Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

Все это приведет к высокой производительности труда, восприимчивости к инновациям и нововведениям и в результате к высокой конкурентоспособности создаваемой продукции.

 

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАБОТНИКОВ

 

Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.

 

Разновидности психологического воздействия.

 

1. Побуждение  – форма морального воздействия  на человека, когда подчеркиваются  положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы. Все это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.

 

2. Убеждение  основывается на логическом воздействии  на психику человека для достижения  установленных целей.

 

3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.

 

4. Вовлечение  – психологический прием, с помощью  которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.

 

5. Внушение –  психологически целенаправленное  воздействие руководителем на  подчиненного при помощи апелляции  к групповым ожиданиям и мотивам  побуждения к труду.

 

6. Принуждение  – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.

 

7. Подражание  – способ воздействия на отдельного  работника или социальную группу  с помощью личного примера.

 

8. Плацебо –  пример поведения авторитетного  лица, когда сотрудникам с легкостью показывают какие-либо действия, превозмогая страх, боль, усталость и т. п.

 

9. Запрещение  является промежуточным методом  воздействия между принуждением  и убеждением.

 

10. Требование  является одной из форм распоряжения. Оно эффективно в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется неоспоримым авторитетом.

 

11. Порицание  имеет убеждающее воздействие  только в условиях, когда сотрудник  идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».

 

12. Обманутое  ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.

 

13. Командование  используется в случаях, когда  требуется быстрое и точное  исполнение поручения.

 

14. «Взрыв» –  прием, известный как мгновенная  перестройка личности под влиянием  сильных эмоциональных переживаний.

 

15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.

 

16. Просьба руководителя  является действенным методом  руководства, поскольку воспринимается  сотрудниками как доброжелательное  распоряжение и показывает уважение  к его личности.

 

17. Похвала –  позитивный психологический прием  воздействия на человека, который оказывает более сильное действие, чем осуждение.

 

18. Комплимент  – метод воздействия, заключающийся  в акцентировании достоинств  собеседника.

 

19. Намек –  прием косвенного убеждения посредством  шутки, иронии или аналогии. Особенность  намека состоит в том, что он воздействует не на сознание, а на эмоции.

 

19. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

 

Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.

 

Основные функции управления различных школ менеджмента.

 

1. Функции управления А. Файоля: предвидение, планирование, организация, координация, контроль.

 

2. Функции управления  американской школы: планирование, организация, стимулирование, контроль.

 

3. Функции российской  школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.

 

Процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т. е. менеджера. Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.

 

Особенность управления обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

 

Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

 

Функции управления обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

 

Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.

 

Состав адаптивных элементов системы управления: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся средства воздействия.

 

Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

 

Содержание функций управления: имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными. В системе управления все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.

 

Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

 

Использование функций управления: организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.

 

20. КООРДИНАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Координация деятельности организации – это:

 

1) синхронизация  прилагаемых усилий, их объединение  в единое целое;

 

2) процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно добиться установленной цели;

 

3) распределение  обязанностей (ответственности). Координация  – управленческая деятельность по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов труда во временных и пространственных рамках.

 

Возможности координации: создает предпосылки для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления прочных связей между подразделениями организации и исполнителями.

 

Особенности координации: в крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации требует от руководства определенных усилий.

 

Проблемы, возникающие при координации деятельности на уровне подразделения:

 

1) возможность  возникновения противоречий при  выполнении различных производственных  функций, в частности в отношении  объема необходимых для производства  запасов. Задача контрольных органов  заключается в оптимизации количества  запасов;

 

2) ущемляются  долгосрочные интересы организации за счет получения отделом кратковременной выгоды;

 

3) в результате  наличия слишком большого числа  снабженческих отделов или отделов  по сбыту готовой продукции  возникают проблемы;

 

4) существуют  проблемы внутренних цен, когда  каждое подразделение определяет собственную цену производства, чтобы оценить эффективность своей деятельности;

 

5) существует  опасность разграничения определенных  видов деятельности, которые должны  быть тесно взаимосвязаны.

 

Наиболее результативна координация в тех случаях, когда сотрудник видит вклад собственного труда в достижение целей организации. Поэтому очень важно, чтобы каждый сотрудник предприятия был осведомлен о генеральной линии развития организации, ее задачах и целях.

 

Координация деятельности с помощью комиссий. Комиссии зачастую являются единственным средством координации различных функций организации. Здесь осуществляется обмен мнениями, лучше понимаются проблемы, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый сотрудник может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.

 

Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена.

 

Когда руководитель передает информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Значительным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе могут возникнуть сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений.

 

21. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.

 

Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

 

Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

 

Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления.

 

История развития функции планирования в современном обществе.

 

В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.

 

В 90-е гг. приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

 

Составляющие компоненты цикла планирования:

 

– анализ внешней среды;

 

– определение сильных и слабых сторон развития;

 

– использование имеющихся преимуществ;

 

– разработка плана достижения цели;

 

– корректировка целей и отклонений;

 

– определение целей.

 

Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.

 

Принципы планирования.

 

1. Чем больше  организация, тем разностороннее  и четче должно быть планирование его деятельности.

 

2. Необходимо  предвидеть ход развития событий  в организации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов.

 

3. Разрабатывается  запасной «аварийный» план, который  удастся выполнить даже при  самых неблагоприятных обстоятельствах.

 

4. В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления.

 

5. Планированием  должны заниматься профессионалы.

 

6. Особое внимание  следует уделить составлению  бюджетов фирмы.

 

Уровни планирования:

 

– стратегические планы;

 

– тактические планы;

 

– оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам:

 

– краткосрочные (до года);

 

– среднесрочные (от 1 до 2 лет);

 

– долгосрочные (5-10 лет);

 

– перспективные (более 10 лет).

 

По целям: стратегические и тактические.

 

Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

 

Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

 

Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.).

 

Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.

 

22. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом.

Информация о работе Менеджмент и его специфика