Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
Определение организационно - экономической характеристики предприятия
Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
Проведение наблюдения за покупателями
Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.
Численность конкурирующих фирм и их сравнительная мощь в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. Интенсивность конкуренции считается наибольшей в случаях, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем не обязательно, чтобы фирмы были особенно крупными. Так, для крупной компании, обладающей мощными ресурсами и имеющей многочисленные преимущества, конкуренцию представляют только фирмы, близкие по размеру с аналогичными возможностями.
Быстрое, но непродолжительное по времени расширение спроса на товарном рынке может ослабить конкуренцию, а его сокращение - наоборот, усилить ее. Высокие издержки переключения с одного товарного рынка на другой - фактор, способствующий снижению уровня конкуренции. Барьеры ухода с рынка или проникновения на него действуют в противоположном направлении: повышение барьеров способствует снижению конкуренции, и наоборот. Существует прямая зависимость между общим уровнем конкуренции на мировом рынке в целом и на данном товарном рынке.
При проведении
исследований маркетологи ориентируются
на необходимость получения
Анализируя конкурента, следует оценить его текущие задачи, стратегии, основные достоинства и недостатки и спрогнозировать его возможные действия в будущем. Наиболее уязвимые места конкурента, а также возможные причины, препятствующие его развитию и снижающие его способность реагировать на изменение, также необходимо принять во внимание.
Проведенный анализ должен объяснить, каким образом конкуренту удалось добиться как положительных, так и отрицательных результатов в своей работе. Контроль за деятельностью конкурентов - важная составляющая комплексного исследования товарного рынка. Точное знание сильных и слабых сторон конкурента дает возможность лучше обосновать стратегические направления развития своей фирмы и укрепить ее позиции на рынке.
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод».
2.1Организационно-
ОАО «Мстиславский
маслодельно-сыродельный завод» расположен
в северо-восточной части
Открытое
акционерное общество «Мстиславский
маслодельно-сыродельный завод» создано
приказом Могилевского областного комитета
по управлению государственным имуществом
и приватизации от 31 августа 1995 года
№ 151 путем преобразования государственного
предприятия «Мстиславский
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Основными рынками
сбыта молочной продукции, вырабатываемой
на ОАО «Мстиславский маслодельно-
Ассортимент продукции, выпускаемой на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» включает в себя около 30 наименований продукции по основным ассортиментным группам: масло животное; сыры твердые жирные; цельномолочная продукция; нежирная молочная продукция; сыры плавленые; сыры нежирные; казеин; сухое молоко. Более подробно ассортимент и объёмы выпуска рассмотрим далее.
Значительная доля реализуемого предприятием сыра жирного, масла крестьянского и сухого обезжиренного молока экспортировалась в Российскую федерацию. Казеин технический реализуется в страны дальнего зарубежья. Отличительной особенностью производства казеина является то, что он производится только в летнее время. Зимой выпуск казеина прекращается.
В качестве базовой
стратегии ОАО «Мстиславский
маслодельно-сыродельный завод»
Программа производства и реализации продукции базируется на величине реального платежеспособного спроса, обеспеченности сырьем с учетом сезонных колебаний, уровня цен, а также технологических возможностях оборудования произвести требуемый объем продукции в заданные сроки.
Сырьевая
зона ОАО «Мстиславский маслодельно-
Поступление молока за 2010 год на завод уменьшилось на 5,1%. В то же время качество поступающего молока за 2010г значительно улучшилось по сравнению с 2009г. При анализе поступления молока в 2010 году выявлено 57 случаев возврата молока. Количество возвратов по сравнению с 2009г снизилось на 120 случаев.
Основой стабильной работы предприятия является своевременное и в полном объеме обеспечение требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами. Перечень основных поставщиков вспомогательных материалов приведен в Приложении В.
На поставку сырья и материалов заключаются договора. Пример договора на поставку сырья представлен в Приложении Г, на поставку вспомогательных материалов – в Приложении Д.
Штат работников
данного предприятия включает аппарат
управления, специалистов и руководителя
подразделений административно-
При анализе
финансового результата предшествующего
периода следует, что развитие ОАО
«Мстиславский маслодельно-
За 2009 год прогнозные параметры роста не выполнены. Темп роста объемов продукции в сопоставимых ценах составил 107,5%, объем производства потребительских товаров составил 81,4% к уровню 2008 года, по внешнеторговому обороту – темп роста 55,2%, , по экспорту темп роста –54,9%.
За 2010 год прогнозные параметры роста выполнены. Темп роста объемов продукции в сопоставимых ценах составил 100,7%, объем производства потребительских товаров составил 104,1% к уровню 2009 года, по внешнеторговому обороту – темп роста 166,2%, , по экспорту темп роста –166,0%.
В настоящее время головной завод ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» перерабатывает до 84,2 тонн молока в сутки.
Суточная мощность цеха СОМ и масла «Климовичский» по переработке молока составляет 85,5 тонн молока в сутки.
В настоящее
время отечественный рынок
Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений. По мере изменения потребностей покупателей возрастает спрос на продукты с дополнительными позитивными характеристиками. Производители уже сейчас стараются переключиться на выпуск продукции, приносящей более высокую прибыль. Реальный способ выдержать конкуренцию - сконцентрироваться на выпуске продукции с высоким уровнем рентабельности.
На конъюнктуру рынка молочной продукции влияют следующие факторы:
- общий уровень
технологии производства
- уровень развития розничной торговли;
- географические размеры рынков;
- сезонность поставок сырья, а значит и производства;
- уровень жизни населения;
- потребительские привычки;
- установленный
уровень закупочных цен на
закупаемое молоко и
- демографический фактор;
- административные барьеры;
- государственные программы;
- государственное налоговое и таможенное регулирование.
Продукция предприятия реализуется как на внутреннем (Республика Беларусь), так и на внешних рынках (страны СНГ и Дальнего Зарубежья). В таблице 4 представлена структура сбыта предприятия в 2009-2010 годах.
Таблица 4 - Структура сбыта предприятия в 2009-2010 годах (по объемам реализации в денежном выражении)
Рынок сбыта |
2009 год, % |
2010 год, % |
Внутренний рынок |
45,4 |
38,6 |
Внешний рынок |
54,6 |
61,4 |
Итого |
100 |
100 |
Анализ данных
таблицы показывает, что более 1/2
выпускаемой продукции
Более подробно реализация видов молочной продукции в 2009-2010 годах по рынкам сбыта представлена в Приложении Ж.
К экспортируемой
продукции относятся твердые
сыры, казеин технический, сухое обезжиренное
молоко, творог обезжиренный и масло
крестьянское, которое в Республике
Беларусь производится по более высоким
стандартам, чем в других странах
СНГ, не содержит добавок и имеет
более высокий процент
Сбытовая сеть предприятия на территории Республики Беларусь представлена следующим образом:
Независимые торговые посредники:
Собственная сбытовая сеть отсутствует. На территории РБ продукцию завода представляют 4 дилерских организации и 1 торговый представитель. Принимали участие с продажей продукции на выставочно-ярморочных и прочих рекламных мероприятиях.
Сбытовая сеть предприятия на территории стран СНГ представлена 45 покупателями и 3 субъектами товаропроводящей сети.
Сотрудничество
предприятия с торговыми
Функции управления маркетингом на предприятии выполняет сектор сбыта и маркетинга. На рисунке 4 представлена структура управления маркетингом на предприятии.
Рисунок 4 - Структура управления маркетингом на предприятии
На предприятии
разработаны должностные
В таблице 5 представлены виды маркетинговой информации, собираемые и анализируемые сотрудниками сектора, а также периодичность сбора указанной информации.
Результаты
анализа собранной
Таблица 5 - Система маркетинговой информации предприятия
Вид маркетинговой информации |
Периодичность сбора |
1.Исследование ценовой |
2 раза в неделю |
2.Анализ поставщиков сырья |
1 раз в год |
3.Анализ деятельности |
Раз в полугодие |
4.Анализ реализации новых |
Постоянно |
5.Изучение спроса на текущий и новый ассортимент путем анкетирования |
Постоянно |
В молочной отрасли в стоимости конечной продукции до 85% составляют затраты на сырье. Именно поэтому на молокоперерабатывающих предприятиях наиболее ощутимо отражается изменение закупочных цен на молоко и розничных на молочную продукцию. Поэтому единственной возможностью снижения цены является снижение издержек производства и рациональное использование сырья на предприятии.
Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров