Выставочный менеджмент в сфере делового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:40, дипломная работа

Краткое описание

Выставочный менеджмент в деловом туризме на примере туристической фирмы ООО «Океан-Байкал».
Цель исследования определила круг задач:
1. Выявление особенностей менеджмента в туристических компаниях;
2. Определение процессов развития делового туризма в России;
3. Изучение теоретических основ выставочного менеджмента в сфере делового туризма;
4. Анализ деятельности туристской компании «Океан-Байкал»;
5. Выявление предпосылок совершенствования выставочного менеджмента в туристкой компании;

Вложенные файлы: 1 файл

готовый диплом 71041 (1).docx

— 421.56 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

По данным самых авторитетных международных ассоциаций, выставочная деятельность в России переживает небывалый подъем - отмечается устойчивая тенденция к росту основных показателей этой отрасли: увеличиваются площади и количество выставочных центров,  не только в крупных городах, но и на периферии, все больше российских компаний принимает участи в выставках и ярмарках, растет количество зарубежных участников.

Важно рассматривать выставочную деятельность не только как место для продажи своих товаров, но как актуальную площадку для межличностных и маркетинговых коммуникаций, как эффективный способ стимулирования развития экономических возможностей не только отдельных компаний, но и государства в целом.

Значительную роль в выставочной деятельности играют нематериальные интеллектуальные активы. Выставочную деятельность можно охарактеризовать как уникальную услугу, зависимую от сущности предлагаемого товара, способов и методов его продвижения, профессионализма продавца. Эффективной выставочная деятельность любой компании будет в том случае, если будет четкое понимание сущности выставки, умение координировать и синтезировать различные ее составные элементы, применять новейшие научные и информационные разработки.

Одним из самых перспективных направлений на сегодняшний день является деловой туризм. Необходимо отметить, что в современной туристической отрасли деловой туризм — это не только формирование туров, это разнообразный комплекс услуг, включающихся в себя корпоративное и индивидуальное обслуживание на совершенно разных уровнях. Практически все турагентства, специализирующиеся на деловом туризме предлагают ряд организационных и консалтинговых услуг по оптимизации бюджета, самого процесса бизнес-поездок, подготовки различных мероприятий.

Многие агентства, работающие в рамках корпоративного обслуживания, выходят на принципиально новый уровень отношений со своими клиентами — они становятся не просто обычными турагентами, предлагающими тот или иной вариант поездки, а превращаются в бизнес-партнеров, выполняющих, зачастую, львиную долю функций компании-заказчика. Построение межличностных коммуникаций с потенциальными партнерами эффективно осуществлять именно на специализированных выставках и ярмарках.  Именно этим и определяется актуальность темы дипломной работы: Выставочный менеджмент в деловом туризме на примере туристической фирмы ООО «Океан-Байкал».

Цель исследования определила круг задач:

    1. Выявление особенностей менеджмента в туристических компаниях;
    2. Определение процессов развития делового туризма в России;
    3. Изучение теоретических основ выставочного менеджмента в сфере делового туризма;
    4. Анализ деятельности туристской компании «Океан-Байкал»;
    5. Выявление предпосылок совершенствования выставочного менеджмента в туристкой компании;
    6. Разработка мероприятий и рекомендаций по улучшению и развитию выставочного менеджмента в турфирме;
    7. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Предмет исследования: выставочный менеджмент в туристской компании.

Объект исследования: иркутская туристская компания «Океан-Байкал».

Методологической, теоретической и эмпирической базой исследования явились современная теория выставочного менеджмента и делового туризма, различные научные концепции, обоснованные в современной экономической литературе, разработки ряда зарубежных и отечественных ученых, периодические статья, методические и справочные материалы.

В процессе исследования применялись общенаучные методы изучения, такие как, методы системного подхода к решению проблем, анализ, синтез, экспертный опрос.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в дипломном проекте предложен инструментарий, позволяющий организовать в туристкой компании выставочную деятельность. Разработанные мероприятия существенно повысят эффективность маркетинговых коммуникаций и увеличат основные экономические результаты.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы выставочного менеджмента в сфере делового туризма

 

1.1 Закономерности  подотраслевой дифференциации менеджмента  в туристических предприятиях  РФ

 

Все предприятия индустрии туризма в современной России можно классифицировать в зависимости от уровня управления на три группы.




