Развитие корпоративной культуры в комерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:11, дипломная работа

Краткое описание

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно уникальная интегративная сущность данной концепции создает при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - ее методологически грамотное применение дает возможность эффективно управлять предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры, ее влияние на личность человека внутри организации
1.1. Понятие, сущность и значение корпоративной культуры……………….6
1.2. Структура корпоративной культуры организации………………………10
1.3. Иерархия корпоративных ценностей…………………………………….15
1.4. Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность…………………………………………………………………….………19
Глава 2. Составляющие корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-управленческая структура ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………………………….24
2.2. Система корпоративных норм и правил, критерии выбора модели корпоративного поведения в ОАО «Сбербанк России»……………………………..32
2.3. Производственная система ОАО «Сбербанк России» (ПСС)………….37
2.4. Бережливое производство как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………44
2.5. Клиентоориентированность, как составляющая корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………..49
Глава 3. Проблемные зоны в области формирования корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России» и возможные пути совершенствования…………………………………………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………………59
Список использованной литературы и источников………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОООООМ! (1).docx

— 106.46 Кб (Скачать файл)

 Р. Квин и Дж. Рорбах  в модели "Конкурирующие ценности  и организационная эффективность"  развили и конкретизировали идеи  Т. Парсонса, предложив рассматривать  влияние культуры в трех измерениях: интеграция – дифференциация (упор  в сторону контроля или в  сторону гибкости), внутренний фокус  – внешний фокус (интерес к  устройству внутренних дел или  к укреплению положения во  внешней среде), средства/инструменты  – результаты/показатели (внимание  на процессы и процедуры или  на окончательные результаты  и показатели их измерений).

 Д. Дэнисон рассматривает  в своей модели четыре направления  оценки организационной культуры: внешний фокус, внутренний фокус,  стабильность и гибкость. Сочетание  этих характеристик дает параметры  оценки культуры: вовлеченность,  постоянство, адаптивность, миссия. В результате исследований была  установлена связь между величиной  этих параметров и эффективностью  организации – высокий уровень  каждого параметра важен для  успешной деятельности организации.

 Таким образом, корпоративная  (организационная) культура –  это система норм и ценностей,  а не простая совокупность  отдельных ее элементов, мероприятий  и стилевых атрибутов. Внедряя  корпоративную (организационную)  культуру нельзя допускать двойных  стандартов, правила должны действовать  для всех. Необходимо разделять  требования к сотрудникам на  те, которые строго обязательны  для исполнения и те, которые  желательны. Поскольку основная  цель – способствование эффективной  деятельности предприятия, корпоративная  культура должна развиваться  вместе с организацией и быть  такой, какой она нужна в  текущий момент времени.

 Все вышеперечисленные  модели были разработаны зарубежными  специалистами и в основе формирования  модели на любом уровне и  в любом структурном звене  должен лежать индивидуальный  подход, на основании экономико-организационной  культуры с учетом маркетинговой  ориентации.

 Иначе эти модели  вступили бы в противоречие  с законами необходимого разнообразия, согласно которому каждая система  должна отличаться специфическими  особенностями, чтобы реагировать  на многообразные воздействия  внутренней и внешней среды.  Если же такого разнообразия  нет, то какие-то сигналы могут  остаться незамеченными и невоспринятыми.

 В настоящее время  необходимо сформировать как  новую систему корпоративных  отношений, охватывающих весь  процесс воспроизводства, так  и новую концепцию внутрихозяйственных  отношений нового (предпринимательского) типа, а опыт этого пока еще  незначителен.

 Но нравственное воспитание, экономическое и юридическое  образование не помогут, если  условия, в которых существует  корпорация, вынуждает менеджеров  обманывать государство, партнеров  и персонал, не выполнять договорные  обязательства и т.д. Новые  российские корпорации работают  в условиях высокого экономического  роста, недостаточной правовой  базы, преимущественно фискального  интереса к их бизнесу со  стороны государства. Эти условия,  конечно, не способствуют формированию  высокой корпоративной культуры, но, несмотря на это, наиболее  перспективно мыслящие руководители  стараются создавать в своих  компаниях особый фирменный микроклимат,  который способствует зарождению  и развитию корпоративной культуры  и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Составляющие корпоративной культуры ОАО «Сбербанк России»

2.1.  Организационно-управленческая структура ОАО «Сбербанк России»

История Сбербанка России началась 172 года назад, в XIX веке. За почти  два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института  страны.

Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает  более 20 тысяч филиалов и отделений  на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство  в Китае.

Сбербанк сегодня –  это современный универсальный  банк, который предлагает широкий  спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

Официально банк считается  основанным в 1841 году, когда император  России Николай I своим указом повелел  учредить сберегательные кассы при  Московской и Петербургской сохранных  казнах.

Миссия Банка: Банк дает людям  уверенность и надежность, Банк делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать  устремления и мечты; банк строит одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья  ее сотрудников.

 Миссия Банка подчеркивает  важнейшую роль Банка в экономике  России и нашу особую социальную  роль в обществе – поддержание  в нем уверенности, надежности  и стабильности. Миссия Банка  однозначно определяет, что клиенты  Банка, их потребности, мечты  и цели есть основа всей  деятельности Банка как организации.

 Миссия устанавливает  амбициозную цель устремлений  Банка – стать одной из лучших  финансовых компаний мира. Она  также подчеркивает, насколько важны  для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его  целей невозможна без реализации  личных и профессиональных целей  людей, работающих в нем.

 Основной целью деятельности  банка в соответствии с генеральной  лицензией является привлечение  денежных средств от физических  и юридических лиц, а также  осуществление кредитно-расчетных  и иных банковских операций  и сделок с физическими и  юридическими лицами. Приоритетным  направлением работы банка в  сфере банковских услуг является  обслуживание безналичных денежных  расчетов физических и юридических  лиц. 

 Основной задачей банка  в области финансов является  постепенное возвращение к докризисному  уровню прибыльности, что, в свою  очередь, потребует стабилизации  качества кредитного портфеля, обеспечения  возвратности необслуживаемых кредитов, а также дальнейшего роста  эффективности бизнеса.

 Приоритетные задачи  работы с клиентами на 2013 год: 

1. Существенное улучшение качества обслуживания клиентов, повышение их удовлетворенности продуктами и обслуживанием в Сбербанке;

2. Увеличение доли в активах банковской системы России за счет укрепления позиций на основных сегментах финансового рынка;

3. Развитие новых направлений бизнеса: страхование, инвестиционно– банковские услуги;

4. Развитие операций за рубежом.

В рейтинге надежности российских банков Сбербанк занял в 2011 году первое место.

В рейтингах, составленных агентством «РБК. Рейтинг», Сбербанк среди российских банков занимает:

1. 1-е место по количеству банкоматов (на 1 июля 2011 года 30629 штук);

2. 1-е место по количеству филиалов банка (по итогам 9 месяцев 2011 года 18971 филиал);

3. 18-е место по уровню информатизации по итогам 2009 года;

4. 1-е место по количеству пластиковых карт в обращении (на 1 июля 2011 года 60484470 штук);

5. 1-е место по уровню чистых активов (на 1 апреля 2011 года 8 932 180.26 миллионов рублей);

6. 1-е место по уровню прибыли (на 1 апреля 2011 года 83 863.80 миллионов рублей).

В рейтинге деловой репутации  крупнейших банков России, составленном в апреле 2010 года исследовательским  холдингом «Ромир», Сбербанк занял 1-е место.

В рейтинге самых ценных российских брендов в 2010 году, подготовленном компанией Interbrand, Сбербанк занял 6-е  место.

Занял первые места в рейтингах  узнаваемости и известности российских банков, опубликованных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Согласно данным агентства, узнаваемость Сбербанка в России составляет 96 %, известность — 86 %.

Лидер первого рейтинга крупнейших инкассаторов РФ.

Стал лауреатом национальной премии «IT-лидер» в номинации «Банки с государственным участием».

20 мая 2011 года на церемонии  награждения лауреатов премии INVESTOR AWARDS 2011 ОАО «Сбербанк России»  были присуждены первое и второе  места в номинации «Прорыв  года на рынке капитала».

Стал лауреатом ежегодного конкурса «Банк года» сразу в  двух номинациях: «Самый отзывчивый банк»  и «Рекламная кампания года». Специальная  награда «Самый отзывчивый банк»  вручена Сбербанку за решение  наибольшего числа проблем интернет-пользователей  — клиентов банка.

В 2007 году Сбербанк впервые  вошёл в ежегодный список ста  самых уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s на 98-е место.

В рейтинге крупнейших мировых  компаний Fortune Global 500 2011 Сбербанк занимает 298-е место, опустившись за год  с 256-й позиции.

В рейтинге 1000 крупнейших банков мира (по объёму капитала) журнала The Banker на 1 июля 2010 года Сбербанк занимал 43-е  место.

В рейтинге самых дорогих  брендов мира «BrandFinance® Global 500 2011», составленном консалтинговой компанией Brand Finance, Сбербанк занял 65-е место и оказался самым  дорогим российским брендом. Стоимость  бренда оценена в 12 миллиардов долларов.

В рейтинге крупнейших публичных  компаний Forbes Global 2000 за 2011 год Сбербанк занимает 178 место.

В рейтинге самых дорогих  брендов мира «BrandZ TOP 100» за 2011 год, составленном компанией Millward Brown Optimor, Сбербанк занял 99-е место. Стоимость  бренда оценена в 8,535 млрд долларов.

Удостоен награды Quality Recognition Award «За высокое качество оформления платежей в долларах США», присуждаемой The Bank of New York Mellon.

Занял 20-е место в рейтинге «Самые сильные банки мира», опубликованном в июньском номере журнала Bloomberg Markets.

Управление Сбербанка  России основывается на принципе корпоративности  в соответствии с Кодексом корпоративного управления Сбербанка России, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Высшим руководящим органом  Сбербанка является общее собрание акционеров Сбербанка России, на котором  принимаются решения по основным вопросам деятельности. Все органы управления Банком формируются на основании  Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вследствие расширения деятельности банка появилась необходимость  в наборе новых сотрудников. Этот процесс был жестко формализован. Помимо необходимых профессиональных навыков к кандидату предъявлялись  и иные требования (коммуникабельность, корпоративность, умение работать в  команде и т.п.).

Сотрудники Банка склонны  в большей мере доверять руководителю и предоставлять ему право  принятия высокорискованных управленческих решений. Например, в период усовершенствования политики борьбы с просроченной задолженностью, зарплата сотрудникам по согласованию с ними выплачивалась не в полной мере (премиальные вознаграждения сотрудники получили в половинном размере).

Существует система наказаний  за нарушение норм и ценностей  организации. В основном система  наказаний базируется на психологическом  эффекте. Существует и система материального  наказания. Так, в конце месяца каждый сотрудник в качестве премии получает определенный процент от прибыли  организации, которой может быть лишен за нарушение. В Сбербанке  сложилась демократическая модель управления. Принятие управленческих решений осуществляется при активном участии персонала. Обсуждение профессиональных вопросов осуществляется руководителем  с привлечением конкретных специалистов.

На культуру организации  благоприятно воздействуют корпоративные  мероприятия. Цель - формирование чувства  гордости и причастности нового сотрудника к деятельности организации. Каждый новый специалист должен быть представлен  всем сотрудникам. Каждому специалисту  вручается буклет об организации  компании – ее истории, особенностях, приоритетах. Сотрудники постоянно  информируются о мероприятиях внутри компании и за ее пределами. Обмен  информацией между сотрудниками происходит постоянно по электронной  почте.

Традиционны корпоративные  празднования: День сотрудника Сбербанка, подведение итогов и празднование Нового года и др. Как уже отмечалось выше, профессиональные праздники обязательно  отмечаются сообща. Также проводятся разного рода мероприятия, связанные  с повышением организационной культуры и корпоративного духа: обучение, тренинги. По электронной почте рассылаются  правила делового общения.

Описанные меры создания и  укрепления корпоративного духа организации  не являются застывшими, монолитными. Их постоянно следует видоизменять, выкристаллизовывать, тем самым  находиться в постоянном поиске оптимума для организации.

По своей организационной  структуре Сбербанк России представляет собой многоуровневую систему, которая  не имеет аналогов среди других акционерных  банков. Она включает в себя территориальные  банки, а также низовые учреждения: отделения и филиалы.

Территориальные банки и  отделения Сбербанка России пользуются правами юридических лиц и  имеют баланс, который входит в  баланс Сбербанка. Они действуют  на основе положения об этих учреждениях, утвержденного Советом директоров. Они входят в единую организационную  структуру Сбербанка, обладают правами  юридических лиц, осуществляют свою функцию, руководствуясь актами Центрального банка РФ и Сбербанка России. На рисунке 1 представлена форма организационной  структуры Сбербанка России.

Информация о работе Развитие корпоративной культуры в комерческом банке