Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
Определение организационно - экономической характеристики предприятия
Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
Проведение наблюдения за покупателями
Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..
Цены предприятия формируются затратным методом путём суммирования себестоимости, налогов, не входящих в себестоимость, и прибыли.
Цена на реализацию продукции за пределы территории РБ формируется по результатам биржевых торгов на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». С сентября 2007 года в дополнение к ранее оговоренным сухому обезжиренному молоку и казеину техническому, введена обязательная продажа масла «Крестьянского» и сыров сычужных твердых через биржу.
Конкурентная
напряженность как на внутреннем,
так и на внешнем рынке оценивается
специалистами предприятия как
высокая. Для рынка Республики Беларусь
характерно превышение объемов предложения
над величиной реального
Конкуренцию предприятию составляет как производители аналогичной продукции, так и посреднические организации, реализующие продукты отечественного и зарубежного производства.
Конкурентная напряженность рынка постоянно повышается за счет влияния следующих факторов:
Таким образом, если до недавнего времени предприятие можно было назвать единственным поставщиком молочной продукции на рынок Мстиславского района, то теперь в торговых точках г. Мстиславля и Мстиславского района представлена продукция и других производителей товаров аналогичного ассортимента.
Анализ ситуации на рынке, производимой сотрудниками сектора сбыта и маркетинга, позволяет прогнозировать дальнейшее обострение конкурентной борьбы.
Основными барьерами для входа на рынок новых конкурентов являются: высокое насыщение целевого рынка, не позволяющее новым конкурентам получить значимую долю и высокая конкурентная напряженность.
К числу основных конкурентов предприятия на внутреннем рынке относятся следующие:
Основными конкурентами предприятия на внешнем рынке являются следующие:
Предприятие постоянно с периодичностью два раза в год проводит анализ деятельности основных конкурентов по таким направлениям, как ассортиментная, ценовая и коммуникационная политика, слабые и сильные стороны.
На деятельность предприятия оказывают влияние следующие факторы:
Результаты проведённого анализа деятельности конкурентов представим в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» и его конкурентов
Предприятие |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
ОАО «Мстиславский ма слодельно- сыродельный завод» |
1.цены ниже 2.качество продукции 3.расширение ассортимента 4.ввод нового оборудования |
1.небольшая доля рынка 2.ограниченные мощности 3.недостаточная реклама 4.небольшие сроки реализации |
ОАО «Бабушкина крынка» |
1.мобильность производства 2.современное оборудование 3.широкий ассортиментный ряд 4.магазины фирменной торговли |
1.рост цен 2.несвоевременная поставка |
ОАО «Савушкин продукт» |
1.высокое качество продукции 2.наличие товаропроводящей 3.использование оригинальных 4.рекламная политика |
1.рост цен 2.ориентиры на экспорт 3.невыполнение заявок в |
В таблице 7 представлена информация по основным показателям внешнеэкономической деятельности предприятия в 2008-2010 годах.
Таблица 7 - Основные показатели внешнеэкономической деятельности предприятия в 2008-2010 годах
Показатели, тыс. дол. США |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объемы экспорта |
17551,3 |
9638,6 |
16191,0 |
Объемы импорта |
93,2 |
- |
169,0 |
Сальдо |
+17458,1 |
+9638,6 |
+16022,0 |
Данные таблицы показывают, что в 2010 году рост объема экспорта наблюдается в связи с отменой временного ограничения ввоза продукции в РФ.
