Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
Определение организационно - экономической характеристики предприятия
Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
Проведение наблюдения за покупателями
Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..
На рисунке 9 подробно представим, на сколько баллов удовлетворяют цены на каждый вид ЦМП покупателей.
Рисунок 9 – Цены на ЦМП
Таким образом, большинство покупателей цены на все виды ЦМП удовлетворяют.
На вопрос
о том, может ли данная продукция
наравне конкурировать с
Также респонденты высказывали своё мнение по поводу того, достаточно ли для них информации, содержащейся на упаковках продукции. В итоге 73,3% респондентов ответили, что достаточно, а 26,7% - не достаточно. Таким образом, предприятию необходимо пересмотреть все данные, содержащиеся на упаковке и при необходимости внести новую информацию.
На вопрос,
удовлетворяют ли сроки годности
данной продукции, респонденты ответили
следующим образом: 33,3% - полностью
удовлетворяют, 37,8% - скорее удовлетворяют,
чем не удовлетворяют, 28,9% - скорее не
удовлетворяют, чем удовлетворяют,
0% - не удовлетворяют. Поэтому как
уже отмечалось выше, возможно предприятию
следует наладить выпуск продукции
с удлинёнными сроками
Также респондентам предлагалось ответить на вопрос, влияет ли реклама на их выбор ЦМП в магазине. Результаты представим на рисунке 10.
Большинство респондентов о рекламе данной продукции не слышали. Выше уже рассмотрен вопрос относительно рекламы на данном предприятии. 16% респондентов считают, что реклама на их выбор не влияет, а 18% считают, что только иногда влияет. И лишь на выбор 7% респондентов реклама влияет. В таких условиях с огромной долей допущений можно предположить, что действия предприятия по ограничению рекламы или её отсутствию в регионе являются правильными.
Рисунок 10 – Влияние рекламы
Также определить
спрос на продукцию можно по количеству
денежных средств, которые респонденты
тратят на покупку ЦМП. На основании
данных опроса можно утверждать, что
покупатели тратят в месяц в основном
от 15 тысяч до 350 тысяч рублей. Эти
расходы зависят от частоты покупок,
количества приобретаемого товара. По
данным опроса респонденты, имеющие
семью, тратят значительно больше, чем
не женатые (не замужние). Также респонденты
старшего возраста тратят на продукцию
больше, чем молодежь и люди среднего
возраста. Ещё следует отметить,
что респонденты, проживающие в
городской местности, тратят больше,
чем респонденты, проживающие в
сельской местности. Следовательно, спрос
на данную продукцию в городе значительно
выше, чем на селе. Возможно, это связано
с тем, что население в сельской
местности имеет большие
Для предприятия важно, будут ли покупать его продукцию, если цены будут выше, чем у конкурентов. На основании изменения объёмов продаж можно определить то количество покупателей, которые покупают продукцию ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод», не смотря на повышение цен (значит, продукция по всем характеристикам удовлетворяет покупателя). В результате ответа на вопрос о том, будут ли респонденты покупать данную продукцию, если цены на неё будут выше, чем у конкурентов, были получены следующие результаты: 17,8% респондентов ответили, что будут покупать даже при больших ценах, чем у конкурентов, 35,6% - не будут, 46,6% - не знают. Данную ситуацию представим на рисунке 11.
Рисунок 11 – Выбор респондентов
Таким образом, только 35,6% респондентов совершенно уверены, что не будут покупать эту продукцию при повышенных ценах. А остальные либо будут, либо пока не знают. Следовательно, предприятию необходимо и дальше работать, чтобы убедить покупателей в качественности своей продукции.
Прежде чем
начать выпуск новой продукции, необходимо
определить будет ли спрос на эту
продукцию. На ОАО «Мстиславский
маслодельно-сыродельный завод» не
выпускают продукцию для
На основании проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы. 90% респондентов покупают продукцию, производимую ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Следовательно, есть ещё 10% респондентов, которые не покупают данную продукцию по своим определённым причинам. Поэтому предприятию необходимо и дальше усиленно работать над качеством, себестоимостью и рекламой своей продукции, чтобы заинтересовать новых и не потерять постоянных покупателей. Качество, цена и упаковка покупателей скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет. Ассортимент покупателей удовлетворяет в меньшей степени, поэтому необходимо предприятию работать над расширением ассортимента. Также некоторых респондентов не устраивают короткие сроки годности. Предприятию можно выпустить пробную партию продукции с удлинёнными сроками годности.
Большинство респондентов о рекламе данной продукции даже и не слышали. Как известно, реклама во многом влияет на спрос на продукцию. Возможно, предприятию необходимо больше внимания уделять продвижению продукции, её рекламе.
Наряду с опросом ещё одним способом получения информации для решения сформулированных проблем является наблюдение. Для его проведения используются карты наблюдения.
Для изучения
спроса на продукцию, производимую ОАО
«Мстиславский маслодельно-
Таким образом, можно отметить, что данная продукция пользуется спросом.
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности
Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что конкуренция между производителями будет обостряться, и, чтобы не потерять своего потребителя, для ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» важно повышать качество своей продукции и снижать ее себестоимость, что сейчас возможно только при масштабном техническом перевооружении предприятия. Поэтому необходимо внедрять новое, более производительное и менее энергоёмкое оборудование, обновлять транспортное хозяйство.
Однако все эти мероприятия невозможны, если предприятие работает себе в убыток. При анализе работы предприятия за последние несколько лет можно сказать, что его развитие является нестабильным. Получен убыток от реализации в 2006 г. - 276 млн.руб., в 2007 г. получена прибыль – 4503 млн.руб., в 2008 году получен убыток от реализации 4408 млн.руб., в 2009 г. – убыток от реализации 4606 млн. руб., в 2010 г. - прибыль от реализации 13100 млн.руб. Следовательно, на предприятии необходимы изменения, касающиеся снижения себестоимости, повышения качества продукции и развития системы маркетинга.
В ходе анкетирования
выяснилось, что на предприятии практически
отсутствует реклама. Для жителей
Мстиславского и Климовичского
районов, которые хорошо знают продукцию
ОАО «Мстиславский маслодельно-
Также для увеличения спроса на продукцию предприятия следует использовать хорошее географическое положение г. Мстиславля, ведь рядом находится крупная страна – Россия. Предприятие экспортирует свою продукцию в РФ, но с каждым годом можно завоёвывать там новых покупателей, сохраняя прежних. Одним из способов заинтересовать гостей г. Мстиславля молочной продукцией является установление бигбордов с изображением продукции ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» при въезде в город. Таким образом, гости города, в том числе и российские гости, количество которых в последнее время возросло в десятки раз, будут обращать внимание на продукцию и обязательно некоторые из гостей купят её. Стоимость размещения одного бигборда в г. Мстиславле составит примерно 850 тыс. руб. на месяц, следовательно, на год – 10 200 тыс. руб. Данный вид рекламы дорогой, поэтому предварительно необходимо изучить, окупятся ли данные расходы.
Также в ходе
анкетирования выяснилось, что покупателей
не совсем устраивают сроки годности
продукции. Ежегодно технологи и
работники предприятия
Для повышения спроса на продукцию необходимо повсеместно проводить ярмарки. В основном они проводится в г. Мстиславле несколько раз в год. Следует свою продукцию представлять и в других регионах, проводя подобные ярмарки.
Ещё одним
фактором, ограничивающим спрос покупателей,
является отсутствие какой-либо информации
об ассортименте продукции, её внешнем
виде, ценах на неё на сайте предприятия.
У потенциальных покупателей
нет возможности узнать что-либо
о продукции ОАО «Мстиславский
маслодельно-сыродельный завод»
Также ОАО
«Мстиславский маслодельно-
Для привлечения покупателей можно использовать размещение информационных и рекламных материалов о предприятии и производимой им продукции в средствах массовой информации Республики Беларусь, а также в печатных изданиях справочно-информационного характера Республики Беларусь и Российской Федерации.
Основной упор в программе маркетинга необходимо делать на формирование имиджа завода, как предприятия, выпускающего разнообразную продукцию высокого качества. Продукция завода должна позиционироваться на рынке как высококачественная и недорогая, что повысит ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Одной из стратегий развития предприятия должно быть дальнейшее продвижение торгового знака «Тупичевский продукт» на рынках области и за ее пределами. Для этого необходимо, чтобы этот торговый знак был на слуху у покупателей. Необходимо организовать рекламу продукции в магазинах на телевизионных экранах с краткой характеристикой ассортимента, технологий производства. Для продвижения торгового знака «Тупичевский продукт» можно использовать слайд-ролик, представленный в Приложении П. Стоимость размещения данного ролика на экранах в магазинах определяется из расчёта, за 1 секунду 290 рублей на месяц. Длительность ролика 128 секунд. Следовательно, затраты на рекламу продукции «Тупичевский продукт» на 2011 год составят 454,4 тыс.руб. Также для рекламы продукции необходимо разместить плакаты продукции в местах торговли. В магазинах города, а также в СМИ можно разместить пресс-релиз, представленный в Приложении Р. Стоимость размещения 1 пресс-релиза в магазине равна 20 тыс. руб. Суммарное количество таких объявлений в различных торговых точках составит 100 штук. Следовательно, затраты на данный вид рекламы будут равны 2000 тыс. руб. Стоимость размещения пресс-релиза в СМИ составляет 120 тыс. руб. на месяц, следовательно, на год – 1440 тыс.руб.
Для реализации данных мероприятий в 2011 году необходимо 3,894 млн. руб. Также предприятие будет использовать и другие виды рекламы, которые использовались в предыдущие годы. Таким образом, затраты на рекламу в 2011 составят 6,894 млн. руб. Подставив данное значение в уравнение регрессии (6), получаем, что выручка предприятия может достигнуть 82047 млн.руб. Прирост выручки в 2011 году по сравнению с 2010 годом составит 68947 млн.руб. Однако, на эти результаты оказывают влияние множество факторов. Например, если себестоимость продукции в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом, то выручка снизится. Также влияет изменение цен на рекламу в течение года, потребность населения в данной продукции, её качество, цена. Если качество продукции ухудшится, то спрос на неё упадёт, следовательно, сократятся объёмы продаж и выручка от них. Поэтому можно считать, что данные результаты анализа весьма условны.
При сбыте выпускаемой продукции следует завязывать долгосрочные связи с покупателями, постоянно необходимо искать новые рынки сбыта, чтобы, используя производственные мощности на 100%, продукция не залёживалась на складах.
Необходимо
устраивать в магазинах дегустации
новых видов продукции. Причём учитывая
небольшую численность
Для привлечения новых покупателей на предприятии следует организовать экскурсии для гостей города. Это необходимо для того, чтобы люди видели, как производится продукция, из какого сырья она производится, в каких условиях хранится, тем самым люди станут больше доверять данной продукции. Таким образом, можно войти в доверие потребителей. Они не будут бояться покупать данную продукцию, поскольку видели, как она производится. Всё это касается только тех покупателей, которых удовлетворят условия производства.
Для развития и повышения имиджа предприятия необходимо участие в спонсорских программах, хотя бы на местном уровне.
Для популяризации торгового знака «Тупичевский продукт» необходимо поместить его логотип на все автомобили завода, также нанести на них изображения выпускаемой продукции, их названия. Все надписи необходимо нанести большими буквами. Таким образом, транспорт предприятия будет более заметным среди остального транспорта, и большее будет привлекать к себе внимание. Следовательно, всё больше и больше людей будет узнавать о существовании продукции, выпускаемой на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»
Таким образом, в маркетинговой деятельности предприятия много различных направлений. С каждым годом необходимо совершенствовать её всё больше и больше. Ведь прибыль предприятия во многом зависит и от успешности проведения маркетинга.
Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров