Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:41, лекция
Цели и задачи изучения темы
Цель – познакомиться с ролью потребностей и мотивации в управлении персоналом.
Задачи:
1) усвоить основные понятия потребностно-мотивационной сферы;
2) изучить функции и механизм действия трудовой мотивации;
Стимул (от лат. – stimulus – буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) – побуждение к действию или причина поведения человека.
Четыре основных формы стимулов:
1. Принуждение. В истории – широкий спектр форм принуждения: казнь, пытки, физические наказания, лишение имущества, гражданства и звания. В демократическом обществе на предприятиях используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
2. Материальное поощрение – стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго экономического образования и др. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Стимул – это такое воздействие на человека, откуда бы оно не исходило и какой бы характер не носило, которое оказывает влияние на его активность. Это влияние основано на предоставлении гарантий достижения в результате данной активности предмета влечения, удовлетворяющего потребность. Человек постоянно подвергается разнообразным как внешним, так и внутренним воздействиям. Не все из этих воздействий провоцируют его активность, к каким-то из них он остается равнодушен, не реагирует на них. Стимулирование – это определенное преднамеренное воздействие, которое побуждает человека к активности, заставляет его действовать, и в таком аспекте оно становится решающим фактором управления людьми. Конкретные средства, с помощью которых может осуществляться воздействие, достаточно разнообразно, что обуславливает множество классификаций стимулов в зависимости от различных аспектов (Таблица 1).
Таблица 1
Классификации стимулов
Критерии классификации |
Виды стимулов |
По масштабу воздействия |
- глобальные (воздействие потребления на производство, финансов на экономику и т.п.) - региональные (цены на хлопок в Средней Азии) - в масштабах страны (инфляция, миграция, рождаемость) - отраслевые (обусловленные особенностями отрасли) - внутриорганизационные (для структур организации, групп персонала, индивидуальные) |
По повторяемости |
- разовые - временные - многоразовые - постоянные стимулы |
По видам |
- материальные (денежные и неденежные) - моральные - свободным временем - трудовые |
По характеру проявления |
- непосредственные - опосредованные |
По интенсивности воздействия |
- позитивные - негативные |
По объекту стимулирования |
- индивидуальные - коллективные |
По учету отклонения результатов от нормы |
- позитивные (учет достижения или повышения нормативных параметров) - негативные (оценка недостижения, отставания, отклонения от нормативов) |
По времени воздействия |
- опережающие (стимул известен до начала действия) - подкрепляющие (стимул неизвестен до начала действия, но человек знает, что за успешную работу будет поощрен, а за ошибки наказан) |
По лагу между результатами деятельности и получением стимула |
- непосредственные (стимул вручается сразу по завершении деятельности) - текущая (стимул вручается с отставанием от результатов деятельностью длительностью до года – еженедельно, ежеквартально, ежемесячно) - перспективная (вознаграждение по итогам за год, за пять лет, при выходе на пенсию) |
По степени и характеру конкретности условий получения стимула |
- общая (отсутствует
конкретность в оценке результа - эталонная (стимулы
учреждаются за достижение - состязательная (стимулы учреждаются за занятое место в соревновании или конкурсе) |
Соотношение мотива и стимула характеризуется несколькими основными чертами.
Во-первых, это взаимозависимость и взаимообусловленность мотива и стимула. Внутреннее побуждение (мотив) перерастает в определенную фактически осуществляемую деятельность лишь под влиянием внешнего побуждения (стимула), заставляющего работника поверить в возможность объекта удовлетворить его потребность.
Во-вторых, мотив и стимул – это параллельные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности работника.
В-третьих, в этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу по поиску путей повышения производительности труда, освоению новых специальностей, росту квалификации и профессионализма, а это не только обеспечивает реализацию мотива в действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки. Развивается любознательность работника, его заинтересованность в совмещении специальностей, большем разнообразии труда, усиливаются творческие процессы, появляется личная заинтересованность в труде. Таким образом, один стимул может формировать множество разнообразных мотивов, которые будут сменять друг друга по мере роста социальной и духовной зрелости работника, образуя мотивационную сферу личности.
