Развитие корпоративной культуры в комерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:11, дипломная работа

Краткое описание

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры, ее влияние на личность человека внутри организации
1.1. Понятие, сущность и значение корпоративной культуры……………….6
1.2. Структура корпоративной культуры организации………………………10
1.3. Иерархия корпоративных ценностей…………………………………….15
1.4. Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность…………………………………………………………………….………19
Глава 2. Составляющие корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-управленческая структура ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………………….24
2.2. Система корпоративных норм и правил, критерии выбора модели корпоративного поведения в ОАО «Сбербанк России»……………………………..32
2.3. Производственная система ОАО «Сбербанк России» (ПСС)………….37
2.4. Бережливое производство как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………44
2.5. Клиентоориентированность, как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..49
Глава 3. Проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России» и возможные пути совершенствования…………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………………59
Список использованной литературы и источников………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОООООМ! (1).docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

Сбербанк описал принципы своей корпоративной культуры в  специальном документе, с которым  каждый сотрудник знакомится уже  при приеме на работу. В нем дается история создания банка, разъясняются миссия, цели и стратегические приоритеты, декларируются принципы корпоративной  культуры.

Миссия, ценности и Корпоративный  кодекс компании - это программа  действий, которая позволяет внутренним и внешним клиентам прогнозировать ее развитие и планировать взаимодействие с ней. Корпоративный кодекс выступает  воплощением философии компании, ее стратегии и тактики. В нем  закрепляются добровольные обязательства  перед работниками и внешним  миром, которые компания принимает  на себя сверх тех, что предписаны законодательством. Кодекс декларирует  высокий уровень деловой культуры, предполагает соблюдение высоких идейных  принципов и норм, содействует  четкому позиционированию компании по отношению к своим клиентам и сотрудникам.

Корпоративный кодекс служит основой развития корпоративной  культуры. Он не только отражает систему  ценностей компании, но и помогает транслировать эту систему ценностей  вовне.

Экземпляр Корпоративного кодекса  вручается при поступлении на работу каждому новому сотруднику для  того, чтобы тот понимал, как вести  себя с коллегами и клиентами, что приветствуется и что категорически  запрещено в компании, начиная  с базовых вопросов (например, внешний  вид, дресс-код) и заканчивая такими сложными проблемами, как взаимоотношения  с внешним миром (средства массовой информации, банковская тайна и т. п.).

Особое внимание также  уделяется вопросам банковской этики  и корпоративному стандарту внешнего вида банковского служащего. Сегодня, когда банк вовлечен в процесс  жесточайшей конкуренции, когда  все они предлагают почти одинаковый набор услуг, разница в 0,5% или  в 1% депозитной ставки вряд ли может  быть определяющей при принятии решения  о выборе банка. Борьба за клиента  ведется куда более изощренными  способами - на уровне сознания и подсознания, с применением современных техник влияния. Речь идет об оказании влияния  на клиента путем использования  таких коммуникативных средств, как умение слушать, умение задать правильный вопрос, умение расположить к себе и установить контакт, умение профессионально  выйти из конфликтной ситуации. Для  сотрудника, непосредственно работающего  с клиентом, это - ключевые компетенции (обязательность знания банковских продуктов  и процедур не обсуждается).

2.3. Производственная система  Сбербанка (ПСС)

Производственная система  Сбербанка в своей основе имеет  принципы Lean-менеджмента. Эти технологии призваны оптимизировать, по сути, скрытые  резервы сотрудников и помочь им научиться более рационально  использовать свои профессиональные навыки и рабочее время. Каждый сотрудник  на своем месте должен приложить  максимум усилий к тому, чтобы улучшить свою работу, чтобы стать еще эффективнее  и успешнее. Менталитет каждого из сотрудников должен измениться. Каждый сотрудник должны проанализировать каждое свое действие на рабочем месте  и придумать, как эти действия упростить и улучшить. Внедрение Lean в Сбербанке является беспрецедентным  по своему охвату. Программа развёртывания  ПСС распространяется на все отделения  Сбебанка России со штатом сотрудников  свыше трех человек. В результате доля отделений по всей России, переведенных на принципы ПСС, по состоянию на 1 января 2013 года составляет более  70 % от общего числа. По итогам развёртывания повышение  производительности труда должно составить 50%. Главная особенность ПСС —  включение всех сотрудников компании в процесс бережливого производства. Каждый день сотрудник что‑то делает лучше, эффективнее, и это отражается на его производительности труда, а потому поощряется. Одним из важнейших условий развертывания ПСС является проведение опережающего обучения персонала. По состоянию на 1 января 2013 года уже проведено 60 обучающих семинаров по внедрению Производственной системы Сбербанка. В течение года обучение пройдут все сотрудники, участвующие в развертывании ПСС.

Самое сложное во всех преобразованиях  производственной системы - это формирование новой корпоративной культуры, где  каждый сотрудник стремится к  совершенствованию, заинтересован  в результатах своей работы, думает, что можно улучшить, и предлагает свои идеи. Поэтому идеологическая составляющая этого проекта чрезвычайно  серьезна. За один месяц и даже год  невозможно поменять корпоративную  культуру организации.

В конечном итоге Производственная система Сбербанка должна проникнуть в жизнь каждого сотрудника, чтобы  каждый начал жить по простой и  понятной формуле:

Lean = здравый смысл + дисциплина +постоянство

ПСС - это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процессов, улучшения системы управления и  изменения шкалы ценностей и  поведенческих установок сотрудников.

Решив строить свою производственную систему, основанную на принципах бережливого  производства, Сбербанк России вступает на путь непрерывного развития и совершенствования. Начинается создание новой философии  мышления и действия, которая позволит Сбербанку удерживать лидирующие позиции  на рынке, сделает сотрудников компании единой командой, нацеленной на развитие и рост. Главным является не формальное применение некоторых процедур, а  сознательная интеграция философии  бережливого производства в текущую  деятельность.

ПСС играет важную роль в  стратегии развития Сбербанка России. На данный момент существует пять ключевых элементов стратегии:

   1. «Лицом к клиенту». Здесь главным является ориентация  на клиента. В первую очередь,  конечно, качественный сервис  и удобство в обслуживании. Но  не менее важно и формирование  привлекательного продуктового  ряда, а также грамотно выстроенная  система коммуникаций с клиентами,  — только такая комплексная  система позволяет привлечь внимание  к продуктам и услугам, объяснить  их суть и, в конечном итоге,  продать их как можно большему  числу людей. А главное —  сделать так, чтобы они возвращались  к снова и снова.

   2. Индустриализация  систем и процессов. Лежит в  основе построения систем и  процессов управления с целью  повышения их управляемости и  масштабируемости. Повышает уровень  организации клиентской работы, позволяет выстраивать эффективные  взаимоотношения с клиентами,  повышая качество и скорость  обслуживания, более эффективно  управлять кредитными и другими  видами рисков.

   3. Производственная  система Сбербанка (ПСС).

   4. Развитие сотрудников  Сбербанка. Одним из пунктов  является уменьшение числа сотрудников.  Методика оценки компетенции,  разработанная в самом Сбербанке,  позволяет определить управленческий  потенциал и соответствие должности. 

С начала 2013 года проведена  оценка более 120 тыс. менеджеров. До конца года будут проверены остальные 130 тыс. менеджеров банка. К концу 2013 году должны быть оценены профессиональные качества 200 тыс. сотрудников Сбербанка. На оценку компетенции и развитие сотрудников Сбербанк планирует направлять несколько миллионов рублей в год.  Стратегия развития Сбербанка предусматривает, что до конца года персонал будет сокращен на 30%. С начала года численность сотрудников Сбербанка сократилась на 12 тыс. штатных единиц, что составило примерно 5%. Система проверок позволит Сбербанку оптимизировать кадровый состав и проводить увольнения максимально эффективно. В процессе поэтапного сокращения персонала будут ликвидированы вакансии и перераспределены объемы операций между фронт- и бэк-офисами. В качестве причин таких непопулярных мер господин Греф пояснил, что "сегодня Сбербанк компенсирует свое профессиональное и технологическое отставание от конкурентов тем, что у нас на тех же операциях занято большее количество сотрудников". А это, по словам руководителя, делает Сбербанк слабее по сравнению с конкурентами.

   5. Развитие международных  операций. Операции с международными  банковскими картами, совершение  валютных операций и международных  расчетов, размещение денежных средств  в любой валюте мира, лизинг  и выдача кредитов на международной  основе. Сейчас уже виден значительный  потенциал развития на рынках  соседей: Украины, Казахстана, Белоруссии. Также Греф заметил, что идет  активное изучение рынков Индии  и Китая. Наибольший интерес  вызывает Восточная Европа.

ПСС - является одним из пяти взаимосвязанных ключевых элементов  Стратегии развития Сбербанка. Успешная реализация ПСС является необходимым  условием достижения Сбербанком своих  стратегических целей.

Цель ПСС – превращение  Сбербанка в клиентоориентированную компанию и обеспечение непрерывного повышения эффективности его  работы путем стандартизации и оптимизации  производственных процессов, а также  постоянного применения инструментов «бережливого производства» всеми  сотрудниками в своей повседневной деятельности.

Основными задачами является:

   1. Оптимизация процессов.  Разработка сквозных процессов  с учетом потребностей клиента  с целью исключения потерь, негибкости  и непостоянства.

   2. Образ мышления  и поведения. Преобразования, обеспечивающие  устойчивые изменения культуры  работы, под руководством линейных  руководителей.

   3. Управленческая  инфраструктура и оценка результативности. Оценка и контроль эффективности  на всех уровнях компании.

ПСС - это комплексный подход, включающий оптимизацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мышления и поведения сотрудников. Именно комплексный подход необходим в реализации ПСС для достижения долгосрочного эффекта непрерывных улучшений.

Что касается оптимизации  процессов, то она обеспечивает сокращение потерь, негибкости и непостоянства. Все что делают сотрудники Сбербанка, они это делают, только если клиенту  это нужно (он готов за это платить). Каждый сотрудник должен нести ответственность  за решение той или иной проблемы. Улучшения в работе должны быть видны  каждый день, пусть даже самые незначительные. Также должна быть формализованная  система инновации и обратной связи.

Управленческая инфраструктура и оценка результативности включает в себя – четкие цели и ежедневный контроль их достижения, прозрачная система  мотивации, максимальное делегирование  полномочий в рамках утвержденных процессов, контроль результата, а не процесса.

Управленческая инфраструктура и оценка результативности обеспечивает поддержку внедряемых изменений:

   1. Определение ключевых  показателей эффективности подразделений.

   2. Организация доски  результативности для отслеживания  полученных результатов ключевых  показателей эффективности.

   3. Проведение наставничества  с «отстающими» сотрудниками; обмен  передовым опытом с «лидерами».

   4. Проблемы, их основные  причины и идеи по совершенствованию  работы обсуждаются в группе  ежедневно и еженедельно.

Образ мышления и поведения  каждого сотрудника Сбербанка должен складываться из таких элементов  как: клиент - это наше все, у сотрудников  должна быть постоянная нацеленность на результат, стремление к самосовершенствованию, принятие ответственности, неравнодушие, доброжелательность и открытость.

Изменение мышления и поведения  необходимы для закрепления достигнутых  результатов.

Чтобы сотрудник компании изменил свое поведение нужно:

   1. Подавать пример. Видеть перед собой положительный  пример (руководителя, коллег).

   2. Воспитывать понимание  и воззрение. Сотрудник должен  понимать почему он должен  изменить свое поведение.

   3. Развивать навыки. Иметь возможность учиться, освоить  новые навыки.

   4. Обеспечить нормативную  поддержку. Сотрудник должен знать,  что в компании существуют  формальные процессы, нормативы,  поддерживающие изменения.

Из этих четырех элементов  и образуется мышление и поведение  каждого сотрудника Сбербанка.

Система 5S – это инструмент бережливого производства, позволяющий  оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при  подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001.

Мероприятия, лежащие в  основе 5S (сортировка, содержание в  чистоте, соблюдение порядка, стандартизация и совершенствование), абсолютно  логичны. Они представляют собой  базовые правила управления любым  продуктивно работающим офисом. Однако именно системный подход, который  система 5S применяет к этим мероприятиям, и делает ее уникальной.

Система 5S – это создание эффективного рабочего места. Сбербанку  России система необходима для:

1. Устранения потерь, связанных с плохо контролируемыми процессами;

2. Обеспечения полного контроля размещения материалов и предметов в рабочей зоне;

3. Стандартизации непрерывного совершенствования критически важных процессов и параметров.

До применения системы 5S рабочее место сотрудника выглядит так:

1. Беспорядок в шкафу и на рабочем месте;

2. Документы не отсортированы (при необходимости взять нижнюю папку, необходимо перекладывать верхние);

3. Излишние товарно-материальные запасы;

4. Отсутствие стандартов маркировки для быстрого поиска необходимого документа (информации);

Информация о работе Развитие корпоративной культуры в комерческом банке