Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение исследований потребительского спроса на рынке пищевых товаров на примере ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 Изучение понятия, видов и направлений маркетинговых исследований
 Определение организационно - экономической характеристики предприятия
 Оценка финансовых результатов предприятия за 2008-2010 годы
 Определение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз предприятия
 Проведение опроса с целью изучения потребительского спроса
 Проведение наблюдения за покупателями

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......4
1 Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров………...6
1.1 Понятие, принципы и задачи маркетинговых исследований…………………....6
1.2 Виды маркетинговых исследований………………………………………………8
1.3 Процесс маркетинговых исследований………………………………………….10
1.4 Основные направления маркетинговых исследований…………………….......13
1.4.1 Оценка состояния конъюнктуры, спроса и ёмкость рынка………………….14
1.4.2 Потребители как объект исследования……………………………………….18
1.4.3 Товар как одно из направлений маркетинговых исследований……………..21
1.4.4 Конкуренты как объект изучения……………………………………………..23
2 Анализ и применение исследований потребительского спроса на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………………..25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»…………………………………………………..25
2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»………………………….39
3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности…….47
Заключение………………………………………………………………...…………..50
Список использованных источников………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 181.99 Кб (Скачать файл)

 

Для расчёта  постоянной регрессии используется формула (4), а для расчёта коэффициента регрессии – формула (5).

 

                            а = ,                                                (4)

 

                                b = ,                                                 (5)

 

где n – количество периодов (лет).

 

Подставив данные таблицы 10 в формулы (4) и (5) получаем, что а = -40018,  b = 17706. Таким образом, уравнение регрессии будет иметь вид:

                                 

                                       у = 17706×х – 40018                                                    (6)

 

На основании  данного уравнения можно определить, какую выручку может получить ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный  завод», если его затраты на рекламу  увеличатся или уменьшатся. Например, если затраты на рекламу составят 5 млн.руб., то подставив данное значение в уравнение (6), получаем, что выручка  от реализации продукции составит 48512 млн.руб. Следует отметить, что по данным регрессионного анализа выручка  от реализации продукции изменяется в значительной степени при небольшом  изменении затрат на рекламу.

Уравнение регрессии  всегда дополняется показателем  тесноты связи. При использовании  линейной регрессии в качестве такого показателя выступает линейный коэффициент  регрессии. Коэффициент регрессии для уравнения (6) будет равен 1. Для оценки качества подбора линейной функции рассчитывается коэффициент детерминации, который показывает, не упущен ли какой-либо фактор, влияющий на значение выручки от реализации. Коэффициент детерминации для уравнения (6) равен 1. Следовательно, полученные результаты являются удовлетворительными, и их можно использовать в деятельности предприятия.

Для определения  дальнейшей маркетинговой стратегии  деятельности предприятия необходимо определить его сильные и слабые стороны, оценить возможности и  угрозы. На основании этих данных можно  сформулировать основные направления  развития предприятия. Проанализируем ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный  завод». Данные представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 – Swot-анализ предприятия

 

 

Стороны

Возможности (В)

 

1)Расширение ассортимента продукции

2)Развитие системы маркетинга  и увеличение рекламы

3)Новые технологии производства

4)Рост экспорта производимой  продукции 

5)Рост ёмкости рынка

6)Способность выхода на новые  рынки

7)Возможности стимулирования сбыта

Угрозы

 

1)Высокая конкуренция

2)Сезонные колебания в поставках  сельскохозяйственного сырья

3)Рост темпов инфляции

4)Растущая требовательность покупателей

5)Высокая зависимость от снижения  спроса

6)Неблагоприятные изменения в  обменных курсах валют

7)Спад в экономике

8)Законодательное регулирование

Сильные стороны (СИ)

 

1)Удобное местоположение

2)Опыт работников

СИВ

 

Предприятие расположено вблизи границы  с РФ,

СИУ

 

Постоянное улучшение качества продукции,  а также наличие 


 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 9

 

3)Сотрудничество с другими организациями

4)Улучшение качества продукции

5)Высокий уровень квалификации  управленческого персонала предприятия

6)Долгосрочные отношения с поставщиками

7)Умение профессионально вести  конкурентную борьбу

8)Государственная поддержка

9)Наличие собственных технологий

следовательно, можно повысить экспорт  производимой продукции в эту  страну и увеличить ёмкость рынка. Это позволит получить дополнительную прибыль предприятию. Расширить  ассортимент продукции позволит наличие собственных технологий на предприятии. Также важную роль здесь  сыграют долгосрочные отношения  с поставщиками. Для развития системы  маркетинга важным является высокий  уровень квалификации управленческого  персонала предприятия. Также для  увеличения рекламы можно использовать государственную поддержку. Предприятие  постоянно совершенствует свою продукцию, улучшая её качество. Это позволяет  на высоком уровне конкурировать  с другими предприятиями. Также  это может позволить выйти  на новые рынки сбыта. Опыт работников, их знания позволяют разрабатывать  новые технологии

собственных технологий позволит удовлетворить  требовательность покупателей в  качественной продукции. Долгосрочные отношения с поставщиками, возможно, сгладят проблемы, возникающие при  сезонных колебаниях в поставках  сырья. Умение профессионально вести  конкурентную борьбу позволит опередить  конкурентов в борьбе за покупателя.


