Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат
Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.
Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.
Роль дифференциальной оплаты.
1. Система дифференцированных
сдельных ставок должна
2. Использование идей Тейлора обеспечивает значительный рост производительности труда.
Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
6. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ» И ЕЕ ОСНОВНЫЕ
Предпосылки возникновения: недооценка человеческого фактора, упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, присущие классической школе, послужили предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX в. школы «человеческих отношений», или «человеческого поведения».
В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).
Основатели школы «человеческих отношений»: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.
Основные представители.
1. Дуглас Мак-Грегор
– профессор школы
2. Крис Арджирис
– профессор Йельского
3. Ренсис Лайкерт – директор Института социальных исследований Мичиганского университета.
4. Группа социологов
Гарвардского университета, регулярно
занимающаяся проблемами «
Основная идея школы «человеческих отношений» – сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Предметом исследования школы «человеческих отношений» являются:
– коммуникационные барьеры;
– психологические мотивы поведения людей в процессе производства;
– групповые нормы;
– групповые отношения;
– проблемы «конфликта и сотрудничества»;
– неформальная организация.
Создание этой школы связывается с «хоторнскими экспериментами». Важную роль в создании этого направления сыграли также исследования Мэри Паркер Фоллиет, которая была одним из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления.
Фоллиет утверждала, что теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Она одна из первых выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и боролась за создание атмосферы «подлинной общности интересов».
Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер утверждали, что сама работа и «чисто физические требования» к производственному процессу имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологическое положение и самочувствие рабочего в процессе производства.
Основные положения школы «человеческих отношений».
1. Человек является «социальным существом».
2. Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».
3. Решение «проблемы
человека» – дело
На место формализации организационных процессов, строгой иерархии подчиненности, свойственных «классической» теории, концепция «человеческих отношений» ставит необходимость тщательного учета неформальных аспектов организации, создание новых средств повышения производительности труда. По мнению теоретиков этой школы, к ним относятся «просвещение служащих», «групповые решения», «паритетное управление» и «гуманизация труда».
Представители школы «человеческих отношений» считают, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, обосновывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы.
7. КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Переход к рыночной экономике стал предпосылкой формирования российского менеджмента. Предпосылки возникновения:
1) развитие товарного производства, менеджмент как форма управления присуща товарному производству;
2) становление
российского менеджмента
Основные концепции российского менеджмента.
1. Концепция копирования западной теории менеджмента.
Эта концепция не учитывает особенностей российского менталитета. Для освоения теории надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем использовать данные положения на практике, не меняя их. Реализация этой концепции достаточно проста, но может привести к необратимым последствиям в силу различий в экономических процессов разных стран.
2. Концепция
адаптации западной теории
Адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике максимального положительного эффекта.
3. Концепция создания российской теории менеджмента. Основывается на учете особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно полное копирование западного и восточного опыта или полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. Российский менеджмент должен обладать своим характерным содержанием, формой и методами управления, которые должны соответствовать специфике российского менталитета и национальных особенностей.
В последние годы наблюдается тенденция развития специальных видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента и др.
Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления.
Отличительная черта: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
В последние годы большое внимание уделяется формированию культуры организации. Ее составляющими компонентами являются: правила, нормы, принципы, ценности, идеалы, история организации, символы, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. Культура организации является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости организации в рыночных условиях.
8. СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Оперативное планирование материальных потоков – одна из главных областей менеджмента. Наиболее популярные системы:
– MRP (Manufacturing Resource Planning); система MAP (Material Availability Planning), созданные в США,
– системы канбан (kanban) и «точно в срок» (just-in-time), созданные в Японии.
Основная задача системы MRP – снижение издержек производства за счет уменьшения запасов и сокращения сроков изготовления продукции.
Фактор успеха этой системы – детальное исследование рынка. Эта система допускает большие размеры запасов, которые планируются в среднем из расчета обеспечения производства в течение 3 месяцев.
Особенность системы: MRP не обеспечивает учета множества требований, поступающих извне, следовательно, не позволяет действительно объективно определить оптимальные размеры партий готовой продукции.
Процесс определения размеров партий и продуктовой структуры выпуска продукции приобретает динамичный характер и происходит под воздействием оценки величины затрат на материальные ресурсы, поступающие из внешних источников. При этом принимаются во внимание сроки поставок материальных ресурсов и воздействие множества факторов.
Основная идея системы канбан: производить и поставлять продукцию именно тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, производить детали непосредственно для подачи на сборку и поставлять сырье именно в тот момент, когда оно необходимо для изготовления деталей.
Правило системы канбан: межоперационная поставка только доброкачественных бездефектных деталей и полуфабрикатов.
Особенность применения: эта система может эффективно использоваться только при условии относительной стабилизации производственной деятельности, а также рационализации производства.
Канбан является стимулятором спроса или вытягивающей системой планирования, в отличие от подталкивающей, каковыми являются системы MRP и MAP.
Отличительные особенности систем: если при системах MRP и MAP планирование потребности в материалах на каждом этапе производства осуществляется от первого до последнего этапа, то при канбан имеет место обратный порядок.
Система MRP не требует реорганизации производства, она принимает его таким, какое оно есть (по срокам изготовления запасов, размерам партий, процентам брака), тогда как система канбан направлена на совершенствование производства.
Канбан уделяет много внимания использованию творческого потенциала работников в рамках кружков качества, стимулирует рационализаторские предложения и образование самоуправляемых бригад.
Особенности системы «точно в срок».
1. Сырье и
комплектующие поставляются
2. Готовая продукция
отгружается по мере
Основная задача: вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. В связи с этим необходимым условием обеспечения производства и поставки продукции «точно в срок» является внедрение системы канбан. При этом канбан является информационной системой по отношению к системе «точно в срок», позволяющей оперативно регулировать выпуск требуемого количества продукции.
Средства для реализации системы «точно в срок»: сокращение запасов и расстояний, которые получают путем уменьшения размера партии деталей и уменьшения резервных запасов.
9. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ
Основоположником ситуационного подхода является Фидлер. Он считал, что поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления не способен, следовательно, его нужно помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить.
В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.
Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.
Вариант ситуационного подхода – модель «путь – цель», созданная Митчелом и Хаусом.
Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.
Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).
В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.
1. Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.