Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

В случае расширенного воспроизводства полученные деньги используются для расширения производства.

 

Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы товара из материальной в денежную и подтверждает его денежную стоимость на рынке.

 

Распределение является фазой общественного производства, когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики. Значение распределения: оказывает большое влияние на производство и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.

 

Роль потребления направлена на использование общественного продукта в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства.

 

Виды потребления:

 

– материальное;

 

– нематериальное;

 

– коллективное;

 

– индивидуальное.

 

14. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.

 

К таким документам относятся:

 

– устав предприятия или организации;

 

– штатное расписание предприятия;

 

– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

 

– организационная структура управления;

 

– положения о структурных подразделениях;

 

– правила внутреннего трудового распорядка;

 

– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

 

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

 

В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.

 

Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

 

Формы распорядительного воздействия:

 

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

 

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

 

в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

 

г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

 

д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

 

15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

 

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

 

Особенность административных методов:

 

– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;

 

– соответствие административных методов нормам органов управления.

 

Способы административного воздействия.

 

1. Материальная  ответственность и взыскания.

 

Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

 

2. Дисциплинарная  ответственность и взыскания  используются в случае нарушения  трудового законодательства, когда  возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее  исполнение трудовых обязанностей  работником.

 

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

 

Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

 

– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;

 

– противоправные действия или бездействие работника;

 

– нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

 

За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

 

3. Административная  ответственность и взыскания  используются в случаях совершения  административных правонарушений.

 

Разновидности административного взыскания:

 

– штрафы;

 

– предупреждения;

 

– административный арест;

 

– исправительные работы;

 

– конфискация или возмездное изъятие предметов.

 

Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

 

16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

 

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

 

Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.

 

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.

 

Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.

 

Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

 

Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

 

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

 

Разновидности личностных качеств:

 

– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,

 

– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.

 

Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.

 

Основные этапы управленческого общения:

 

– выдача распорядительной информации;

 

– получение обратной информации;

 

– выдача оценочной информации. Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.

 

Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.

 

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.

 

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.

 

Разновидности конфликтов:

 

– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;

 

– межличностные конфликты;

 

– конфликты по поводу распределения ролей на работе;

 

– деловые конфликты из-за столкновения интересов;

 

– семейные конфликты по различным проблемам и др.

 

 

 

17. ОСОБЕННОСТИ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Роль психологических методов: имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.

 

Особенность: направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

 

Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.

 

Психологическое планирование основывается на необходимости всестороннего развития личности человека, ликвидации отрицательных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.

 

Возможности психологического планирования: предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

 

Результаты психологического планирования:

 

– разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;

 

– создание подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;

 

– положительный психологический климат в коллективе;

 

– создание личной мотивации людей, основываясь на философии организации;

 

– повышение интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их профессионального образования;

 

– уменьшение психологических конфликтов (недовольства, скандалов, обид, стрессов, раздражений);

 

– организация корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников организации.

 

Желательно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия.

 

Возможности психологических методов: позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, создать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.

 

Области изучения психологии труда: психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др.

 

Области изучения психологии управления: анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации труда работников и психологического климата в коллективе.

 

Социально-психологические методы – это наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.

 

Пример социально-психологических методов управления – удовлетворение и стимулирование персонала организации.

 

Для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной работы в организации необходимо стимулировать работников, чтобы они были счастливы и довольны условиями и размером оплаты труда.

Информация о работе Менеджмент и его специфика