Развитие корпоративной культуры в комерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:11, дипломная работа

Краткое описание

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры, ее влияние на личность человека внутри организации
1.1. Понятие, сущность и значение корпоративной культуры……………….6
1.2. Структура корпоративной культуры организации………………………10
1.3. Иерархия корпоративных ценностей…………………………………….15
1.4. Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность…………………………………………………………………….………19
Глава 2. Составляющие корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-управленческая структура ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………………….24
2.2. Система корпоративных норм и правил, критерии выбора модели корпоративного поведения в ОАО «Сбербанк России»……………………………..32
2.3. Производственная система ОАО «Сбербанк России» (ПСС)………….37
2.4. Бережливое производство как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………44
2.5. Клиентоориентированность, как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..49
Глава 3. Проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России» и возможные пути совершенствования…………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………………59
Список использованной литературы и источников………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОООООМ! (1).docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

1.  Идеальная культура - это идеальные образы (смыслы, ценности, социальные нормы, социальные  ориентации), знание (научное, практическое), причем каждый участник создает  какой-либо определенный фрагмент  этой культуры.

2.  Материальная культура  – это субъективные элементы  мира: вещи; материально-вещественная, предметная деятельность; материально-предметные  отношения; социальные организации;  окружающая среда.

Материальные компоненты являются носителями культуры духа, которая  играет решающую роль. Смысл наполняет  содержанием духовные ценности и  материальные предметы, т.е. раскрывает их культурную сущность.

Генеральной линией корпоративной  культуры является установление эффективных  межличностных отношений в трудовом коллективе, помогающих улучшить качество работы и повысить ценностную значимость труда каждого работника в  соответствии с его достоинством и репутацией. Ключевым направлением эффективных межличностных контактов  – умелое использование вербальной и невербальной коммуникации.

Корпоративная культура, являясь  неотъемлемой частью жизнедеятельности  компании, существенно влияет на ее эффективность. Понимая это, руководство  компаний сегодня стремится к  созданию сильной корпоративной  культуры, которая базируется на ином, чем прежде, понимании человека и  его роли в системе общественного  разделения труда.

В целом эффективную корпоративную  культуры отличает следующее:

1. Слаженность, взаимодействие, то, что называется team spirit (командный дух);

2. Удовлетворение работой и гордость за ее результаты;

3. Преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;

4. Высокая требовательность к качеству труда;

5. Готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны.

Одним из заметных результатов  сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Это объясняется единодушием  в мнении сотрудников о том, что  является целью организации и  за что она выступает.  Это, в  свою очередь, рождает сплоченность сотрудников, верность и преданность  организации, а следовательно, желание  покинуть такую организацию у  работников пропадает.

Таким образом, корпоративная  культура формирует определенный имидж  организации, отличающий ее от любой  другой; она создает систему социальной стабильности в организации, являясь  чем-то вроде социального клея, который  помогает сплачивать организацию, обеспечивая  присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто  данное, абсолютное: она постоянно  меняется по мере изменения людей  и событий в организации.

Корпоративная культура –  индивидуальность компании, характеризующаяся  тем или иным способом выполнения работы и состоящая из нескольких слоев, каждый из которых отражает уровень  культуры каждого отдельного внутреннего  подразделения, его субкультуру.

 

1.2. Структура корпоративной  культуры 

Корпоративная культура живет  в единой символике, посредством  которой передаются ценностные ориентации, негласные правила поведения, представления  о принятом и неприемлемом способах взаимодействия, лежащие в основе построения взаимодействий внутри и  за пределами организации.

Корпоративная культура –  это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие  нормы, определяющие типичный для данной организации подход к решению  проблем.

Основу корпоративной  и организационной культуры составляют те идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются членами  организации. Они могут быть абсолютно  разными, в т.ч. и в зависимости  от того, что лежит в основе –  интересы организации в целом  или интересы ее отдельных членов. Из ценностей вытекает стиль поведения, общения. Корпоративная культура –  одно из самых эффективных средств  привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет  потребности первого уровня (условно  говоря, чисто материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит  корпоративная культура.

Среди составляющих и организационной, и корпоративной культуры можно  выделить такие понятия, как ценностные ориентации, идеи, установки. Но если в  рамках корпоративной культуры под  этим подразумевается социально-психологический  климат, то в организационной культуре – это структура, модель организации.

Наиболее общий подход к анализу структуры корпоративной  культуры выявляет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с культурой конкретной организации  обычно начинается с ее поверхностного уровня, включающего такие внешние  организационные характеристики, как  продукция или услуги, оказываемые  организацией, используемая технология, размещение и обстановка производственных помещений и офисов, наблюдаемое  поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п.

На более глубоком уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько  эти ценности отражаются в символах и языке.

Ценности (или ценностные ориентации) – это то главное, на что ориентируются и к чему стремятся люди. Ценности ориентируют человека на то, какое поведение и какие действия можно считать допустимыми или недопустимыми. Принятые ценностные постулаты помогают индивиду понять, как именно он должен действовать в конкретной ситуации.

Иногда выделяют также  третий, глубинный уровень, к которому относится то, что формирует целесообразность действий и поступков, а иногда –  ценностей и ценностных ориентаций, т.е. смысл и социальную ответственность  организации. Он включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим  членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти  скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение  людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную  культуру.

Существует множество  подходов к выделению различных  атрибутов, характеризующих и идентифицирующих культуру на том или ином уровне.  Современные социологи рассматривают корпоративную культуру на основе следующих характеристик:

– личная инициатива, т.е. степень  ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

– степень риска, т.е. насколько  человек в организации готов  пойти на риск;

– направленность действий, т.е. насколько четко устанавливаются  цели и ожидаемые результаты их достижения;

– согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения  и люди внутри организации координировано взаимодействуют;

– управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки работникам со стороны управленческих служб;

– контроль как перечень правил и инструкций, применяемых  для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

– идентичность, т.е. степень  отождествления каждым сотрудником  себя с организацией;

– система вознаграждений как степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

– конфликтность как степень  готовности сотрудников открыто  выражать свое мнение и пойти на конфликт;

– модели взаимодействия как  степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Таким образом, корпоративная  культура задает некоторую систему  координат, которая объясняет, почему организация и люди в ней функционируют  именно таким, а не иным образом. Она  позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие  модели, разделяемые всеми работниками.

Следовательно, если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать  важным фактором организационной эффективности. Поэтому современные организации  рассматривают культуру в том  числе и как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать  все подразделения и отдельных  лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.

Интересным представляется часто встречающееся мнение, что  о корпоративной культуре можно  говорить только в случае, когда  руководство демонстрирует и  утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в  компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная  культура может быть определена как  совокупность норм, правил, обычаев  и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения  сотрудников, согласующиеся со стратегией организации.

Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции  корпоративной культуры. Содержание корпоративной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального  положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между  собой и как они формируют  профили определенных культур.

Отличительной чертой той  или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения  конфликта между ее разными составляющими.

В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать  доминирующей, т.е. собственно корпоративной  культурой, если она целенаправленно  поддерживается и используется организационной  властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении  общей организационной цели.

В организации может существовать и такой тип субкультур, которые  достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом (или иногда – ее лидер) хочет достигнуть. Среди  этих организационных контркультур может быть как прямая оппозиция  ценностям доминирующей корпоративной  культуры, так и оппозиция структуре  власти в рамках доминирующей культуры организации, а также оппозиция  к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей культурой.

Если корпоративная культура уже сформирована, особое внимание необходимо уделить ее поддержанию. Во многих случаях выполнение этой задачи возложено на службы или отделы управления персоналом. Процесс отбора, критерии оценки исполнения работ, система  вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, развитию карьеры, продвижению  и ротации кадров гарантируют, что  отобранные кандидаты будут соответствовать  организационной культуре компании.

Определяющую роль в поддержании  корпоративной культуры играют три  фактора:

– отбор персонала;

– деятельность высшего  руководящего звена;

– политика социализации персонала  компании – методы, которые помогают работникам адаптироваться к организационному окружению.

Руководство компаний играет ключевую роль как в формировании, так и в поддержании корпоративной  культуры. Менеджеры среднего звена  будут устанавливать основные правила  и нормы поведения, основываясь  на высказываниях руководителей  и моделях их поведения в конкретных ситуациях. Такие нормы и правила  распространяются по всей организации  на более низкие уровни. Рядовые  и новые сотрудники постепенно узнают, какие формы поведения наиболее предпочтительны. Например, поощряется ли готовность идти на риск? Как много  свободы предоставлено сотрудникам  в решении во-просов, связанных  с их непосредственной работой? Какие  требования предъявляются к внешнему виду? На каких критериях основана система вознаграждения?

Безусловно, единого списка рекомендаций для руководителя о  том, как «правильно» формировать  и поддерживать «нормальную» корпоративную  культуру, составить никто не сможет. Хотя бы по той причине, что культура эта и есть один из персонифицирующих  признаков компании. Не существует ни одной организации, культура которой  бы в точности повторяла культуру другой. Потому и не может быть «правильной» или «нормальной» культуры, как не может быть «неправильной» или «ненормальной». В этом смысле корпоративная культура может выступать как одно из внешних  выражений кем-то созданной организации.

Вероятно, руководители для  успешного поддержания на должном  уровне и укрепления организационной  культуры компании должны быть, прежде всего, эффективными менеджерами. Они  должны быть уверены в себе, ставить  перед собой и своими сотрудниками четкие и ясные цели, принимать  людей такими, какие они есть, но в то же время не упускать возможности  для обучения и развития подчиненных. Они должны в меру доверять другим и уметь делегировать ответственность, при этом не забывая о своевременном  и разумном контроле. Кроме этого, руководители должны ориентироваться  на достижение успеха, а не на избежание  неудач, снисходительно относиться к  ошибкам, просчетам и поражениям, принимая и оценивая их как бесценный  опыт, а не подпись в собственном  приговоре, стремиться к такой системе  мотивации сотрудников, при которой  они работали бы увлеченно, а не по принуждению. Хотя эти рекомендации и носят характер общих фраз об управлении, практика показывает, что  специально разработанные тома правил поведения, меморандумы о ценностях, корпоративные кодексы и т.д. работают куда менее эффективно без соблюдения руководством компании этих общих принципов.

Информация о работе Развитие корпоративной культуры в комерческом банке