Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат
Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.
Все это приведет к высокой производительности труда, восприимчивости к инновациям и нововведениям и в результате к высокой конкурентоспособности создаваемой продукции.
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАБОТНИКОВ
Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.
Разновидности психологического воздействия.
1. Побуждение
– форма морального
2. Убеждение
основывается на логическом
3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.
4. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.
5. Внушение –
психологически
6. Принуждение – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.
7. Подражание
– способ воздействия на
8. Плацебо –
пример поведения
9. Запрещение
является промежуточным
10. Требование
является одной из форм
11. Порицание
имеет убеждающее воздействие
только в условиях, когда сотрудник
идентифицирует себя с
12. Обманутое ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
13. Командование используется в случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение поручения.
14. «Взрыв» –
прием, известный как мгновенная
перестройка личности под
15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.
16. Просьба руководителя
является действенным методом
руководства, поскольку воспринимается
сотрудниками как
17. Похвала –
позитивный психологический
18. Комплимент – метод воздействия, заключающийся в акцентировании достоинств собеседника.
19. Намек –
прием косвенного убеждения
19. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.
Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.
Основные функции управления различных школ менеджмента.
1. Функции управления А. Файоля: предвидение, планирование, организация, координация, контроль.
2. Функции управления американской школы: планирование, организация, стимулирование, контроль.
3. Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.
Процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т. е. менеджера. Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.
Особенность управления обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.
Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Функции управления обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.
Состав адаптивных элементов системы управления: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся средства воздействия.
Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
Содержание функций управления: имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными. В системе управления все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.
Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.
Использование функций управления: организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.
20. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Координация деятельности организации – это:
1) синхронизация прилагаемых усилий, их объединение в единое целое;
2) процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно добиться установленной цели;
3) распределение обязанностей (ответственности). Координация – управленческая деятельность по обеспечению взаимосвязи и слаженности субъектов, объектов и процессов труда во временных и пространственных рамках.
Возможности координации: создает предпосылки для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления прочных связей между подразделениями организации и исполнителями.
Особенности координации: в крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации требует от руководства определенных усилий.
Проблемы, возникающие при координации деятельности на уровне подразделения:
1) возможность
возникновения противоречий
2) ущемляются долгосрочные интересы организации за счет получения отделом кратковременной выгоды;
3) в результате
наличия слишком большого
4) существуют проблемы внутренних цен, когда каждое подразделение определяет собственную цену производства, чтобы оценить эффективность своей деятельности;
5) существует
опасность разграничения
Наиболее результативна координация в тех случаях, когда сотрудник видит вклад собственного труда в достижение целей организации. Поэтому очень важно, чтобы каждый сотрудник предприятия был осведомлен о генеральной линии развития организации, ее задачах и целях.
Координация деятельности с помощью комиссий. Комиссии зачастую являются единственным средством координации различных функций организации. Здесь осуществляется обмен мнениями, лучше понимаются проблемы, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый сотрудник может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.
Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена.
Когда руководитель передает информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Значительным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе могут возникнуть сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений.
21. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.
Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?
Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.
Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления.
История развития функции планирования в современном обществе.
В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.
В 90-е гг. приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
Составляющие компоненты цикла планирования:
– анализ внешней среды;
– определение сильных и слабых сторон развития;
– использование имеющихся преимуществ;
– разработка плана достижения цели;
– корректировка целей и отклонений;
– определение целей.
Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.
Принципы планирования.
1. Чем больше
организация, тем разностороннее
и четче должно быть
2. Необходимо
предвидеть ход развития
3. Разрабатывается
запасной «аварийный» план, который
удастся выполнить даже при
самых неблагоприятных
4. В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления.
5. Планированием
должны заниматься
6. Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы.
Уровни планирования:
– стратегические планы;
– тактические планы;
– оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам:
– краткосрочные (до года);
– среднесрочные (от 1 до 2 лет);
– долгосрочные (5-10 лет);
– перспективные (более 10 лет).
По целям: стратегические и тактические.
Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.
Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.
Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.).
Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.
22. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом.