Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Продающий  – стремится путем двухсторонней  связи и социо-эмоциональной поддержки  заставить подчиненных психологически  «закупать» те решения, которые  они должны сделать.

 

3. Участвующий  – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через дву-сторонюю коммуникацию.

 

4. Делегирующий  – руководитель делегирует свои  полномочия, поскольку уровень подготовки  подчиненных достаточно высокий.

 

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

 

1. Руководитель сам принимает решения.

 

2. Руководитель  высказывает подчиненным суть  проблемы, выслушивает их мнения  и принимает решения.

 

3. Руководитель  обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения  и с их учетом принимает  собственное решение.

 

4. Руководитель  совместно с подчиненными обсуждает  проблему, и в результате вырабатывается  общее мнение по данному вопросу.

 

5. Руководитель  постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное  решение, или принимает лучшее  независимо от того, кто его автор.

 

Основные критерии при выборе стиля руководства:

 

– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

 

– структурированность проблемы;

 

– наличие информации и опыта у подчиненных;

 

– уровень требований, предъявляемых к решению;

 

– причастность подчиненных к делам организации;

 

– заинтересованность исполнителей;

 

– вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

 

10. СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

 

Теория систем создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектированием и функционированием самостоятельных подразделений.

 

Организационные системы подразделяют на закрытые и открытые.

 

Закрытая организационная система – система, не имеющая связи со своей внешней средой, она не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами.

 

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой.

 

Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде информации, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, которые становятся элементами ее внутренней среды.

 

Часть ресурсов преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

 

Любая организация функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, которые тоже взаимосвязаны и взаимодействуют.

 

Нарушение функционирования в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях.

 

Основные понятия и характеристики общей теории систем.

 

1. Границы системы  – это различные материальные  и нематериальные ограничители, отделяющие систему от внешней  среды. Каждая система является  частью большей системы, которая называется надсистемой. В свою очередь каждая система состоит из двух или более подсистем.

 

2. Элементы. Любая  система независимо от открытости  определяется через ее состав. Компоненты и связи между ними  определяют свойства системы.

 

3. Вход – преобразование  – выход. Организационная система  в динамике представляется в  качестве трех процессов. При  системном подходе сначала исследуются  параметры «выхода», т. е. что необходимо  производить, с какими показателями  качества, с какими затратами, кто будет являться покупателем, в какие сроки реализовывать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. После этого определяются параметры «входа», т. е. анализируется потребность в ресурсах, которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (социальной, экономической, геополитической, экологической). И исследование характеристик «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе рассматривается производственная технология либо технология управления и пути ее совершенствования.

 

4. Синергия (в  переводе с греческого – «вместе действующий»). Это понятие употребляется для описания явлений, при которых целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое.

 

5. Системообразующий  элемент, от которого в решающей  степени зависит функционирование  всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

 

6. Цикл жизни: возникновение, становление, функционирование, кризис, крах.

 

11. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Слово «метод» в переводе с греческого означает способ достижения цели. Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

 

С помощью методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

 

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.

 

Методы управления направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности, – на персонал организаций.

 

Управление персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления. Это не только формальная организация работы с персоналом (подбор, расстановка, факторы контроля и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

 

Управление персоналом в оранизации – вид деятельности, с помощью которого решаются вопросы адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в создании системы управления персоналом организации. Основные факторы, оказывающие воздействие на персонал предприятия.

 

1. Иерархическая  структура предприятия. Основным  средством воздействия являются отношения власти и подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

 

2. Культура –  вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируютдействия личности.

 

3. Рынок –  совокупность равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции  и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца  и покупателя.

 

Все факторы воздействия имеют свою специфику и на практике редко реализуются в отдельности. Чаще всего они используются комбинированно с преобладанием одного из них.

 

Наиболее популярна тенденция перехода от иерархического управления, строгой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, основывающимся на экономических методах.

 

В последние годы главными внутри предприятия являются работники, а за его пределами – потребители. Необходимо учитывать требования и пожелания потребителей продукции, основывать поведение на социальных нормах, базирующихся на здравом экономическом смысле, учитывать социальные аспекты.

 

Современные службы управления персоналом создаются на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др.

 

Задачи новых служб: реализация кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. Они все больше расширяют круг своих функций, занимаются разработкой систем стимулирования трудовой деятельности, управлением профессиональным продвижением, предотвращением конфликтов между работниками в коллективе, изучением рынка трудовых ресурсов и их наиболее перспективных возможностей и т. п.

 

Разновидности методов управления персоналом:

 

– экономические методы;

 

– административные методы;

 

– социально-психологические методы.

 

12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

 

Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

 

Содержание экономических методов: представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

 

Две группы экономических методов управления.

 

1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

 

Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).

 

Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

 

2. Хозяйственный  расчет базируется на употреблении  стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

 

Основные принципы экономических методов управления: 1)системность; 2)комплексность.

 

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:

 

– прибыль;

 

– финансы;

 

– кредиты;

 

– рентабельность;

 

– фондоотдачу;

 

– заработную плату и т. п.

 

Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.

 

Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

 

Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

 

Специфические черты экономических методов:

 

– управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;

 

– появляется возможность более эффективного контроля;

 

– административный контроль становится не обязательным;

 

– распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявления экономических методов управления персоналом.

 

1. Субсидирование  персонала. Многие организации имеют  субсидированные столовые и рестораны  для своего персонала.

 

2. Товары со  скидкой. Во многих организациях  работники имеют возможность  приобретать товары и услуги  организации со скидкой.

 

3. Ссуды. Возможность  получения ссуд с низким процентом  на различные потребительские  цели.

 

4. Частное страхование  здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

 

 

 

13. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Рынок труда  предопределяет распределение рабочей  силы пропорционально структуре  общественных потребностей и  уровню материального производства. Он обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, создает резервы в сфере обращения и позволяет регулировать экономические интересы субъектов трудовых отношений.

 

Важной составной частью рынка труда является цена на рабочую силу. Собственник старается уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления, заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем реализации системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Стоимость рабочей силы является денежной мерой оплаты труда.

 

2. Рыночное ценообразование  – экономический инструмент в  соизмерении доходов и расходов. Стоимость товара является показателем общественно необходимых затрат труда. Доход включает заработную плату, налоги на заработную плату, большую часть накладных расходов и прибыль.

 

3. Рынок ценных  бумаг. Руководитель предприятия  вправе использовать механизм  ценных бумаг для достижения экономических интересов, увеличения благосостояния сотрудников и создания корпоративных отношений.

 

4. Налоговая  система является механизмом  пополнения казны государства. Она  контролируется государством, существует  вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал.

 

5. Формы собственности  – экономическая категория, определяющая  характер взаимоотношений внутри  организации. При государственной  и муниципальной собственности  хозяином имущества предприятия  выступает государственный орган, а все работники являются наемным персоналом.

 

6. Фазы общественного  воспроизводства являются основой  товарно-денежных отношений между  людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления  товаров.

 

В случае простого воспроизводства произведенный товар обменивается на деньги, на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара.

Информация о работе Менеджмент и его специфика