 

 

Рис.1.1 Дифференциация предприятий в индустрии туризма

1. «Традиционные предприятия» - пример модели командно-административного управления. Для адаптации таким предприятиям необходима стабильная политика, менeджеры в таких компаниях придерживаются вертикальной субординации в принятии и реализации управленческих решений и остерегаются инноваций. Уровень развития менеджмента в них можно охарактеризовать как зачаточный: не осознали ценности, не создали систему, нет соответствующей корпоративной культуры.

2. «Прeдприятия перехoдного типа» — это быстро развивающиеся предприятия, которые испытывают потребность в изменении форм и методов управления в условиях быстроменяющегося рынка или внедрения новейших технологий. Такие компании пытаются разработать систему менеджмента, активно учатся.

3. «Перспективные предприятия» — стремятся развивать компанию, для них характерен профессиональный менеджмент. В большинстве своем это транснациональные корпорации и крупнейшие российские компании. Такие предприятия работают по западным технологиям, из-за чего испытывают адаптационные проблемы на российском рынке. В общей массе предприятий индустрии туризма данных компаний всего 10-15%, что объясняется неразвитостью рыночной инфраструктуры.

Рассмотрим факторы, препятствующие развитию менеджмента в туристских компаниях[39, c.102].

– Первый фактор – переходный этап экономики и незавершенное преобразование российских компаний;

— Второй фактор – это командно – административная модель управления организацией;

— Третий фактор – низкая управленческая квалификация руководителей туристических фирм;

—Четвертый фактор – нехватка профессиональных кадров;

— Пятый фактор – недоразвитие туристской инфраструктуры, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;

— Шестой фактор – отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в туристскую инфраструктуру.

Выявление основных тенденций и определение специфических особенностей, которые обусловлены характеристиками туристических услуг – вот первостепенная задача менеджмента в туризме.

Независимо от размеров, специализации, вида и формы собственности компания не может решать любые  задачи без системного подхода к их решению. Системный поход представляет собой не просто список целей и задач, а их иерархию в зависимости от масштабности и сложности. Примером такой  систематизации можно использовать модель в виде дерева целей (рис.1.2).

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия.

Рис. 1.2 Пример дерева целей турфирмы

Именно постановка труднореализуемых задач является одной из пяти особенностей туристической деятельности. Для эффективного функционирования в конкурентной среде туристские компании действуют в условиях многозадачности, решая не только стратегические, но  тактические и оперативные цели. Кроме этого, топ-менеджмент компании должен решать как экономические, так и технологические, инновационные, организационные задачи. Помимо этого очень часто возникают различные внештатные ситуации, также требующие решения.

Еще одной особенностью туристкой деятельности является сложность взаимодействия между ее различными составными частями. Чтобы составить бизнес-тур для компании-клиента, турфирма должна договориться с рядом контрагентов, отвечающих за размещение, трансферт, питание, экскурсии туристкой группы. Совместить все эти элементы и на сформировать такой тур. какой именно нужен клиенту – нетривиальная задача.

Следующая особенность перекликается с предыдущей и выражается в комплексности предоставления услуг.

Важно отметить значительное влияние компаний-клиентов на деятельности туристкой фирмы, это является еще одной особенностью. Формирование, например, бизнес-поездок сопровождается целым комплексом дополнительных услуг: экскурсиями, эксклюзивным отдыхом, расслабляющими процедурам (массаж, спа), шоп-турами. И выбор тех или иных составляющих, которые будут входит в поездку, выбирает, а, зачастую, диктует компания-клиент. Кроме этого, турфирма должна предоставить все необходимые услуги и при этом, не превысить допустимый лимит бюджета.

Любое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Такие группы в стратегическом планировании и управлении называются «стейкхолдеры». Структуру стейкхолдеров можно представить в виде схемы на рис.1.3.

