Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
 Определение организационно - экономической характеристики предприятия
 Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
 Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
 Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
 Проведение наблюдения за покупателями

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 181.99 Кб (Скачать файл)

Цены предприятия  формируются затратным методом  путём суммирования себестоимости, налогов, не входящих в себестоимость, и прибыли.

Цена на реализацию продукции за пределы территории РБ формируется по результатам биржевых торгов на ОАО «Белорусская универсальная  товарная биржа». С сентября 2007 года в дополнение к ранее оговоренным  сухому обезжиренному молоку и казеину  техническому, введена обязательная продажа масла «Крестьянского»  и сыров сычужных твердых через  биржу.

Конкурентная  напряженность как на внутреннем, так и на внешнем рынке оценивается  специалистами предприятия как  высокая. Для рынка Республики Беларусь характерно превышение объемов предложения  над величиной реального спроса.

Конкуренцию предприятию составляет как производители  аналогичной продукции, так и  посреднические организации, реализующие  продукты  отечественного и зарубежного  производства.

Конкурентная  напряженность рынка постоянно  повышается за счет влияния следующих  факторов:

  • Появление новых производителей;
  • Расширение ассортимента предприятий;
  • Активизация деятельности производителей, в первую очередь благодаря закупке нового оборудования, что значительно повысило качество не только привычного для предприятия ассортимента, но и новой продукции;
  • Увеличение объемов предложения со стороны посреднических организаций.

Таким образом, если до недавнего времени предприятие  можно было назвать единственным поставщиком молочной продукции  на рынок Мстиславского района, то теперь в торговых точках г. Мстиславля и Мстиславского района представлена продукция и других производителей товаров аналогичного ассортимента.

Анализ ситуации на рынке, производимой сотрудниками сектора  сбыта и  маркетинга, позволяет  прогнозировать дальнейшее обострение конкурентной борьбы.

Основными барьерами  для входа на рынок новых конкурентов являются: высокое насыщение целевого рынка, не позволяющее новым конкурентам получить значимую долю и высокая конкурентная напряженность.

К числу основных конкурентов предприятия на внутреннем рынке относятся следующие:

  • ОАО «Бабушкина крынка» (г. Могилев)
  • ОАО «Савушкин продукт» (г. Брест)
  • ОАО «Беллакт» (г. Волковыск)

Основными конкурентами предприятия на внешнем рынке являются следующие:

  • ОАО «Бабушкина крынка» (г. Могилев)
  • ОАО «Быховмолоко» (г. Быхов)
  • ОАО «Осиповичский молочный комбинат» (г. Осиповичи)

Предприятие постоянно с периодичностью два  раза в год проводит анализ деятельности основных конкурентов по таким направлениям, как ассортиментная, ценовая и  коммуникационная политика, слабые и  сильные стороны.

На деятельность предприятия оказывают влияние  следующие факторы:

  • Сезонность - зависимость количества поступающего сырья и его переработки от времени года;
  • Социальные  - доходы населения;
  • Правительственные решения - доведение прогнозных показателей и др. решений и постановлений;
  • Экономические - налоговое законодательство, законодательство во внешнеэкономической деятельности.

Результаты проведённого анализа  деятельности конкурентов представим в таблице 6.

 

  Таблица 6 – Анализ ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» и его конкурентов

 

Предприятие

Сильные стороны

Слабые стороны

ОАО «Мстиславский ма слодельно- сыродельный  завод»

1.цены ниже

2.качество продукции улучшается

3.расширение ассортимента

4.ввод нового оборудования

1.небольшая доля рынка

2.ограниченные мощности оборудования

3.недостаточная реклама

4.небольшие сроки реализации

ОАО «Бабушкина крынка»

1.мобильность производства

2.современное оборудование

3.широкий ассортиментный ряд

4.магазины фирменной торговли

1.рост цен

2.несвоевременная поставка

ОАО «Савушкин продукт»

1.высокое качество продукции

2.наличие товаропроводящей сети

3.использование оригинальных рецептур

4.рекламная политика

1.рост цен

2.ориентиры на экспорт

3.невыполнение заявок в полном  объеме


 

В таблице 7 представлена информация по основным показателям внешнеэкономической деятельности предприятия в 2008-2010 годах.

 

Таблица 7 - Основные показатели внешнеэкономической деятельности предприятия в 2008-2010 годах

 

Показатели,

тыс. дол. США

2008 год

2009 год

2010 год

Объемы экспорта

17551,3

9638,6

16191,0

Объемы импорта

93,2

-

169,0

Сальдо

+17458,1

+9638,6

+16022,0


 

Данные таблицы  показывают, что в 2010 году рост объема экспорта наблюдается в связи  с отменой временного ограничения ввоза продукции в РФ.

Основные  показатели производственно – хозяйственной  деятельности ОАО «Мстиславский  маслодельно-сыродельный завод» представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Основные показатели производственно-хозяйственной

деятельности организации

 

Наименование показателя

Единицы измерения

Годы

Темпы роста

2009

2010

1

2

3

4

5

6

1

Использование производственных мощностей по видам продукции

       

1.1

масло

%

75

60

80

1.2

сыр

%

58,2

100

171,8

1.3

ЦМП

%

78,1

55

70,4

1.4

казеин

%

100

47

47

1.5

СОМ

%

78,7

100

127,1

2

Среднесписочная численность работающих

чел.

267

269

100,7

3

Годовой объем производства в натуральном  выражении (по основным номенклатурным группам)

       

3.1

масло

т

2472

2075

83,9

3.2

сыр

т

916

1410

153,9

3.3

ЦМП

т

1757

1987

113,1

3.4

СОМ

т

1953

1999

102,4

3.5

Сухая сыворотка

т

13

0

0

3.6

казеин

т

538

247

45,9

3.7

ЗЦМ

т

62

537

866,1

4

Годовой объем производства товарной продукции в стоимостном выражении (в действующих ценах)

млн. руб.

45070,0

76956,0

170,7

5

Затраты на производство

млн. руб.

49903

65573

131,4

6

Затраты на 1 рубль товарной продукции

руб./руб.

1,1072

0,8521

77,0

7

Выручка от реализации продукции –  всего

млн. руб.

48974

78977

161,3

8

Удельный вес реализованной продукции  по рынкам сбыта:

100%

     
 

внутренний рынок

%

45,4

38,6

85,0

 

внешний рынок

%

54,6

61,4

112,4

 

в том числе 

%

     
 

Россия, дальнее зарубежье

%

14,1

35,5

251,8

9

Прибыль от реализации продукции

млн. руб.

-4606,0

13100

 

Продолжение таблицы 8

 

10

Прибыль отчетного года

млн. руб.

-5973

11914

 

11

Рентабельность реализованной продукции

%

-8,8

20,8

 

 

Из таблицы 8 видно, что в 2009 году производственные мощности использовались на 100 % при производстве казеина, а в 2010 – при производстве сыра и СОМ. В 2009 и 2010 годах по планируемому объему производства основных видов продукции:  сыр, масло, казеин, СОМ производственные мощности предприятия соответствуют данному объему. Среднесписочная численность работников в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2 человека и составила 269 человек. Темп роста составил 100,7%. Это свидетельствует о незначительных изменениях в количестве работающих. Если сравнивать годовые объёмы производства продукции по основным номенклатурным группам в натуральном выражении 2010 года с 2009, то здесь наблюдается следующая ситуация: объёмы производства масла и казеина снизились (темп прироста соответственно 83,9% и 43,9%). А по сыру, ЦМП, СОМ, ЗЦМ, наоборот, наблюдается увеличение объёмов производства. Темпы роста соответственно 153,9%, 113,1%, 102,4% и 866,1%. Также необходимо отметить, что выпуск сухой сыворотки в 2010 году отсутствует, в то время как в 2009 году он составил 13 тонн.

Годовой объём  производства в денежном выражении  в действующих ценах увеличился в 2010 году, и темп роста составил 170,7%. На ряду с увеличением объёмов  выпуска продукции увеличились  и затраты на производство с 49903 млн.р. до 65573 млн.р. Однако затраты на 1 рубль  товарной продукции снизились в 2010 году и составили 0,8521 руб./руб. по сравнению с 2009 годом – 1,1072 руб./руб. Это свидетельствует о снижении себестоимости единицы продукции. Выручка от реализации продукции  в 2010 году увеличилась по сравнению  с 2009 годом и составила 78977 млн.руб.  В 2010 году удельный вес реализованной  продукции на внутреннем  рынке  снизился с 45,4% до 38,6%, а на внешнем  – увеличился с 54,6% до61,4%. В 2009 году наблюдается  убыток, а в 2010 году уже прибыль  от реализации продукции составила 13100млн.руб.  Также в 2009 году был  убыток отчётного периода, а в 2010 – прибыль 11914 млн. руб.

Рентабельность  продукции в 2009 году отрицательная, в 2010 году составила 20,8%. Таким образом, проанализировав основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009 и 2010 год, можно  сказать, что предприятие значительно  эффективнее хозяйствовало на рынке  в 2010 году по сравнению с 2009.

1 раз в  полгода и затем в общем  за год на предприятии определяется  эффективность реализации продукции,  рассчитываются такие показатели, как прибыль, рентабельность, затраты  на 1 рубль товарной продукции  и др. Эффективность реализации молочной продукции, выпускаемой на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» представлена за 2009 год в Приложении И, на январь – июнь 2010 года – в Приложении К.

С состав себестоимости  продукции включаются расходы на рекламу продукции. В таблице 9 представлены затраты на рекламу предприятием в 2009 и 2010 годах. Эти данные отражены в отчёте формы 4-ф (затраты), представленном в Приложении Л. В составе полной себестоимости они занимают очень маленькую долю. Это свидетельствует не об эффективной рекламе, а о практическом её отсутствии.

 

Таблица 9 –  Затраты на маркетинг и выручка

 

год

выручка от реализации

затраты на рекламу

2009

-4606

2

2010

13100

3


 

Для изучения изменения выручки от затрат на рекламу  используется регрессионный анализ, который своей целью имеет  определение уравнения регрессии, в том числе установление формы  корреляционной связи. Для этого  на основании таблицы 9 строим корреляционное поле, представленное на рисунке 5.

 

 

Рисунок 5 – Корреляционное поле зависимости

 

Также на рисунке 5 представлена линия тренда, отражающая зависимость между затратами  и выручкой. Видно, что данная линия  прямая, следовательно, зависимость  можно описать линейной регрессионной  моделью. Для этого необходимо использовать уравнение (3):

                                   

                                       у=а+b×х ,                                                                       (3)

 

где у – зависимая переменная,

     х – независимая переменная,

      а – постоянная регрессии,

     b – коэффициент регрессии.

 

В качестве зависимой  переменной в данном случае является выручка от реализации, а в качестве независимой переменной – затраты  на рекламу.

Для составления  уравнения регрессии расчёт данных сведём в таблицу 10.

 

Таблица 10 –  Расчёт основных значений

 

годы

xi

хi2

yi

уi2

xi×yi

1

2

4

-4606

21215236

-9212

2

3

9

13100

171610000

39300

5

13

8494

192825236

30088

Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров