Разработка комплекса функциональных стратегий развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что все предприятия и организации являются сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы разработки функциональных стратегий организации
1.1 Сущность и виды функциональных стратегий развития организации
1.2 Методы разработки и выбор функциональных стратегий
1.3 Методические основы к исследованию функциональных стратегий
2. Анализ эффективности функциональных стратегий развития организации (на примере ООО ИФК «Магеллан»)
2.1 Исследование миссии, видения, целей развития организации
2.2 Анализ функциональных стратегий развития инвестиционно-финансовой компании
2.3 Влияние факторов внешней среды на развитие организации
3. Основные направления и рекомендации дляразработки функциональных стратегий развития ООО ИФК «Магеллан»
3.1 Разработка комплекса функциональных стратегий инвестиционно-финансовой компании
3.2 Маркетинговая стратегия как фактор повышения эффективности деятельности компании
3.3 Кадровое планирование как инструмент реализации стратегии управления компанией
4. Оценка экономической эффективности внедрения комплекса функциональных стратегий развития организации
5. Програмное обеспечение проекта
6. Правовое обеспечение проекта
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

стратегич и сравн менедж.doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

элементы взаимосвязаны, обособлены от внешней среды и  взаимодействуют с ней как  нечто целое Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / Пер. с англ. - М.: Финпресс, 2008. ? 452с..

Функциональные  стратегии необходимы для распределения  ресурсов отделов и служб организации, поскольку приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне. Как  правило, разрабатываются следующие  функциональные стратегии (схема 1).

Размещено на http://www.allbest.ru

165

Размещено на http://www.allbest.ru

Рис. 1.1. Схема  функциональных стратегий организации

Инновационная стратегия - это  стратегия создания и использования  нововведений различного типа, что, в конечном итоге, и обеспечивает предприятию стратегическое развитие.

Инновационная стратегия  или стратегия НИОКР базируется на научно-технических прогнозах  и формируется с учетом возможных  технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. № 1. - С. 127-137.

Инновационная стратегия  получила признание в качестве одного из радикальных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. Инновационные стратегии подразделяют на несколько специальных стратегий:

– продуктовые;

– функциональные;

– ресурсные;

– организационно-управленческие.

Проектирование инновационных  преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее практической реализации.

Осуществление инновационной стратегии сопровождается преобразованиями как в обновлении состава и использовании различных ресурсов, так и в перепроектировании деловых процессов, что обусловлено нововведениями в аппаратные управления и организационных структурах фирм и компаний. Эти преобразования означают переход от инновационной стратегии к инновационному проекту, мероприятия по которому находят отражение в локальных проектах Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. -- СПб: Питер, 200. - 218 с..

После решения всех вопросов, связанных с инвестированием инновационного проекта, последний получает окончательное оформление в виде плана, наиболее часто представляемого в форме инновационной программы. В ней все проектные мероприятия как локальные проекты планируются через конкретные работы с заданными сроками выполнения, ответственными исполнителями и обоснованными затратами.

Стратегия НИОКР должна строиться  на основе общей стратегии предприятия. Однако стратегия НИОКР имеет  собственное поле применения и свои специфические особенности Петров А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. - 221с. .

Инновационная стратегия  играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что корпоративная  стратегия для компании в целом (табл.1).

Выбор стратегии  зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля (для диверсифицированной фирмы) Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 1. - С. 118-127..

Таблица 1

Сравнение функций  корпоративной стратегии и стратегии  НИОКР Бланк И.А. Финансовая стратегия  предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2009. - 711 с.

 

Сфера влияния

Корпоративная

стратегия

Стратегия НИОКР

 

1

2

3

 

Ресурсы

Распределение между сферами управления

Распределение между проектами

 

Критерии определения  целей

Экономическая обстановка на рынке

Положение корпорации на рынке

 

Области бизнеса

Продуктово-рыночная стратегия

Технико-продуктовая  стратегия

 

Объекты планирования

Продуктово-рыночный ассортимент

Балансировка  портфеля проектов

 

Временной аспект

Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных  аспектов

   
       

Предприятие в  своей деятельности может использовать различные виды инновационной стратегии:

– наступательную стратегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий);

– защитную стратегию (улучшение продуктов и технологий);

– смешанную  стратегию;

– лицензирование.

Стратегия управления персоналом (human resource strategy) - это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по реализации концепции использования и развития потенциала персонала организации в целях обеспечения ее стратегического конкурентного преимущества.

Стратегия использования  и развития потенциала персонала  наряду с маркетинговой стратегией является ключевой функциональной стратегией организации Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №6. С. 127 - 130..

Одна из особенностей современной российской ситуации заключается именно в том, что стратегия управления персоналом, или так называемая «стратегия человеческого фактора», все больше становится первичной и главной не столько в силу логики желаемого стратегического развития, но все чаще как единственный реально возможный стратегический фактор.

Другими словами, в подавляющем большинстве конкретных бизнес-ситуаций начать любые значимые стратегические изменения можно  только посредством человеческого  фактора Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 125 с..

Особая исключительность стратегии использования и развития потенциала персонала, определяется первостепенным или даже решающим значением для  современной организации именно качества ее персонала.

Существует  много различных описаний и перечней конкретных причин, обосновывающих значение человеческого фактора для современной организации. Но все они сводятся к одному: на современном этапе создание и эффективное

использование высококачественного потенциала персонала  организации является главным фактором для достижения бизнес-успеха и победы в конкурентной борьбе, как в тактической, так и в стратегической перспективе Ефремов В. С. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. № 1. - С. 127-137..

Понимание значения фактора персонала определяет его  роль и статус в современной организации, т.е. реальную текущую и перспективную  значимость как всей системы управления персоналом, так и ее стратегической составляющей Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 106 с..

Стратегия управления человеческими ресурсами должна быть всеобъемлющей в смысле нацеливания  кадрового состава организации на достижение целей ее долговременного развития. Ментальной основой создания такой стратегии является адекватное понимание следующих основных видов решений, которые принимаются организацией в области стратегии управления персоналом:

– отбор, продвижение и расстановка кадров по всем ключевым позициям организации;

– оценка положения  человека в организации;

– система вознаграждения, обеспечивающая адекватную компенсацию, четко обозначенные выгоды и мотивацию  поведения служащих на всех уровнях;

– развитие управления, создающее механизмы повышения  квалификации и продвижения по служебной  лестнице.

Эти конкретные стратегические решения занимают ключевые позиции в стратегии использования и формирования потенциала персонала конкретной организации Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 106 с..

Стратегические  выборы по всем указанным 4 видам решений  должны быть совместимы друг с другом. В противном случае стратегия  управления персоналом может потерять внутреннюю целостность.

Стратегия управления персоналом, конечно, должна тщательно согласовываться со всеми другими специализированными стратегиями организации. Кроме того, являясь одной из основных подсистем, которая непосредственно связана с персоналом как главным ресурсом организации, стратегия использования и развития потенциала персонала должна быть и наиболее органичной частью корпоративной стратегии, т.е. общей стратегии развития организации в целом Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. -- М.: Русская деловая литература, 2008. - 201 с..

Маркетинговая стратегия охватывает основные элементы комплекса маркетинга - система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 375 с..

Маркетинг как  порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских  и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов Петров А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. - 221с.

Предприятия-производители  и фирмы рассматривают маркетинг  как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкурентному рынку  и его сегментам, с наивысшей  экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда предприятие располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъектуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием Мамонов В.И., Мамонова Е.В. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2 - С. 13 - 21..

Производственная стратегия - это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества Петров А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. - 221с.

Производственная  стратегия сложно взаимосвязана  со всеми другими стратегиями  основных подсистем организации, представляющими элементы ее внутренней деятельности. А, кроме того, стратегия развития производства завязана и на множество факторов внешней среды организации.

Следовательно, конечная эффективность производственной стратегии обусловлена не только ее собственным содержанием, но и тем, насколько комплексно и органично она взаимосвязана со всеми другими специализированными стратегиями организации Семёнов А.К. Стратегический менеджмент. Практикум./М.: 2009. - 154 с..

Системное взаимодействие с различными специализированными подразделениями организации необходимо и для качественной разработки производственной стратегии. Так, специалисты по маркетингу должны обеспечивать разработчиков производственной стратегии информацией и о реализации продукта, и о его сбыте на соответствующих рынках; технологи должны сообщать о новинках и всех других значимых изменениях на рынке технологий и т.д.

Ведущий элемент  производственной стратегии, так же как и любой другой специализированной стратегии - это ее особая стратегическая цель, которая заключается в удовлетворении запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2008. - 416 с..

При правильно  поставленном процессе разработки корпоративной стратегии система целей производственной стратегии должна логически вытекать из министратегии организации, т. е. из определенных основных стратегических целей 1-го уровня. И при этом система целей производственной стратегии формирует свою особую производственную ветвь общего дерева стратегических целей организации.

Постановка  целей производственной стратегии  осуществляется в соответствии с  определенными критериями. Чаще всего  в качестве них берутся следующие  четыре:

– затраты на производство продукта;

– качество производства;

– качество производственных поставок;

– соответствие производства спросу, или так называемая «гибкость по спросу».

Производственная  стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить перейти предприятию от ориентации на выпуск номенклатуры продукции к рыночно ориентированному производству с необходимой гибкостью по спросу и системой «продукт-сервис» Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Инфра - М, 2005. - 347 с..

Особое предметное содержание производственной стратегии  раскрывается в ее основных позициях:

– основные стратегические решения по производству, которые  надо принять на заданную стратегическую перспективу;

Информация о работе Разработка комплекса функциональных стратегий развития организации