Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Суть этого метода заключается в следующем:

Пусть требуется найти пункт  размещения нового металлургического  завода. Известны пункты добычи железной руды – точка А (рис. 1.), пункт добычи угля – точка В и пункт потребления металла – точка С. Расход руды на выплавку 1 т металла равен а, расход угля – b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): AC=S1, BC=S2, AB=S3.

 

Рис. 1. Локационный треугольник В. Лаунхардта

 

Возможным пунктом размещения завода может быть каждая из трех точек  размещения источников руды и угля, а также потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой необходимых грузов для потребления тонны металла, будут равны:

(bS3+S1)p – при размещении завода в точке А;

(aS3+S2)p – при размещении завода в точке В;

(aS1+bS2)p – при размещении завода в точке С, где р – транспортный тариф.

Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех пунктов  будет тот, в котором транспортные затраты будут минимальны. Однако искомый пункт размещения может  не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находится внутри него в некоторой точке М.

Расстояние от внутренней точки М до вершин треугольника составляет АМ=r1, BM=r2, CM=r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны:

Выполнение требования Т→min дает точку оптимального места расположения предприятия.

Данная задача имеет  геометрическое и механическое решение. Геометрический метод нахождения точки размещения состоит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а:b:1). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описывают окружности, точка пересечения которых является точкой минимума транспортных затрат. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше трех других). В противном случае (например, когда S1>S2+S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.

Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом вес руды, угля, металла выступает в качестве сил, с которыми «притягивают» производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (QA, QB, QC)? пропорциональные a, b, 1.

Рассмотрим один из подходов к решению поставленной проблемы. Центр тяжести системы, или центр массы, может быть определен по формуле:

 

М – центр массы, км;

Rnj – расстояние от начала осей координат до точки, обозначающей место расположения клиента, км;

Rki – расстояние от начала координат до точки, обозначающей место расположения потребителя, км;

Tnj – транспортный тариф для поставщика на перевозку груза, руб./ткм;

Tki – транспортный тариф для клиента на перевозку груза, руб./ткм;

Qnj – объем груза, закупаемый у j-го поставщика, т;

Qki – объем груза, реализуемый i –му клиенту, т.

 

  1. Основные направления деятельности федеральных и региональных органов управления в области распределительной логистики

 

Рис. 2. Основные направления деятельности федеральных и региональных органов управления, связанные с формированием и функционированием российского рынка

  1. Взаимосвязь маркетинга и логистики

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую  приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован  практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически  в более ранний период, чем логистика. В середине ХХ века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействии на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела т.к.:

    1. Ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике.
    2. Ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед

В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «Быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Логистика сегодня дополняет  и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает  и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда и в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место и в нужное время с минимальными затратами.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения: при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое  воздействие на покупателя и т.д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между логистикой и маркетингом  приведены в таблице.

 

Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга

и в области логистики1

Сравниваемые  характеристики маркетинга и логистики

Маркетинг

Логистика

Объект исследования

Рынки и конъюнктура  конкретных товаров и услуг

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного  поведения по реализации товаров  и услуг

Оптимизация процессов  управления материальными потоками

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам.

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами

Итоговые результаты

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в  необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.


 

 

Маркетинговая логистика.

Под воздействием маркетинга происходит модификация задач внутрифирменного управления, теории и практики внутрикорпоративного планирования.

Современная капиталистическая  фирма, в частности как элемент  «институции», характеризуется наличием сложной организационной структуры, представляет собой многоцелевую организацию, действующую в условиях интенсивно интегрирующегося российского рынка. В подобной ситуации маркетинг должен рассматриваться как важнейшее и необходимое условие обеспечения эффективности функционирования всех сторон деятельности таких фирм в целом.

