Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Хозяйственная деятельность корпораций отличается от микро- и макроэкономики, образуя область среднего звена экономики – мезоэкономику.

Структуризайция среднего звена экономики совпала с  интенсивной информатизацией мирового хозяйства на основе глобальных вычислительных сетей, которые стали естественным инструментарием логистики корпораций, отдельные предприятия которых разбросаны по всему миру или по всей стране. Логика же глобальных сетей позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий. Для этой логики безразлично, находится ли управляемый объект в соседней комнате или на другом континенте.

    • В зависимости от вида логисстических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.

Логистическая система с прямыми связями – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Гибкая логистическая  система – это система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредника. Примером подобной системы может служить снабжение запасными частями; в этом случае отгрузка деталей редкого спроса производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка деталей стандартного и повышенного спроса – со склада посредника.

Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой, на пути от производителя к потребителю, проходит, по меньшей мере, через одного посредника.

Таким образом, комплексность логистики требует признания ее целостной системой со взаимоувязанными элементами. Логистика предполагает оценку процесса обращения материальных ресурсов, как единого целостного процесса, протекающего на всех стадиях общественного производства, во всех подразделениях и цехах фирмы с учетом процессов хранения и перемещения ресурсов на каждом рабочем месте.

    • В зависимости от структуры материалопотока :
    • Монопродуктовые
    • Многопродуктовые (многономенклатурные)

 

    • В зависимости от целевой направленности :
    • Заготовительная (закупочная)
    • Производственная
    • Информационная
    • Финансовая
    • Транспортно-складская
    • Сбытовая, распределительная

2. Методология  исследования логистических систем

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент – в данном случае логистической деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.

Методология логистической  науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

. Системный  подход в логистике

Системный подход – это комплексное изучение экономической системы как единого целого с позиции системного анализа. Экономическая система, являясь открытой системой, выступает как составная часть, с одной стороны, более общей социальной системы, а с другой – как часть системы ресурсов потребления общества. Экономическая система целенаправлена и определяется заданием системных объектов, их свойствами и связями между ними. Системный подход к изучению экономической системы предполагает рассмотрение всех категорий и законов экономики в их единстве и взаимообусловленности. Мерой адекватности системного подхода является эффективность принимаемых решений.

В исследованиях логистических  систем, с позиций системного подхода, выделяют два этапа.

Первый этап системного исследования – макроподход. Здесь рассматривается взаимоотношение изучаемого сложного объекта, который в дальнейшем называют системой, с внешним миром. Сюда относятся:

 учет потоков (материальных, финансовых, информационных и др.), входящих в систему;

выявление полюсов системы, т.е. таких элементов, через которые  потоки проникают в систему и из которых они выдают системой в окружающую среду, т.е определение входа и выхода системы;

выяснение природы потоков, в частности способов кодирования информации, поступающей в систему и выдаваемой ею;

выяснение того, какое  действие (результат) во внешней среде  оказывают потоки, выдаваемые системой.

Второй этап – микроподход. Он состоит из:

расчленения логистической системы на элементы: описания тех действий по переработке поступивших в них потоков, которые эти элементы способны совершать;

описания  свойств этих элементов, существенных для функционирования системы в целом;

выявления операций (решений) взаимодействия между этими элементами, в частности: по обмену потоками, из которых в конечном итоге складывается функционирование логистической системы в целом;

выявление изменений, происходящих в этих элементах в результате выполнения соответствующих действий;

выяснение режима, в котором выполняются указанные действия;

изучения того, как в результате выполнения этой совокупности действий потоки, поступающие в систему, преобразуются в потоки, выходящие из системы;

выяснения того, как меняется состояние системы в целом под влиянием ее функционирования.

Кибернетический подход в логистике

Кибернетика – наука об общих принципах управления, понимаемого как организация целенаправленных действий путем переработки информации.

Объектом ее (кибернетики) изучения являются динамические системы.

Предметом – информационные процессы, связанные с управлением динамическими системами.

Кибернетическая система – «множество взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией» (Глушков В.М.). Кибернетика рассматривает системы независимо от природы входящих в них элементов. Кибернетическим системам свойственны самоорганизация и самообучение.

Системы с управлением  обладают также свойством целеустремленности. Такие системы представляют в виде двух подсистем – управляющей и управляемой, или объекта управления. Они находятся во взаимодействии, т.е. не только управляющая система передает информацию (команды, сигналы) управляемому объекту, но и обратно поступает информация о состоянии последнего. Поэтому важнейшим видом кибернетических систем являются системы с обратной связью.

