Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат
Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.
В случае расширенного воспроизводства полученные деньги используются для расширения производства.
Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы товара из материальной в денежную и подтверждает его денежную стоимость на рынке.
Распределение является фазой общественного производства, когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики. Значение распределения: оказывает большое влияние на производство и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.
Роль потребления направлена на использование общественного продукта в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства.
Виды потребления:
– материальное;
– нематериальное;
– коллективное;
– индивидуальное.
14. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
К таким документам относятся:
– устав предприятия или организации;
– штатное расписание предприятия;
– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;
– организационная структура управления;
– положения о структурных подразделениях;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.
Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.
Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.
Формы распорядительного воздействия:
а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);
б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;
в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;
г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;
д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.
15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.
Особенность административных методов:
– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;
– соответствие административных методов нормам органов управления.
Способы административного воздействия.
1. Материальная ответственность и взыскания.
Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.
2. Дисциплинарная
ответственность и взыскания
используются в случае
Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:
– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;
– противоправные действия или бездействие работника;
– нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.
За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.
3. Административная
ответственность и взыскания
используются в случаях
Разновидности административного взыскания:
– штрафы;
– предупреждения;
– административный арест;
– исправительные работы;
– конфискация или возмездное изъятие предметов.
Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.
Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.
Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.
Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.
Разновидности личностных качеств:
– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,
– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.
Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.
Основные этапы управленческого общения:
– выдача распорядительной информации;
– получение обратной информации;
– выдача оценочной информации. Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.
Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.
Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.
Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.
Разновидности конфликтов:
– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
– межличностные конфликты;
– конфликты по поводу распределения ролей на работе;
– деловые конфликты из-за столкновения интересов;
– семейные конфликты по различным проблемам и др.
17. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Роль психологических методов: имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.
Особенность: направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.
Психологическое планирование основывается на необходимости всестороннего развития личности человека, ликвидации отрицательных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.
Возможности психологического планирования: предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Результаты психологического планирования:
– разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;
– создание подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;
– положительный психологический климат в коллективе;
– создание личной мотивации людей, основываясь на философии организации;
– повышение интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их профессионального образования;
– уменьшение психологических конфликтов (недовольства, скандалов, обид, стрессов, раздражений);
– организация корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников организации.
Желательно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия.
Возможности психологических методов: позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, создать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.
Области изучения психологии труда: психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др.
Области изучения психологии управления: анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации труда работников и психологического климата в коллективе.
Социально-психологические методы – это наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
Пример социально-психологических методов управления – удовлетворение и стимулирование персонала организации.
Для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной работы в организации необходимо стимулировать работников, чтобы они были счастливы и довольны условиями и размером оплаты труда.