Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Информация о внешней среде состоит из двух базовых  разделов:

первый: информация о рынках средств производства, рабочей силы, технологий, ценах, формах продаж и др.;

второй: информация о поведении рынков, оценке предпочтительности того или иного рынка.

Вместе  с тем и сам процесс прогнозирования может стать важнейшим источником информации для программных и плановых решений.

Важнейшей для АПК является экономическая  информация. К ней предъявляются следующие требования:

  • полнота и доступность информации;
  • высокие качественные свойства;
  • точность и достоверность.

Информационная  база является основой для создания рациональной автоматизированной системы прогнозных и программных обоснований. Только долгосрочное прогнозирование, построенное на достоверной информации, позволяет разумно инвестировать основные сферы АПК. Для этого   необходимы:

  1. прогнозы объемов производства сельскохозяйственной продукции;
  2. прогнозы ее потребления.

Для прогнозирования  объемов производства сельскохозяйственной продукции широко применяется моделирование процессов, использование коэффициента эластичности.

Фермерам  довольно сложно приспосабливаться  к рыночным ценам. Так, сравнительно небольшое повышение цен на рынке зерна приводит к быстрому переполнению рынка. При снижении цен фермеры стремятся увеличить поставки, чтобы сохранить общую сумму дохода. Сложнее приспособиться к рынку животноводческой отрасли. Повышение или понижение цен на продукцию этой отрасли может привести к цикличности производства. Такой цикл в свиноводстве длится 4—5 лет, а в мясном скотоводстве — 9 лет. Существуют особенности прогнозирования и осуществления научно-технического прогресса на уровне области, отдельного региона. Сложилась определенная практика в прогнозировании развития продовольственных продуктов подкомплексов. Но каждый раз в реализации прогнозов и программ развития АПК приходится учитывать происходящие существенные изменения в агропромышленной сфере страны. Эти изменения  состоят в следующем:

  • усиливается концентрация производства в региональных АПК;
  • формируются специальные зоны размещения отдельных видов сельскохозяйственной продукции с учетом природных факторов;

 ♦ большинство регионов стремятся к самообеспечению продукцией своего АПК;

♦ появляется межрегиональная конкуренция на рынке сбыта продукции и др.

Таким образом, рыночные отношения требуют  многовариантной разработки аграрной политики и направлений ее реализации.

Мировой опыт аграрного развития, опыт и  происходящие перемены в нашей стране позволяют сделать следующие общие выводы, которые необходимо учитывать при совершенствовании аграрной политики.

1. Во  всех странах с рыночной экономикой  сельское хозяйство сознательно ограждено от стихии рынка, осуществляется государственная политика его поддержки. Разработаны и осуществляются специальные аграрные программы, которые включают: цены на продукцию сельского хозяйства; объемы производства и доходы аграриев; мероприятия по охране почв и рационального использования земли, лесов, водных ресурсов; вопросы кредитной политики и страхования; основные направления научных исследований и т. д.

2. Широко  используется концепция паритетных  цен. Суть ее в том, что соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и ценами на товары промышленного производства и услугами, которое оно потребляет, должно оставаться постоянным. Цены на сельскохозяйственную продукцию поддерживает государство, используя различные методы финансирования. Так, в США бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают вложения фермеров. Большинство новых технических усовершенствований, созданных объектов инфраструктуры — результат финансируемых государством программ и усилий промышленных отраслей АПК. Правительства 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому хозяйству до 75% сумм от общего объема производства этой отрасли в форме субсидий. В Швейцарии дотируется из бюджета 75% затрат, Норвегии — 74%, Японии и Финляндии — 72%. В целом в этих странах бюджетные ассигнования сельского хозяйства составляют около половины затрат населения на продукты питания.

3. Во всех странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные производства. Мелкие вытесняются. Даже в Европейских странах в группу риска попадают хозяйства с размерами земледелия в 40—50 га, в Англии — 150— 200 га. Их владельцы вынуждены совмещать аграрный труд с несельскохозяйственной деятельностью.

 

 

4. Российские  реформы не предусматривают государственной политики поддержки аграрного сектора, игнорируются мировые тенденции развития продовольственного хозяйства. Фермаризация началась без учета качественного изменения первичного звена аграрно-промышленного производства. Аграрии брошены в стихию нерегулируемого рынка, а это сопровождается разрушением системы АПК.

5.Аграрное производство создает продукты, удовлетворяющие первичные потребности, которые не могут быть заменены. Биотехническая революция создала условия для максимального использования преимуществ аграрного труда в экономическом росте. Аграрный труд стал производитель нее промышленного. Одновременно аграрное производство попало в прямую зависимость от промышленных отраслей, 
создающих для него искусственные средства труда, и перестало быть самовоспроизводящей отраслью.

6.На макроуровне аграрное производство не вписывается в современную модель рыночной экономики и может развиваться лишь при наличии соответствующей программы государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"