При этом особое значение должно придаваться концепции функционирования фирмы в условиях неопределенности (что характерно в современной российской экономике), суть которой сводится к следующему:

    • Корпорации признают невозможность точного предвидения развития событий;
    • Сама степень неопределенности зависит от сегментов среды функционирования фирмы;
    • В поведении корпораций упор делается на краткосрочные реакции, а не на выработку детализированной долгосрочной стратегии;
    • С ростом неопределенности увеличивается роль существующих организационных механизмов и обратных связей, позволяющих корпорациям адаптироваться в изменившихся условиях;
    • Корпорации стремятся не только пассивно приспосабливаться, но и активно воздействовать на внешние условия с целью снижения неопределенности (хотя эти возможности и весьма ограничены).

Маркетинг в его современных  формах представляет собой сложное  и достаточно противоречивое явление. Причин такому его состоянию также много. Но одними из важнейших, на наш взгляд, являются различия (в той или иной стране, на том или ином геополитическом пространстве) в социально-экономических и правовых условиях, в частности наличие или отсутствие реальных механизмов социального контроля, и, как следствие, разный уровень культуры предпринимательства, а значит – культуры маркетинговой деятельности.

Терминологическое (концептуальное) понятие «маркетинговая логистика» впервые, в отечественной теории предложено профессором Г.Л.Багиевым. Он определяет ее, исходя из следующих основных аспектов:

  1. Раздел предпринимательской логистики, включающий методологию, теорию, методику и способы оптимизации потоков всех видов, которые сопровождают маркетинговую деятельность.
  2. Совокупность методов, с помощью которых в системе маркетинга осуществляется анализ, синтез и оптимизация потоков всех видов, сопровождающих товар или услугу от производителя до конкретного покупателя, а также коммуникации субъектов маркетинговой системы в процессе их взаимодействия.»

Оба определения в двух аспектах исчерпывающе определяют существо содержания и понимания сферы соответствующего приложения логистической методологии и методического инструментария.

Иными словами, маркетинговая логистика  может означать, что речь идет о таком объекте, как маркетинговая система какой-либо экономической, относительно независимой, структуры и к ней прилагается логистический подход как средство ее (системы) оптимизации. Поскольку под системой (с позиции общей теории систем) понимается совокупность функционально соотнесенных элементов, определяющих ее (совокупности) назначение, то очевидно, что маркетинговые логистические системы могут быть классифицированы по меньшей мере в три категории (группы):

  • Логистическая система (оптимизирующая) управления маркетингом (как концепцией), понимаемая концептуально как широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленный на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижения ее основной цели – обеспечения устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг фирмы при нормальной доходности и прибыльности ее основной деятельности; структурными элементами – подсистемами этой «большой» системы могут являться функциональные блоки концептуальных действий; исследования маркетинга, ассортиментная политика, ценовая политика, сбыт, реклама, сервис;
  • Логистическая система управления службами маркетинга, прямо ориентированного на конкретный товар (семейство товаров и услуг), обеспечивающая «основной» маркетинг; структурными элементами этой «сложной» системы могут являться функции управления маркетингом: целеполагание, организация, планирование, оперативно-регулирующие решения, диагностический контроль, анализ оценки – т.е. все, что характерно для логистической кибернетической системы;
  • Логистическая система международного маркетинга, представляющая собой концептуально симбиозную системную структуру, аналогичную первым двум, но с учетом таможенной проблематики, валютно-финансовых различий, различий экономических и мотивационных субъектов международного права, интегрированных в общие структурно-экономические и маркетинговые системы.

Установив, таким образом, объект логистических  изысканий и разработок, предметом (т.е., что исследуется, изучается), согласно определению Г.Л.Багиева, является оптимизация потоковых процессов в маркетинговых системах как единого целого.

Как и в системном целенаправленном объекте любой степени природы  и формы, маркетинговая система, маркетинговая деятельность в ней  изначально могут иметь в любой степени несовершенства и, следовательно, какие-то резервы, потенциал совершенствования. Поэтому одной из целей, параллельной с повседневными целями обеспечения функционирования системы, должны являться перманентные совершенствования, «доводка» складывающейся маркетинговой системы до возможно более высокого уровня. Достижение именно таких целей обеспечивает приложение логистической методологии в маркетинге. Это также является одним из направлений логистических постановок задач и исследовательской проблематики в современной экономике.

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"