. Даже дебиторской задолженности оказывается мало для покрытия текущих обязательств. Отсюда на стадии предварительного анализа можно сделать вывод, что предприятие не обладает текущей ликвидностью, а, следовательно, не платежеспособно в ближайшее время. Выполнение третьего неравенства говорит о том, что перспективная ликвидность присутствует. В общем случае организацию можно признать платежеспособной, т.к. общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Итоговые  значения показателей представлены в таблице 7.

 

 

Таблица 7 - Анализ платежеспособности организации

               Показатели 

                   Анализируемый период

На начало года      на конец года           изменения

1.Исходные  данные, тыс. руб.

1.Оборотные активы

   1.1.Запасы

   1.2.Дебиторская  задолженность

   1.3.Ден.средства  и       
    краткосрочные фин. вложения

   1.4.Расходы будущих  периодов

2.Краткосрочная задолженность,  тыс. руб. 

 

1587726                   2391844      

1042094                   1614685                  -572591

370983                      488281                   -117298

49149                        88468                     -39319

 

 

2605172                     4429766                -1824594

2. Коэффициенты платежеспособности

1.Коэффициент абсолютной  
   ликвидности

2.Коэффициент критической  оценки

3.Коэффициент текущей  
   ликвидности

 

0,02                            0,02                          0 

 

0,15                            0,11                         0,04

0,57                            0,45                         0,12


 

Из данных таблицы 7 следует, что показатели платежеспособности организации не соответствуют рекомендуемым значениям из-за недостаточности денежных средств. Даже при условии полного расчета с дебиторами организация по состоянию на начало года могла погасить только 15,0% своих краткосрочных обязательств, а к концу года положение даже ухудшилось (11,0%).

Исходя из того, что коэффициенты платежеспособности достаточно низкие, необходимо проверить, сможет ли предприятие восстановить свою платежеспособность в ближайшее  время. Для этого необходимо вычислить коэффициент восстановления платежеспособности в ближайшие 6 месяцев:

        

                          Квосст.плат.= (0,45+0,5x(0,45 - 0,57))2=0,195 <1                                    (9) 

 

Рассматривая  коэффициент восстановления платежеспособности, можем отметить, что найденное значение гораздо меньше нормативного, поэтому вряд ли предприятие сможет восстановить свою платежеспособность в ближайшие 6 месяцев.

На основе проведенного анализа можно сказать  вывод, что предприятие не платежеспособно, баланс можно принять неудовлетворительным.

 

2.1.2 Основные принципы  организации оплаты труда на  предприятии

 

На предприятии учет личного состава и использования  рабочего времени является основным звеном при расчетах с персоналом по оплате труда. Этим учетом занимается отдел кадров, а также отдельные, специально выделенные работники производственных подразделений - табельщицы. Табельщицы ежедневно отмечают прибытие и убытие работников с предприятия, составляют отчеты, в том числе и отчет движения рабочей силы, составляют табель учета рабочего времени и предоставляют его в бухгалтерию. Согласно положению Сводного отдела расчетов с персоналом предприятия о расчетах по оплате труда одним из документов, подтверждающим обоснованность расходов предприятия на заработную плату работникам является табель учета использования рабочего времени. Следовательно, предоставление табеля на бумажных носителях в бухгалтерию цехов, отделов обязательно.

Для организации учета  на предприятии, для составления отчетности и контроля за фондом оплаты труда весь персонал предприятия делится по ряду признаков [35, c.21]:

а) по принадлежности к  производству продукции: производственные и  непроизводственные работники. К  производственным работникам относятся  работники основных и вспомогательных производств, к непроизводственным относятся работники заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, вычислительных центров, охрана, заводоуправление.

б) по роли в процессе производства персонал подразделяется на категории:

1) 10 – основные производственные  рабочие;

2) 20 – вспомогательные  рабочие;

3) 30 – ученики;

4) 40 – специалисты; 

5) 50 – служащие;

6) 80 – руководители.

К руководителям относятся  работники, занимающие соответствующие должности как по предприятию в целом, так и по отдельным структурным подразделениям (начальники цехов, мастера и т.д.). Специалисты - персонал, занятый инженерно-техническими, экономическими и другими работами (бюро по персоналу, экономисты, бухгалтера, технологи, конструкторы и т.д.). Рабочие - это лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и так далее (основные и вспомогательные). Все другие работники относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и обслуживание производств (табельщики, секретари и т.д.).

Самая многочисленная из групп – рабочие – в свою очередь подразделяются по специальностям (профессиям) и квалификациям.

Каждому работнику предприятия, принятому на постоянную, временную или сезонную работу, присваивается табельный номер, который является шифром аналитического учета и проставляется во всех документах по учету расчетов с персоналом. На основании приказа (распоряжения) о приеме на работу и под соответствующим табельным номером табельщики заносят работника в табель. В случае увольнения или переводе на другую работу его табельный номер не может присваиваться другому работнику в течение одного-двух лет.