Продолжение таблицы 9

 

 

производства. Умение профессионально  вести конкурентную борьбу увеличивает  шансы предприятия в освоении новых рынков сбыта и повышении  экспорта продукции.

 

Слабые стороны (СЛ)

 

1)Неразвитость комплекса маркетинга

2)Отсутствие системы электронной  торговли

3)Слабый имидж продукции

4)Значительная зависимость себестоимости  выпускаемой продукции от роста  цен на сырьё

5)Небольшая доля рынка

6)Недостаточные сроки реализации

7)Недостаточная реклама

СЛВ

 

Развитие системы маркетинга и  увеличение рекламы позволят решить проблему с неразвитостью маркетинга и недостаточной рекламой. Способность  выхода на новые рынки сбыта позволят увеличить долю предприятия. Используя  новые технологии производства, можно  выпускать продукцию с длительными  сроками реализации. Также улучшая  качество продукции и увеличивая рекламу, можно повысить имидж продукции. Используя денежные средства для  стимулирования сбыта, можно организовать систему международной торговли

СЛУ

 

Для удовлетворения требований покупателей  и повышения имиджа продукции  необходимо улучшить качество продукции, провести мероприятия по снижению себестоимости, а также увеличить рекламу.


 

Таким образом, ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный  завод» является одним из предприятий, производящих молочную продукцию для  населения. Несмотря на недостаточно большие  размеры, предприятие налаживает связи  на внутреннем и внешнем рынках по сбыту продукции. Основными поставщиками сырья являются молочно-товарные фермы  района. Вспомогательные материалы поставляются предприятиями Республики Беларусь различных хозяйственно-правовых форм. Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений. По мере изменения потребностей покупателей возрастает спрос на продукты с дополнительными позитивными характеристиками. Производители уже сейчас стараются переключиться на выпуск продукции, приносящей более высокую прибыль. Способ выдержать конкуренцию - сконцентрироваться на выпуске продукции с высоким уровнем рентабельности.

 

2.2 Анализ исследований потребительского спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод»

Анализируя  состояние рынка молочной продукции, можно без особых исследований сделать  вывод, что он характеризуется постоянным спросом и относительно стабильными  ценами. Молочная продукция в основном потребляется в тех регионах, где  она и производится. Во многих областных  и районных центрах действуют  предприятия по переработке молока и выпуске молочной продукции. Рынки сбыта предприятий в рамках нашей страны достаточно ограничены. Это связано с ограничениями на ввоз молочной продукции из одних регионов в другие. С одной стороны, это позволяет сократить транспортные расходы и снизить конкуренцию предприятий, тем самым обеспечивая продажу продукции в том регионе, в котором она производится, а с другой стороны, это ограничивает возможности выбора покупателя, т.к. он должен ориентироваться только на ассортимент продукции, выпускаемой в данном регионе.

ОАО «Мстиславский  маслодельно-сыродельный завод» реализует  свою продукцию в рамках нашей  страны и её пределы. В рамках РБ основными рынками сбыта являются Мстиславский и Климовичский районы. В магазинах в этих регионах присутствует продукция и других производителей. Следовательно, при исследовании спроса на продукцию важным является выявление  причин, по которым покупают эту  продукцию, выявление её достоинств и недостатков, чтобы в дальнейшем эти данные использовать при прогнозировании выпуска продукции. Также необходимо учитывать тот фактор, что с каждым годом конкуренты расширяют свой ассортимент и совершенствуют продукцию, поэтому предприятию следует особое внимание уделить этим проблемам.

Одним из способов получения информации по интересующим проблемам, в том числе и вышеперечисленным, является опрос. Одной из разновидностей опроса является анкетирование.

Анкетирование проводилось в письменной форме в г. Мстиславле и Мстиславском районе с целью изучения спроса на ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». В анкетировании приняли участие 50 потребителей, из них 20 мужчин (40%) и 30 женщин (60%).Респонденты отличались между собой возрастом, семейным и социальным положением, уровнем дохода, местом жительства. В опросе участвовали в основном респонденты из городской местности (86%), из сельской местности – 14%. Средний уровень дохода респондентов составил в основном от 500 тысяч рублей до 1 миллиона (46%), от 300 тысяч до 500 тысяч рублей – 26%, свыше миллиона – 22% и до 300 тысяч рублей – 6% респондентов. Следовательно, данную продукцию употребляют покупатели, принадлежащие сегментам рынка с разными уровнями доходов, т.е. продукция ориентирована как на людей с низким достатком, так и на людей с высоким достатком.

Опрос существующих и потенциальных покупателей  проводился по анкете, приведенной в Приложении М.

В результате опроса выяснилось, что ЦМП данного предприятия респонденты покупают с разной частотой. 22% респондентов покупают её каждый день, 34% - несколько раз в неделю, 30% - 1 раз в неделю, 4% - 1 раз в месяц и 10% - данную продукцию не покупают вообще. Данные представлены на рисунке 6.