4. Мотивация как элемент и функция управления персоналом
Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Одной из таких функциональных подсистем является подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала. Она выполняет следующие функции:
- управление мотивацией и стимулированием трудового поведения;
- нормирование и тарификация трудового процесса;
- разработка систем оплаты труда;
- разработка форм участия
персонала в прибылях и
- разработка форм морального стимулирования персонала;
- организация нормативно-
Мотивация труда как элемент управления персоналом позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение места, занимаемого ценностью труда, в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания и трудовой этики.
Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Такое воздействие в отличие от стимулирования называют мотивированием.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; второе – на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Процессы мотивации и
Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, то есть механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Важно также отчетливо представлять, что мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Путь к эффективному управлению
производством лежит через
Основными функциями мотивации являются:
1) побуждение к действию: мотивы – это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий – как немотивированный или обладающий низкой мотивацией;
2) направление деятельности: люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, может выбрать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность;
3) контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели: выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.
Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.
Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:
1 – оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям;
2 – определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей;
3 – выработка таких
мер воздействия, построение
4 – воздействие на
трудовую мотивацию с учетом
индивидуальных особенностей
5 – оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.
В теории управления выделяют три группы методов управления с точки зрения их характера воздействия на работника:
1. В первую группу входят методы непосредственной мотивации труда, характеризующиеся прямым воздействием на личность работника. К ним можно отнести методы убеждения, агитации, внушения, вознаграждения
2. Вторую группу составляют методы властной принудительной мотивации. Основу их воздействия составляет угрозы снижения уровня удовлетворения потребностей человека, наказания, взыскания, увольнения в случае неисполнения. Другой важнейшей особенностью этих методов является отсутствие свободы личного выбора. К таким методам относятся приказы, распоряжения, указы, законы, кодексы и другие директивные документы.
3. Третью группу методов управления составляют опосредованное стимулирование труда, то есть создание внешней ситуации, побуждающей работника действовать определенным образом. Элементами создания такой ситуации являются: условия воспитания и жизнедеятельности человека, предметно-вещественная среда, организационная культура компании, практика взаимоотношений. Использование методов стимулирования на практике обычно носит комплексный характер, подразумевающий сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования в зависимости от объектов управления и направления их деятельности.
Стимулы были предметом изучения экономической науки и затем без существенного изменения в содержании стали использоваться в управленческой науке.
Мотивы всегда были предметом изучения психологической науки, причем тех ее разделов, которые относятся к глубинной психологии личности и в механистическом понимании содержания термина «мотив» перешли в управленческую науку.
Именно в исследовательском поле управленческой науки произошло определенное соединение понятий «стимул» и «мотив» в некий комплекс, имеющий своим направлением усиление и организацию управленческого воздействия. Таким образом, именно необходимость сопровождения управленческого воздействия человеческим (в отличие от механизма) качеством явилось причиной внимания управленческой науки к стимулам и мотивам.
Однако сколько-нибудь глубокого изучения взаимосвязи стимулов и мотивов в управленческой науке практически не проводилось. Но все-таки во всех учебных курсах стало нормой упоминание о стимулах (в их основном континууме) и основных мотивах, которыми руководствуется человек в своих поступках.
Понятие мотивации в экономическом смысле появилось в связи с необходимостью стимулирования более производительной работы и означает определенную ступень демократизации производства. Ранее понятие мотивации употреблялось в основном в педагогике, психологии, затем в промышленной социологии и теории управления. Первоначально понятие мотивации приравнивалось к экономическому стимулированию. Лишь некоторое время спустя в промышленной социологии и теории управления утвердилось понимание, что такой подход разрушительно действует на мотивационную часть поведения работника, не стимулирует потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
Сегодня с точки зрения теории управления мотивация рассматривается как процесс формирования у работников стимулов к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия.
Управление мотивацией
основано на тесной связи управленческого
и индивидуально-
1. Что такое потребность, мотив, мотивация, стимул?
2. Какими свойствами и способностями обладают потребности?
3. Какие классификации потребностей Вы знаете?
4. Какие элементы составляют
структуру мотива трудового
5. Какие виды мотивов
выделяются в современной
6. Каков механизм
7. Какие виды стимулов Вам известны?