Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций
В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Оптимальный размер партии можно определить исходя из общих годовых издержек по формуле Уилсона
Точку заказа в этом случае можно определить по формуле:
где:
J – наличные запасы;
B – резервный запас;
t – время;
- средний уровень запасов;
P – точка заказа;
I – момент подачи заказа;
L –время доставки заказа в сутки;
Sd – средний ожидаемый сбыт
q – размер заказа.
Средний уровень запасов для этой модели составит:
Система с фиксированным уровнем запаса наиболее эффективно может быть применима для поставки и потребления запасов со следующими характеристиками:
Система управления запасами с фиксированным интервалом между ними.
Эта система более эффективна в следующих случаях:
В системе с фиксированным интервалом между заказами заказ на поставку очередной партии материальных ресурсов поступает на предприятие в строго фиксированный интервал времени. Его размер должен быть пересчитан таким образом, чтобы поступивший заказ пополнил запас до максимально желаемого уровня. При этом оптимальный размер заказа (партии поставки) в работе системы непосредственно не используется, но позволяет рассчитать эффективный интервал времени между заказами.
Интервал времени между заказами можно рассчитывать по следующей формуле:
I – интервал времени между заказами, дней (часов);
Т – число рабочих дней в периоде поставок;
qОПТ – оптимальный размер заказа, шт.;
Р – потребность в материальном ресурсе.
Графически эта модель может быть представлена следующим образом (рис. 2):
Q1 Q2
t1 t2 t3 t4 t5 Время
Рис. 2. Система с фиксированным интервалом между заказами
Промежутки времени между моментами заказа (точками заказа) t1 – t5 равны. Размеры заказываемых партий поставки (Q1-Q4) различны.
Сбои в поставках могут быть связаны:
Сбои не отражаются системой с фиксированным интервалом времени между заказами, т.е. эта система не ориентирована на учет сбоев в поставках. В ней не предусмотрены параметры, которые при возникновении сбоев поддерживают систему в бездифицитном состоянии. Именно поэтому объем заказываемой партии должен учитывать интенсивность потребления материальных запасов, чтобы не допустить их дефицита (как в момент времени t3-t4т на рис. 2).
В системе с фиксированным интервалом времени между поставками регулирующими (постоянными) параметрами являются максимальный уровень, до которого осуществляется пополнение запаса и интервал времени между заказами: варьирующим параметром является величина партии поставки.
Исходными данными для расчета параметров системы являются:
Основное преимущество
этой системы заключается в
Методика контроля за уровнем запасов основана на принципе сравнения фактических остатков материалов с нормами запасов. Для этой цели в карточке учета материала указываются максимальная и минимальная нормы запаса в натуральных единицах измерения. При очередном поступлении и отпуске материала кладовщик (или компьютер) сравнивает фактический остаток с предельными значениями нормы запаса. При превышении его максимальной величины или снижении ниже минимально допустимой нормы оператор принимает меры для нормализации запасов.
Эта система получила название «максимум-минимум». Ее преимущество в том, что работники снабжения получают экстренную информацию по всем материалам. При большой номенклатуре система очень трудоемка, а в некоторых случаях требует дополнительной информации.
Контроль за состоянием запасов, можно также осуществлять по методу АВС. Для оптимизации материалов категории А необходимо применять метод расчета оптимального размера заказа, который может применяться в рамках различных системах управления материальными запасами. Наиболее простой из них является система с фиксированным размером заказа.
Классификация АВС-метода позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами запасов (категории А, В) и сэкономить время и ресурсы.
Результаты группировки по АВС-методу приводят к следующим выводам:
Таким образом, основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов. Материальные запасы классифицируются по трем видам: производственные, в незавершенном производстве, готовой продукции.
Материальные запасы являются частью оборотных средств предприятия. Из этого вытекает необходимость определения показателей их оборачиваемости и нахождения способов ее ускорения. Решение этих задач возможно при комплексном управлении запасами. Оно включает: определение потребности в материальных запасах, создание на предприятии эффективной системы управления, контроль за запасами.
Определение потребности в материальных запасах основано на их нормировании. При этом выделяют текущий, подготовительный и страховой запасы.
Системы управления запасами могут быть основаны на определении оптимальной партии поставки и рационального интервала времени между поставками.
Контроль за состоянием запасов может строится на сопоставлении их фактического уровня с максимально и минимально возможными их величинами, либо по АВС-методу, который предполагает разделение всех запасов на группы по степени их важности (ценности) для производственного процесса.
Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"