Экономическая кибернетика – приложение общих законов кибернетики к изучению экономических явлений и управлению экономическими процессами. Экономическая кибернетика является основой автоматизации управления, научно-теоретической базой разработки АСУ в народном хозяйстве. При этом она исходит из того, что управление есть процесс переработки информации; принятое решение – новая информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается.

Логистическая система  является целенаправленной, управляемой, и относится к категории кибернетических  систем.

В кибернетическом подходе, способ представления логистических  моделей опирается на положение о том, что всем объектам производственно-коммерческой деятельности присущи движение, изменение и процесс. Как уже отмечалось, основным отличительным понятием кибернетики является обратная связь. Поэтому, логистическую систему можно представить в виде, так называемого «черного ящика» со входом и выходом, а также обратной связью через регулятор:

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Контур управления с обратной связью

 

Где: Н – регулируемая система (процесс);

Х = (х12,…,хm) – вектор входа;

У = (у12,…,уn) – вектор выхода.

 

В регулируемой системе  Н происходит преобразование состояния  входа Х в состояние выхода У, математически это выглядит: У = НХ.

Как показывает блочная  схема, текущее состояние выхода У после сопоставления с эталонным или заданным его значение передается на вход регулятора Т, который преобразует его в состояние своего выхода Δх. Состояние выхода регулятора прибавляется к значению состояния входа Х – системы Н. В конечном итоге состояние входа системы Н есть Х + Δх. Поправка на входе системы Н зависит от состояния ее выхода У. Обозначим через заданное значение, т.е. желаемую норму состояния выхода регулируемой системы. Соответствующая настройка регулятора Т заключается в том, чтобы поправка Δх вызвала выравнивание всякого отклонения Δу от заданного значения и привела состояние выхода регулируемой системы к заданной норме, т.е. Δу = -У→ 0. Можно произвести расчет, определяющий численные показатели описанной таким образом обратной связи. Допустим вначале, что в регулируемой системе происходит прямое преобразование, состоящее в умножении состояния входа на действительное число Н; тогда У=НХ.

Пропорциональное преобразование называют усилением, если Н>1, или ослаблением, если Н<1. В этих случаях системы, в которых происходит пропорциональное преобразование, называют соответственно, усилителями или ослабителями. Показатель Н=У/Х называется пропускной способностью системы.

Прогностика в логистике

Прогностика – (футурология) теория и практика прогнозирования, наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем.

Объект применения – логистические системы.

Предмет изучения – изменения логистической системы и окружающей ее внешней среды.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта (ЛС) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование – процесс  разработки прогнозов.

Основные  термины и понятия прогностики:

    • Целеполагание – это установление идеально предложенного результата деятельности (например, построение дерева целей);
    • Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в решения для целенаправленной деятельности.
    • План – решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.
    • Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.
    • Программа – решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, экономических и других проблем или аспектов в логистической системе.

Прогноз и план могут разрабатываться  независимо друг от друга, но чтобы  план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз.

Различают два типа прогнозов:

Поисковый прогноз (исследовательский, трендовый, генетический) (как будет?) – определение возможных состояний объекта в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого объекта (ЛС) в прошлом и настоящем.

Нормативный прогноз (программный, целевой )(когда будет?) – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта (ЛС), принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой1 прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Прогнозы также делят  на:

    • Целевой прогноз, прогноз собственно желаемых состояний. Он отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? Здесь имеет место ориентация на содействие оптимизации процесса целеполагания.
    • Плановый прогноз хода выполнения логистических планов представляет собой по существу выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, с выяснением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив в ЛС. Такой прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать логистическое (предпринимательское) планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?
    • Программный прогноз возможных путей, пер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого?
    • Проектный прогноз конкретных образов ЛС в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий отвечает на вопрос: как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть? Проектные прогнозы призваны содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования ЛС, на основе которых должно развертываться затем реальное текущее проектирование.
    • Организационный прогноз текущих решений (применительно к сфере управления в ЛС) для достижения предусмотренного желаемого состояния ЛС, поставленных целей отвечает на вопрос: в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?
    • Интервальный прогноз – прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.
    • Точечный прогноз – прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.
    • По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, - различают оперативные (текущие) – до одного месяца (до года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 15 лет и более).

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"