Рис.1.3. Структура стейкхолдеров

Индустрия туризма сегодня – это сложный механизм, включающий в себя множество взаимосвязанных компонентов. Уровень ее развития должен соответствовать представлению туриста о предоставляемом комплексе услуг. Современный турист, а особенно, современный бизнес-турист, деловой человек, представляет собой новый тип потребителя, которого отличает: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, активность и независимость. Для того, чтобы удовлетворить потребности таких туристов, необходимо приложить немало усилий. Следовательно, предлагаемый турпродукт должен своевременно реагировать на высокие и разнообразные запросы клиентов, всячески подтягивая уровень развития всех звеньев туристской индустрии[29, c.56].

Итак, заключительной, пятой особенностью туристкой деятельности является особенность самого туристского продукта.

Рассмотрим основные характеристики туристского продукта: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.

 



 

 

 

Рис. 1.4 Характеристики туристского продукта

 

Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере туризма со всеми своими отличительными чертами, должна стать объектом стратегического управления, как на государственном уровне, так и в частном порядке. Учитывая особенности своего бизнеса, туристским организациям необходимо создавать такую систему управления, которая бы поддерживала баланс между деловой средой, смысловой основой организации и результатами ее деятельности.

Поэтому применение системы управления, включающей в себя методы и приемы стратегического управления, и создание внутри самой организации механизмов саморазвития на базе использования концепции стратегического управления, позволит высшему руководству туристских организаций принимать комплекс решений и осуществлять действия по стратегическому анализу, целеполаганию, стратегическому выбору, а также по реализации стратегического плана в реальном масштабе времени.

1.2 Процессы развития  в сфере делового туризма в  РФ

 

Как уже было отмечено в теоретической части, в настоящее время  деловой туризм набирает обороты, все больше компаний отправляют своих сотрудников в бизнес-поездки. Деловой туризм состоит из нескольких пересекающихся между собой направлений(рис.1.5). В туристической отрасли принято использовать термин-аббревиатуру MICE – этот термин обозначает ключевые английские слова, которые характеризуют базовые элементы делового туризма.

 



 

 

 

Рис. 1.5 Основные элементы индустрии делового туризма

 

 

В российской практике применяют следующие термины: деловой туризм, индустрия встреч и индустрия MICE.

Деловой туризм достаточно разнообразен. Значительную часть составляют корпоративные  — как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, которые проводятся промышленными и торговыми транснациональными компаниями. К корпоративным поездкам относят и инсентив-туры — поездки, организуемые компаниями для мотивации сотрудников, которые заняты продвижением и продажей производимого этой компанией товара[43].

Десятая часть рынка делового туризма приходится на поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах от политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других подобных организаций. 

На долю путешествий, целью которых является посещение торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе приходится такеж одна десятая. 

Высокие темпы развития делового туризма определяют глобализация мировой экономики и космополизация. Бизнесмены стараются находить деловых партнёров за рубежом, они едут за новыми возможностями для своей компании.

Бизнес-туры дифференцируют, в зависимости от целей и комплекса востребованных услуг, на несколько видов. В практике в чистом виде различные категории поездок встречаются крайне редко, обычно туры совместные, например, выставочно-конгрессные и инсентив-поездки.

Инсентив-туры – мотивационные поездки для сотрудников компании, клиентов, дилеров, торговых агентов, топ-менеджеров – являются частью корпоративной культуры западных и многих российских компаний. Установление более тесного контакта между персоналом компании, обмен опытом и новыми идеями, подведение итогов, – вот лишь краткий перечень задач, которые решают во время инсентив-поездок[43].

Основные требования для инсентив-путешествий можно объединить в следующие группы (табл.1.1):

Таблица 1.1

Требования для интенсив-поездок

Требование

Характеристика

Уникальность

Ни одно путешествие не должно повторяться, маршруты должны быть непредсказуемы и полны сюрпризов, богаты специфическими мероприятиями.

Фантазия и экзотика

Эта важная часть связана с предоставлением возможности попробовать нечто необычное, например стрельбу по движущимся объектам или соколиную охоту. Применимо к Иркутску – это обязательная поездка на Байкал. 

Исключительность

По окончании путешествия его участники должны быть уверены, что они посетили необычное место и встретились с интересными людьми. 

Оригинальность

В этой сфере особо ценятся инновационные идеи

Информация о работе Выставочный менеджмент в сфере делового туризма