Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:50, дипломная работа
Цель работы – провести кадровый аудит, осуществить оценку кадрового потенциала Локомотивного эксплуатационного депо г. Барнаула и разработать направления дальнейшего его развития.
Объект исследования: кадровый потенциал Локомотивного эксплуатаци-онного депо г. Барнаула и кадровый аудит.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить сущность кадрового аудита;
2. Изучить методы оценки кадрового потенциала организации;
3. Изучить пути совершенствования кадрового аудита и оценки кадрового потенциала;
4. Провести анализ кадрового аудита и оценки кадрового потенциала в Локомотивном эксплуатационном депо Барнаула
5. Найти пути совершенствования кадрового аудита и оценки кадрового потенциала в Локомотивном эксплуатационном депо Барнаула.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО АУДИТА И ОЦЕНКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность кадрового аудита организации 6
1.2. Методы оценки кадрового потенциала организации 16
1.3. Совершенствование кадрового аудита и оценки кадрового потенциала 25
2. АНАЛИЗ КАДРОВОГО АУДИТА И ОЦЕНКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЛОКОМОТИВНОМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ ДЕПО Г. БАРНАУЛА 35
2.1. Оганизационно-экономическая характеристика Локомотивного эксплуатационного депо Барнаула 35
2.2. Кадровый аудит и оценка кадрового потенциала в Локомотивном эксплуатационном депо г. Барнаула 47
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО АУДИТА И ОЦЕНКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЛОКОМОТИВНОМ ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ ДЕПО Г. БАРНАУЛА 77
3.1. Проблемы, связанные с оценкой персонала и выявлением кадрового потенциала в организации 77
3.2. Совершенствование оценки персонала в организации 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
Аудит должен проводится по следующим основным направлениям:
Основными источниками информации о состоянии процессов СУП являлись сбор и анализ существующих документов и форм, реально действующих на предприятиях, а также анкетирование и структурированное интервью с руководителями различных уровней и специалистами служб по работе с персоналом. Соблюдение единого формата сбора данных обеспечило не только качественный, но и количественный их анализ. Собеседования с представителями компании использовались для дополнительной проверки соответствия получаемых сведений реальному положению дел, а также служили источником информации о специфике корпоративной культуры.
Работа с документами должна начинаться с обязательной проверки личных дел работников кадровой службы. Аудитору важно понять, насколько квалифицированны данные специалисты, имеют ли необходимое образование и опыт работы, справляются ли с актуальными задачами компании и готовы ли к реализации перспективных задач.
В
настоящее время целевое
Поэтому немало важным, на наш взгляд, а даже определяющим моментом в совершенствовании кадрового аудита является применение современных методов оценки кадров. Например, диагностическая система оценки.
Распространенными являются разработка и использование комплексных методик. С точки зрения содержания производимой оценки она предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Оценка производится на основе комплексного показателя, который может быть получен путем 2-х частных оценок [17, c.101]:
первая – определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители;
вторая – определяет показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле:
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.2, табл.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25.
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
i – порядковый номер признака;
j – уровень проявления признака;
aij – количественная мера признака у работника;
Xi – удельная значимость признака в общей оценке.
Таблица 1
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1. | Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 |
2. | Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 |
3. | Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу) | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,16 |
4. | Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат; способность направлять и учить подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 |
5. | Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений | 0,25 | 0,19 | 0,25 | 0,31 |
Таблица 2
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества
специалистов
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1. | Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора; умение работать с документами | 0,34 | 0,25 | 0,34 | 0,42 |
2. | Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
3. | Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 |
4. | Способность выполнять
должностные функции |
0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 |
5. | Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 |
6. | Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1 группа – имеющие среднее специальное образование;
2 группа –
имеющие высшее или
В
зависимости от стажа работы по специальности
работники распределяются на 4 группы
по каждому уровню образования (табл.3)
Таблица 3
Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу | Оценка стажа | Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
1 группа-
среднее специальное |
2 группа- высшее
или незаконченное высшее | ||
1 | 0,25 | 0-9 | 0-94 |
2 | 0,5 | 9-13, свыше 29 | 9-13, свыше 29 |
3 | 0,75 | 13-17, 21-29 | 17-25 |
4 | 1 | 17-21 | 26-29 |
Оценка уровня квалификации определяется:
ОБ – оценка образования (ОБ=1,2)
СТ – оценка стажа работы по специальности
3 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
Для
оценки С по каждому признаку (характер
работ, их разнообразие, степень самостоятельности
при их выполнении, масштаб и сложность
руководства, дополнительная ответственность)
установлены значения по степени усложнения
работ (табл.4).
Таблица 4
Средние коэффициенты сложности работ
№ п/п | Наименование должности | Коэффициент сложности |
1. | Начальник отдела | 1,0 |
2. | Главный специалист | 0,89 |
3. | Ведущий специалист | 0,8 |
4. | Специалист 1-й категории | 0,68 |
5. | Специалист 2-й категории | 0,57 |
Для определения величины Р производится оценка уровня проявления каждого из следующих признаков (табл.5) Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников.
Определяется аналогично П.
Таблица 5
Оценка признаков, определяющих результаты труда
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1. | Количество выполненных | 0,3 | 0,225 | 0,3 | 0,375 |
2. | Качество выполненных работ | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,475 |
3. | Соблюдение сроков выполнения работ | 0,3 | 0,225 | 0,3 | 0,375 |
Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки.
Деловая оценка качеств персонала организации – это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.
Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.