Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
 Определение организационно - экономической характеристики предприятия
 Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
 Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
 Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
 Проведение наблюдения за покупателями

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 181.99 Кб (Скачать файл)

                         Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение  образования 

                 «Могилёвский государственный университет продовольствия»

 

                             Кафедра экономики и организации производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА РЫНКЕ ПИЩЕВЫХ ТОВАРОВ

 

                                                       Курсовая работа

 

по дисциплине «Маркетинг»

Специальность 1-27-01-01      «Экономика и организация производства»

Специализация 1-27-01-01-20 «Экономика и организация производства

                                                    (пищевая промышленность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                                        Выполнила

Ст.преподаватель                                                               студентка группы ЭПП-081

       Климова  Ю.Е.                                                                         А.В.  Анюховская

«__» ______ 2011 г.                                                           «__» ______ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

                                                   Могилев 2011

     Содержание

 

 Введение……………………………………………………………………………......4

1 Организация  маркетинговых исследований на  рынке пищевых товаров………...6

    1. Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
    2. Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
    3. Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
    4. Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
      1. Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
      2. Потребители как объект исследования……………………………………….18
      3. Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21

1.4.4  Конкуренты  как объект изучения……………………………………………..23

2 Анализ и применение  исследований потребительского  спроса на ОАО «Мстиславский  маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25

2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39

3 Основные  направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47

Заключение………………………………………………………………...…………..50

Список использованных источников………………………………………………..52

Приложение А. Поставки молока за 2010 год по ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………………………..... 53

Приложение Б. Поставки молока за 2010 год по ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» цех Климовичский…………………….……....54

Приложение В. Перечень основных поставщиков вспомогательных материалов……………………………………………………………………………..55

Приложение  Г. Договор на поставку сырья………………………………………....56

Приложение  Д. Договор на поставку материалов………………………..…..……..58

Приложение Е. Организационная структура ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»……….………………………………………………………….60

Приложение  Ж. Реализация продукции по рынкам сбыта……………………...…61


Приложение И. Эффективность реализации продукции ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» за 2009 год…………………………………....62

Приложение К. Эффективность реализации продукции ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» за январь-июнь 2010 года………….………...63

Приложение  Л. Отчёт о затратах на производство продукции за 2010 год……....64

Приложение  М. Анкета……………………………………………………………….69

Приложение  Н. Лист наблюдения……………………………………………….......72

Приложение П. Слайд-ролик  по рекламе торговой марки «Тупичевский продукт»………………………………………………………………………….……73

Приложение Р. Пресс-релиз  ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный  завод»…………………………………………………………………………………..74

 

   Введение

 

Для эффективного управления предприятием в условиях рыночной экономики, когда стабильность предприятия и рентабельность осуществляемой деятельности зависят от востребованности на рынке произведенной продукции, необходимо иметь возможность адекватно  оценивать величину рыночного спроса, его возможную динамику и перспективы  развития в конкретном сегменте продаж.

При изучении спроса необходимо в первую очередь  выявить факторы, влияющие на него и  определить их взаимосвязь. Также изучение рынка должно обеспечивать такое  предложение товаров, при котором  удовлетворяются запросы покупателей  по объёму, структуре, цене и качеству.

Предприятия, выпускающие молочную продукцию, используют различные методы исследования спроса покупателей. Конкуренция в данной отрасли высокая, поэтому необходимо постоянно совершенствовать не только технологии производства и качество продукции, но и маркетинговую деятельность. Переработка молока связана с реализацией готовой продукции. Поэтому увеличение объёмов производства молока сопровождается увеличением рынков сбыта как внутренних, так внешних. Но зачастую пробиться на внутренний рынок со своей продукцией не менее сложно, чем соперничать на внешнем.

Целью написания  данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере  ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный  завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
  • Определение организационно - экономической характеристики предприятия
  • Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
  • Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
  • Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
  • Проведение наблюдения за покупателями
  • Определение стратегий дальнейшей деятельности предприятия

ОАО «Мстиславский  маслодельно-сыродельный завод» является одним из предприятий, производящих молочную продукцию для населения. Несмотря на недостаточно большие размеры, предприятие налаживает связи на внутреннем и внешнем рынках по сбыту  продукции. Основными поставщиками сырья являются молочно-товарные фермы  района. Вспомогательные материалы  поставляются предприятиями Республики Беларусь различных хозяйственно-правовых форм. Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений. По мере изменения потребностей покупателей возрастает спрос на продукты с дополнительными позитивными  характеристиками.