Существует несколько  систем организации табельного учета: жетонная, карточная, пропускная, учет с помощью ЭКПУ (электронных контрольно-пропускных устройств). На анализируемом предприятии применяется пропускная система. Каждому работнику выдается постоянный пропуск,  который он обязан забирать на проходной, явившись на работу, и сдавать, уходя с нее. На основании сданных или не сданных пропусков и осуществляется табельный учет. В этом году вводится новый вид табельного учета – с помощью ЭКПУ. Суть его состоит в том, что в пропуска работников встраивается электронный чип. При проходе через ЭКПУ начинается автоматический отсчет рабочего времени, при проходе в обратную сторону отсчет приостанавливается. В  конце месяца выдается распечатка рабочего времени. Но эта система не до конца отработана для всех подразделений завода и пока проходит испытания.  

На рассматриваемом  предприятии существует около 900 наименований начислений /удержаний. Каждому из них  присвоен код вида оплаты. Это трехзначная  кодировка – единая для всего  завода. Выписка из перечня видов  оплат представлена таблицей 8. 

 

Таблица 8 –  Выписка из перечня видов оплат, применяемых на ОАО «УАЗ»

Наименование начислений

Шифр вида оплат

1.оплата по сдельным  расценкам

030

оплата по основной тарифной ставке

050

оплата по окладу

060

2.доплата за профмастерство

070

доплата за освоение второй профессией

071

доплата за условия труда

080

дополнительная оплата за 2, 3 смену

090, 100

доплата за совмещение профессий

120

доплата за руководство  бригадой

160

доплата до среднего заработка

250

доплата за с/уроч.время до 2 часов

320

доплата за с/уроч.время  до 2 часовпо сдельн.расц.

321

доплата за с/уроч.время  св. 2 часов

330

доплата за с/уроч.время  св. 2 часов по сдельн.расц

331

оплата оч/отпуска

380, 390

пособие по б/л

600, 610, 612

единоврем. пособие по рождению ребенка

172, 630


 

Заводоуправление  подразделено на две части: главное  заводоуправление и управление, непосредственно  работающее с цехами. Бухгалтер расчетного сектора, ведущий цех Механический №2, находится в здании цеха, занимается заработной платой работников цеха, а сам относится к Службе главного бухгалтера и всю отчетность сдает в главное заводоуправление.

Бухгалтерии цехов занимаются сбором информации (сбор и обработка первичной документации, начислением заработной платы, составлением отчетов по своим цехам, работой с персоналом цехов). Итоговыми отчетами по заводу (журналы- ордера, ведомости, главные книги, квартальные и годовые отчеты) занимается Главная бухгалтерия завода. Здесь собирается вся информация по отдельным цехам, отделам завода и составляется общий отчет по заводу.

Касса предприятия  находится в главном заводоуправлении. Она едина для всех.

На рассматриваемом  предприятии заработная плата выдается 2 раза в месяц. Ежемесячно после  девятого числа месяца, следующего за отчетным, каждому работнику предприятия выдается расчетный лист (Приложение М), в котором разложена вся заработная плата по шифрам: сколько начислено за ту или иную работу, какие премии, доплаты начислены в этом месяце, сколько и за что удержано, информация о долгах, об отчислениях в различные фонды и.т.

Расчетные сектора  бухгалтерий завода используют для  своих расчетов именно расчетные  листы, хранящиеся в лицевых счетах работника.    

  На рассматриваемом предприятии есть своя электронная сеть, выход в Интернет, внутренняя сеть завода. Программы для расчетного сектора написаны на FOXPRO 6.0, есть также внутренние программы на EXCEL. В конце месяца бюро по организации труда и заработной плате/ бюро по персоналу (БОТиЗ) «закрывает» заработную плату: мастера закрывают наряды, бюро по персоналу определяет согласно положениям кому и какие премии, доплаты полагаются, расчетный сектор бухгалтерий функциональных цехов рассчитывается по своим обязательствам: начисляет заработную плату, составляет на основе этих данных отчет.

Функции расчетного сектора бухгалтерий функциональных цехов:

а) разнос табелей  по расчетным листам, контроль за работой  табельщиков;

б) начисление компенсаций, пособий, доплат до среднего заработка, работа с бюро по персоналу  цеха;

в) расчеты  среднего заработка, расчеты и начисления компенсаций за очередные отпуска, расчет и начисление пособий по временной нетрудоспособности, начисление аванса;

д) начисление и удержание алиментов, удержания  по исполнительным листам, удержание  налога на доходы физических лиц, квартплаты и других удержаний, обязательных или по заявлению работников; 

Информация о работе Учет и аудит расчетов по оплате труда