 

 

 

Рисунок 6 –Частота покупок продукции

 

Из рисунка видно, что из всех опрошенных 90% употребляют ЦМП данного предприятия. Причины того, почему остальные 10% не употребляют ЦМП данного предприятия, могут быть разными. Например, продукция не устраивает потенциальных покупателей по качеству, срокам годности, цене, вкусовым требованиям или возможно у этих людей есть собственное хозяйство, обеспечивающее их потребности в молочной продукции. Поэтому эти причины необходимо рассмотреть отделу маркетинга и сбыта ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод». Из опроса видно, что среди тех, кто не употребляет ЦМП данного предприятия все не женатые (не замужние) респонденты, проживающие в основном в городской местности. 86% респондентов употребляют продукцию данного предприятия каждую неделю. Это связано с тем, что молочная продукция является продукцией первой необходимости.

На вопрос о том, откуда вы узнали о продукции ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» респондентам предлагалось выбрать 1 из следующих вариантов: увидел (а) в магазине, от друзей и знакомых, в интернете, в рекламе или предложить свой вариант. В итоге 82,2% респондентов ответили, что увидели продукцию в магазине, а 17,8% ответили, что узнали о продукции от друзей и знакомых. Важно, что ни один из респондентов о продукции не узнал из интернета или рекламы. Поэтому можно сказать, что на предприятии недостаточно ведётся деятельность по рекламе продукции. Это может быть связано с тем, что ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» является единственным предприятием в районе, занимающимся переработкой молока и выпуском молочной продукции. Поэтому в пределах данного района продукция хорошо известна и практически не нуждается в рекламе. Однако для завоевания новых рынков сбыта реклама просто необходима, и предприятию в будущем нужно развивать свою маркетинговую деятельность в данном направлении. Также следует ещё больше развить и разнообразить сайт предприятия, сделать его более доступным для населения. Это позволит найти новых покупателей, увеличить объёмы продаж, а, следовательно, принести большую прибыль.

На вопрос о том, удовлетворяет ли качество производимой ЦМП респонденты ответили следующим образом: 40% - полностью  удовлетворяет, 53,3% - скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет, 6,7% - скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет  и 0% - не удовлетворяет. На основании  этих данных можно сказать, что практически  всех респондентов, которые покупают ЦМП данного предприятия, качество продукции удовлетворяет. При этом 40% респондентов оно удовлетворяет полностью. Также приятным фактом является то, что среди респондентов не нашлись те, кого качество данной продукции не удовлетворяет.

Для предприятия  важным вопросом является, какую продукцию  необходимо произвести, чтобы на неё  был спрос. Поэтому важным является определение того, какую продукцию  сейчас покупатели чаще всего приобретают. В результате опроса выяснилось, что  самой потребляемой продукцией является молоко (42,2%). Это не удивительно, потому что молоко является самым дешёвым цельномолочным продуктом. Его можно использовать в различных целях: непосредственно употреблять либо использовать в приготовлении других блюд. Сметана (24,5%), творог (20%), кефир (24,5%) потребляется в основном женщинами. Его покупают как мужчины, так и женщины. Более подробные результаты отражены рисунке 7.

 

Рисунок 7 –Потребление ЦМП

 

Также респондентам предлагалось оценить такие характеристики ЦМП, как качество, цена, упаковка и  ассортимент по 7-бальной шкале. Данные отражены на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8 – Характеристики ЦМП

 

Качество  продукции респонденты оценили  как среднее (балл 6 – 35,6%, 5 – 22,2%, 4 – 26,7%). Цена для респондентов также  средняя (5 – 26,7%, 4 – 37,8%). Упаковка для  опрашиваемых является удобной (7 – 11,1%, 6 – 28,9%, 5 – 28,9%). Респонденты ответили, что ассортимент не слишком широкий (5 – 22,2%, 4– 28,9%). Таким образом, продукцию ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» можно оценить как средняя по качеству, цене и ассортименту.

Причины, по которым население покупает ЦМП данного предприятия, могут быть разными. 20% респондентов сказали, что это приемлемые цены, 6,7% - высокое качество, 26,7% - отсутствие продукции других производителей в местных магазинах, 44,4% - данная продукция удовлетворяет вкусовым требованиям респондентов и 2,2% респондентов привлекает яркая, красивая и удобная упаковка. Таким образом, основными причинами является то, что продукция удовлетворяет вкусовым требованиям и отсутствие продукции других производителей. Однако можно предположить, что если в местных магазинах расширится ассортимент продукции других производителей, то возможно меньшее количество людей будет покупать ЦМП, выпускаемую на ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод».

При опросе респондентов удовлетворяют ли их объёмы тары, в  которую фасуют ЦМП на предприятии, были получены следующие результаты:  66,7% - удовлетворяют полностью, 33,3% - нет, необходимо фасовать в более  мелкую тару, 0% - нет, необходимо фасовать в более крупную тару. Таким  образом, тара удовлетворяет покупателей.

Информация о работе Организация маркетинговых исследований на рынке пищевых товаров