Исследования  конъюнктуры рынка и изучение спроса на новую и текущую продукцию  предприятия путем:

  • анкетирования
  • опросов покупателей и торгового персонала в товаропроводящей сети
  • анализа конъюнктурных обзоров торговых предприятий Республики Беларусь в целях совершенствования ассортимента и повышения его конкурентоспособности

Стратегия маркетинга предприятия направлена на получение  долгосрочных конкурентных преимуществ  путем детального изучения потребностей внутреннего и внешнего сегментов  рынка и формирования на этой основе ассортиментной политики, обеспечивающей предприятию высокий уровень  рентабельности на долгосрочную перспективу.

Предприятие в своем развитии руководствуется  принципом более полного удовлетворения потребностей покупателей и заказчиков, умением приспосабливаться к  быстро изменяющимся экономическим  условиям.

Основными целями деятельности ОАО «Мстиславский  маслодельно- сыродельный завод» является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива, а так  же удовлетворение общественной потребности  в выпускаемой продукции на основе эффективных методов хозяйствования. Этих целей можно достичь увеличив выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся повышенным спросом.

 

1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров

 

    1. Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований

В деятельности предприятий постоянно возникают  проблемы. С одной стороны, они  связаны с возможностями самого предприятия, наличием ресурсов, планами, перспективами, а с другой стороны, с условиями и возможностями, которые имеются на рынке. Например, мнение потребителей о товаре, спрос на товары или услуги, имеющийся ассортимент товаров, поставщики товаров, деятельность конкурентов во многом влияют на деятельность предприятия. На решение таких проблем и направлены маркетинговые исследования.

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический  сбор и анализ данных по проблемам, связанных с маркетингом товаров  и услуг, а также разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению  их наилучшего решения.[1]

Необходимо  внести некоторые пояснения этого  определения. Во-первых, чтобы быть эффективными, эти исследования должны проводиться систематически, а не случайно, время то времени. Во-вторых, это не одноразовое мероприятие, а целая совокупность действий: сбор данных, запись, анализ, хранение, представление  в удобной для использования  форме. В-третьих, данные могут поступать  из различных источников. И последнее, маркетинговые исследования могут  проводиться по любому направлению, которое требует информации для  принятия решений.

Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, а также хранение информации о  явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранных  материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогнозирование. Таким образом, целью маркетингового исследования является создание информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и тем самым снижение уровня неопределённости, связанной с ними.

Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Поэтому маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и при его проведении необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов
  • Системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчинённости
  • Комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии
  • Достоверность, т.е. получение адекватных данных за счёт обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования
  • Объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определённую схему и соблюдать осторожность в их интерпретации
  • Эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами

В маркетинговом  исследовании лучших результатов добивается тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования.

В теории маркетингового исследования существуют две школы: сторонники формализации исследования и его результатов (используют количественные оценки, применяют статистические и  эконометрические модели) и сторонники неформального анализа (используют качественные оценки). У каждого  из этих направлений есть свои достоинства  и свои недостатки. Так, формализация даёт точные и достоверные оценки, обеспечивает учёт множества факторов, позволяет прогнозировать развитие на перспективу, но предполагает достаточно трудоёмкий исследовательский процесс, требующий определённых знаний, использования ПЭВМ и специальных прикладных программ, нуждается в сборе статистической информации. Неформальный подход оперативен, нередко даёт вполне надёжные оценки, не нуждается в использовании математического аппарата, однако не обладает высокой степенью точности, не всегда объективен, требует большого опыта и квалификации работников. Но, на мой взгляд, наиболее оптимальным является сочетание этих двух направлений в зависимости от целей и конкретной обстановки.

Для конкретных маркетинговых исследований характерно соединение высокой степени формализации исследовательского процесса (использования математического аппарата, методов статистического моделирования) с неформализованной, описательной характеристикой изучаемых явлений и процессов, качественными оценками.

Перечень  задач маркетингового исследования трудно составить, потому что меняющаяся ситуация, влияние разного набора факторов, различный потенциал предприятий, человеческий фактор и т.д. приводят к большому разнообразию конкретных исследовательских задач, выдвигаемых  перед маркетинговой службой  предприятия. Можно выделить лишь основные направления исследований. Поэтому  перед маркетинговым исследованием  стоит целый ряд задач:

Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров