Развитие корпоративной культуры в комерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:11, дипломная работа

Краткое описание

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры, ее влияние на личность человека внутри организации
1.1. Понятие, сущность и значение корпоративной культуры……………….6
1.2. Структура корпоративной культуры организации………………………10
1.3. Иерархия корпоративных ценностей…………………………………….15
1.4. Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность…………………………………………………………………….………19
Глава 2. Составляющие корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-управленческая структура ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………………….24
2.2. Система корпоративных норм и правил, критерии выбора модели корпоративного поведения в ОАО «Сбербанк России»……………………………..32
2.3. Производственная система ОАО «Сбербанк России» (ПСС)………….37
2.4. Бережливое производство как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………44
2.5. Клиентоориентированность, как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..49
Глава 3. Проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России» и возможные пути совершенствования…………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………………59
Список использованной литературы и источников………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОООООМ! (1).docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассмотренная  проблема должна относиться ко всем уровням  структуры корпоративной культуры – как к ее внешним проявлениям, ценностям и ценностным ориентациям, так и к базовым предположениям, определяющим и направляющим внешние  проявления организационной культуры компании.

 

1.3. Иерархия корпоративных  ценностей

Анализ корпоративных  ценностей различных компаний показывает, что большинство ценностей схожи. Часто можно обнаружить следующие:

  1. Высокая результативность выполнения работы;
  2. Ориентированность на клиента;
  3. Работа в команде;
  4. Последовательность;
  5. Честность;
  6. Справедливость;
  7. Дисциплина;
  8. Безопасность;
  9. Инновации;
  10. Исполнение обещанного;
  11. Забота об окружающей среде;
  12. Развитие своих людей;
  13. Снижение издержек;
  14. Рост;
  15. Обслуживание;
  16. Забота о других;
  17. Взаимоотношения;
  18. Управление рисками;
  19. Стремление к превосходству;
  20. Стремление к постоянному улучшению всех составляющих бизнеса;
  21. Преданность;
  22. Сбалансированность.

Эти ценности являются положительными характеристиками, полезны для деятельности любой компании и ценятся в  обществе. Кроме этого существует и другой список ценностей, к которому стоит отнести такие понятия, как:

  1. Деньги;
  2. Статус;
  3. Независимость;
  4. Избегание неприятностей;
  5. Уход от конфликта;
  6. Власть;
  7. Победа над другими;
  8. Желание выглядеть хорошо;
  9. Стремление склонить всех на свою сторону;
  10. Популярность;
  11. Контроль;
  12. Желание отстоять свою правоту.

Эти ценности не принято  называть в числе корпоративных, однако они таковыми являются. Ведь, по сути, корпоративные ценности —  это то, что важно для сотрудников  в их организации. Соединение первого  и второго списков будет составлять существующую в компании корпоративную  культуру. Перечисленные ценности характерны для корпоративной культуры любой  организации. Целью же компании в  плане развития корпоративной культуры обычно становится развитие и укрепление неэгоистических ценностей, делающих деятельность фирмы более эффективной  и повышающих ее возможности в  достижении стратегических целей. При  этом ключевым вопросом является определение  иерархии корпоративных ценностей.

Например, в одной из консалтинговых столичных фирм преобладают две  ценности: производить работы для  клиентов в срок и делать это качественно. Однако когда возникает выбор  между сроками и качеством, предпочтение отдают срокам. Другим примером может  стать производственная организация, где на одной чаше весов лежит  такая ценность, как безопасность, а на другой — результативность работы. Ситуация, подобная этой, представляет собой дилемму ценностей. В конце  концов, приходится определяться, какое  место по важности занимает безопасность в процессе производства, а какое  — результативность. Если отдать предпочтение безопасности, то необходимость дополнительных инвестиций и изменения некоторых  технологических решений в ее пользу даст в результате определенную потерю эффективности. Если же сфокусироваться  в первую очередь на эффективности  производства, то неминуем компромисс в отношении безопасности труда.

Подобные дилеммы заставляют нас определять текущие приоритеты — тем самым мы определяем иерархию ценностей компании. Изначально все  ценности имеют для нас приблизительно равное значение, однако когда мы сталкиваемся с ними при определенных обстоятельствах, выясняется, что одни из них имеют  для нас большее значение, чем  другие.

При планировании корпоративной  культуры организациям следует начать с выбора своего стратегического  приоритета. Так, фокусом внимания корпорации может стать: культура достижений, культура, ориентированная на клиента, культура, развивающая командные действия или инновации, и др. Развитие и  укрепление каждого из подобных направлений  требует от компании значительных усилий и целеустремленности. Поэтому такие  решения, как «хорошо бы развить  все сразу», скорее всего, потерпят неудачу, они просто невыполнимы.

Системные структурированные  усилия по выравниванию корпоративной  культуры в соответствии со стратегией организации включают в себя диагностику  существующей корпоративной культуры (определение требуемой для выполнения стратегических задач корпоративной  культуры или программы необходимых  изменений в сфере организационных  ценностей, систем, символов и поведения) и проведение самих изменений. По всей видимости, каждой компании для  начала необходим план с ясными измеряемыми  целями и подробным описанием  действий по изменению и укреплению культуры.

По мере введения изменений  в культуру организации, скорее всего, будет происходить разделение ее работников на три лагеря. В первом окажутся сторонники: те, кто разделяет  продвигаемые ценности и поддерживает изменения. Эти сотрудники в основном и возглавят Ваш процесс перемен. Во вторую группу попадут те, кто  способен принять новые условия  и адаптироваться под них. Дальнейшее их поведение будет определять значимость мнения людей, оказавшихся в первом и третьем лагерях. Если в третьем  лагере окажутся более сильные лидеры, чем в первом, то неизбежно представители  второго лагеря будут переходить в третий, и наоборот.

Третий лагерь будет состоять из людей, которые не примут новую  культуру. Что будет происходить  с ними в дальнейшем? Часть из них сами покинут организацию, а  остальных придется уволить. В любом  случае этот процесс ухода из компании (добровольно или по инициативе руководства) будет болезненным, но он неизбежен. При последующем наборе новых  сотрудников важно не пополнять  третий лагерь.

В любой компании резервуаром  корпоративной культуры являются ее сотрудники, а ее источником — руководители. Культура не складывается сама по себе — ее формируют руководители, определяя  ценности, способствующие реализации стратегий бизнеса, проводя последовательную политику вознаграждения носителей  культуры и изолируя ее разрушителей. Корпоративная культура — это  управляемый процесс, который требует  определения своих задач и  плана действий. В связи с тем, что культура связана с сообщениями, то для управления формированием  культуры необходимо управлять сообщениями. Примерами сообщений могут служить  нормы, сложившиеся относительно систем отбора новых сотрудников, системы  вознаграждения и продвижения, политики тренинга и развития, процессы управления карьерой и т. д.

Если Вы можете выделить и изменить достаточное количество источников сообщений, то Вы сможете  изменить культуру компании. Речь идет не о смене ритуалов или проведении корпоративных вечеринок, а о  проведении системных изменений  и отслеживании измеряемых результатов.

 

1.4 Влияние корпоративной  культуры на организационную  деятельность

Современные организации  рассматривают корпоративную культуру в качестве мощного стратегического  инструмента, ориентирующего всех сотрудников  на общие цели, мобилизацию их инициативы и обеспечение продуктивное взаимодействие.

 Можно выделить два  направления влияния корпоративной культуры на жизнь организации:

  1. Культура и поведение взаимно влияют друга на друга;
  2. Культура влияет на процесс достижения результатов.

 Существует много подходов, определяющих влияние культуры  на организацию.

 Так, например, В. Сате  выделял семь процессов, влияющих  на организационную деятельность:

Кооперация между индивидами и частями организации (зависит  от преобладания индивидуалистической и коллективистской культуры).

Принятие решений (зависит  от разделяемых ценностей и верований, формирующих у сотрудников набор  базовых предположений).

Контроль (зависит от преобладания одного из трех механизмов контроля –  рыночного, административного и  кланового).

Коммуникации (разделяемые  положения позволяют совершать  действия без слов и помогают в  интерпретации сообщений).

Лояльность организации (сильная культура делает сильным  отождествление и чувства сотрудника к организации).

Восприятие организационной  среды (культура обеспечивает сотрудников  общей интерпретацией их опыта).

Оправдание своего поведения (культура помогает членам коллектива действовать осмысленно).

 Т. Питерс и Р.  Уотерман выявили связь между  культурой и успехом организации.  Они определили ряд верований  и ценностей корпоративной культуры, приведших эти компании к успеху:

 Вера в действия (откладывание  решений приравнивается к их  неприятию).

 Связь с потребителем (потребитель является фокусом  в работе организации).

 Поощрение автономии  и предприимчивости (внедрение новшеств, борьба с бюрократией, предоставление  отдельным сотрудникам самостоятельности  для проявления творчества и  риска).

 Рассмотрение людей  как главного источника производительности  и эффективности (человек –  наиболее важный актив компании).

 Знание того, чем управляешь (руководители имеют непосредственные  контакты с подчиненными на  их рабочих местах).

 Не заниматься тем,  чего не знаешь (отказ от диверсификации  в сторону от основного бизнеса).

 Простая структура  и немногочисленный штат управления (менеджеры больше ориентированы  на уровень выполнения подчиненными  своей работы).

 Одновременное сочетание  гибкости и жесткости в организации  (работники понимают и верят  в ценности компании, уменьшение "руководящих" вмешательств  и числа регулирующих правил  и процедур).

 Модель, в которой в  более общем виде представлена  связь между культурой и результатами  деятельности организации представлена  американским социологом Т. Парсоном. Она разработана на основе  спецификации определенных функций,  которые любая социальная система,  в том числе организация, должна  выполнять, чтобы выжить и добиться  успеха. Первые буквы английских  названий этих функций в аббревиатуре  дали название модели – AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение  целей); integration (интеграция) и legiaсy (легитимность).

 Суть модели состоит  в том, что для своего выживания  и процветания любая организация  должна быть способна адаптироваться  к постоянно меняющимся условиям  внешней среды, добиваться выполнения  поставленных ею целей, интегрировать  свои части в единое целое,  и, наконец, быть признанной  людьми и другими организациями.  Во-первых, адаптивная культура –  культура, способная быть катализатором  изменений, именно от этой функции  зависит способность организации  работать в долгосрочном периоде.  Ценности, поддерживаемые адаптивной  культурой: доверие, склонность  к риску, предпринимательство,  креативность, инновации и т.д.

 Во-вторых, культура должна  быть адекватна поставленным  целям. Корпоративная культура  должна помогать реализовать  выбранную стратегию, достигать  поставленные цели. Например, культура  шведской компании IKEA, которая производит  и продает недорогую мебель, адекватна  выбранной стратегии. Культура IKEA базируется на таких ценностях  как простота, скромность и контроль  за издержками. Менеджеры компании, включая высшее руководство, никогда  не летают первым классом и  не останавливаются в дорогих  отелях.

 В-третьих, поскольку  адаптация к условиям внешней  среды требует от группы совместного  решения задач, группа должна  обладать способностью, развивать  и поддерживать систему определенных  внутренних взаимоотношений между  своими членами. Процесс интеграции  – процесс создания и развития  группы происходит одновременно  с процессами решения проблем  и достижения заданных целей.

 В-четвертых, культура  должна разделяться большинством  сотрудников, а деятельность организации  должна быть законной и признанной  обществом.

 Модель AGIL исходит из  того, что ценности корпоративной  культуры являются наиболее важными  средствами (инструментами) реализации  функций этой модели. Если разделяемые  в организации верования и  ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и  доказать свою полезность людям  и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять  на достижение успеха данной  компании.

Информация о работе Развитие корпоративной культуры в комерческом банке