Основные
показатели производственно –
Таблица 8 – Основные показатели производственно-хозяйственной
деятельности организации
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Годы |
Темпы роста | |
2009 |
2010 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Использование производственных мощностей по видам продукции |
||||
1.1 |
масло |
% |
75 |
60 |
80 |
1.2 |
сыр |
% |
58,2 |
100 |
171,8 |
1.3 |
ЦМП |
% |
78,1 |
55 |
70,4 |
1.4 |
казеин |
% |
100 |
47 |
47 |
1.5 |
СОМ |
% |
78,7 |
100 |
127,1 |
2 |
Среднесписочная численность работающих |
чел. |
267 |
269 |
100,7 |
3 |
Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам) |
||||
3.1 |
масло |
т |
2472 |
2075 |
83,9 |
3.2 |
сыр |
т |
916 |
1410 |
153,9 |
3.3 |
ЦМП |
т |
1757 |
1987 |
113,1 |
3.4 |
СОМ |
т |
1953 |
1999 |
102,4 |
3.5 |
Сухая сыворотка |
т |
13 |
0 |
0 |
3.6 |
казеин |
т |
538 |
247 |
45,9 |
3.7 |
ЗЦМ |
т |
62 |
537 |
866,1 |
4 |
Годовой объем производства товарной
продукции в стоимостном |
млн. руб. |
45070,0 |
76956,0 |
170,7 |
5 |
Затраты на производство |
млн. руб. |
49903 |
65573 |
131,4 |
6 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
руб./руб. |
1,1072 |
0,8521 |
77,0 |
7 |
Выручка от реализации продукции – всего |
млн. руб. |
48974 |
78977 |
161,3 |
8 |
Удельный вес реализованной |
100% |
|||
внутренний рынок |
% |
45,4 |
38,6 |
85,0 | |
внешний рынок |
% |
54,6 |
61,4 |
112,4 | |
в том числе |
% |
||||
Россия, дальнее зарубежье |
% |
14,1 |
35,5 |
251,8 | |
9 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
-4606,0 |
13100 |
Продолжение таблицы 8
10 |
Прибыль отчетного года |
млн. руб. |
-5973 |
11914 |
|
11 |
Рентабельность реализованной |
% |
-8,8 |
20,8 |
Из таблицы 8 видно, что в 2009 году производственные мощности использовались на 100 % при производстве казеина, а в 2010 – при производстве сыра и СОМ. В 2009 и 2010 годах по планируемому объему производства основных видов продукции: сыр, масло, казеин, СОМ производственные мощности предприятия соответствуют данному объему. Среднесписочная численность работников в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2 человека и составила 269 человек. Темп роста составил 100,7%. Это свидетельствует о незначительных изменениях в количестве работающих. Если сравнивать годовые объёмы производства продукции по основным номенклатурным группам в натуральном выражении 2010 года с 2009, то здесь наблюдается следующая ситуация: объёмы производства масла и казеина снизились (темп прироста соответственно 83,9% и 43,9%). А по сыру, ЦМП, СОМ, ЗЦМ, наоборот, наблюдается увеличение объёмов производства. Темпы роста соответственно 153,9%, 113,1%, 102,4% и 866,1%. Также необходимо отметить, что выпуск сухой сыворотки в 2010 году отсутствует, в то время как в 2009 году он составил 13 тонн.
Годовой объём
производства в денежном выражении
в действующих ценах увеличился
в 2010 году, и темп роста составил
170,7%. На ряду с увеличением объёмов
выпуска продукции увеличились
и затраты на производство с 49903 млн.р.
до 65573 млн.р. Однако затраты на 1 рубль
товарной продукции снизились в
2010 году и составили 0,8521 руб./руб. по
сравнению с 2009 годом – 1,1072 руб./руб.
Это свидетельствует о снижении
себестоимости единицы
Рентабельность
продукции в 2009 году отрицательная,
в 2010 году составила 20,8%. Таким образом,
проанализировав основные показатели
производственно-хозяйственной
1 раз в
полгода и затем в общем
за год на предприятии
С состав себестоимости продукции включаются расходы на рекламу продукции. В таблице 9 представлены затраты на рекламу предприятием в 2009 и 2010 годах. Эти данные отражены в отчёте формы 4-ф (затраты), представленном в Приложении Л. В составе полной себестоимости они занимают очень маленькую долю. Это свидетельствует не об эффективной рекламе, а о практическом её отсутствии.
Таблица 9 – Затраты на маркетинг и выручка
год |
выручка от реализации |
затраты на рекламу |
2009 |
-4606 |
2 |
2010 |
13100 |
3 |
Для изучения
изменения выручки от затрат на рекламу
используется регрессионный анализ,
который своей целью имеет
определение уравнения
Рисунок 5 – Корреляционное поле зависимости
Также на рисунке 5 представлена линия тренда, отражающая зависимость между затратами и выручкой. Видно, что данная линия прямая, следовательно, зависимость можно описать линейной регрессионной моделью. Для этого необходимо использовать уравнение (3):
где у – зависимая переменная,
х – независимая переменная,
а – постоянная регрессии,
b – коэффициент регрессии.
В качестве зависимой переменной в данном случае является выручка от реализации, а в качестве независимой переменной – затраты на рекламу.
Для составления уравнения регрессии расчёт данных сведём в таблицу 10.
Таблица 10 – Расчёт основных значений
годы |
xi |
хi2 |
yi |
уi2 |
xi×yi |
1 |
2 |
4 |
-4606 |
21215236 |
-9212 |
2 |
3 |
9 |
13100 |
171610000 |
39300 |
∑ |
5 |
13 |
8494 |
192825236 |
30088 |
Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров