Разработка комплекса функциональных стратегий развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что все предприятия и организации являются сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы разработки функциональных стратегий организации
1.1 Сущность и виды функциональных стратегий развития организации
1.2 Методы разработки и выбор функциональных стратегий
1.3 Методические основы к исследованию функциональных стратегий
2. Анализ эффективности функциональных стратегий развития организации (на примере ООО ИФК «Магеллан»)
2.1 Исследование миссии, видения, целей развития организации
2.2 Анализ функциональных стратегий развития инвестиционно-финансовой компании
2.3 Влияние факторов внешней среды на развитие организации
3. Основные направления и рекомендации дляразработки функциональных стратегий развития ООО ИФК «Магеллан»
3.1 Разработка комплекса функциональных стратегий инвестиционно-финансовой компании
3.2 Маркетинговая стратегия как фактор повышения эффективности деятельности компании
3.3 Кадровое планирование как инструмент реализации стратегии управления компанией
4. Оценка экономической эффективности внедрения комплекса функциональных стратегий развития организации
5. Програмное обеспечение проекта
6. Правовое обеспечение проекта
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

стратегич и сравн менедж.doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

Контроль над  реализацией финансовой стратегии  обеспечивает проверку поступлений  доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью  которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 576 с..

Таким образом, функциональные стратегии выступают  не только в качестве инструмента  обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

1.2 МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ВЫБОР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Идеальное функциональнoe пoдpaздeлeниe дoлжнo быть и пpoизвoдитeльным, и эффeктивным. Онo дoлжнo выпoлнять  тy paбoтy, c кoтopoй cпocoбнo xopoшo cпpaвлятьcя, и pacпoлaгaть пpoдyмaннoй фyнкциoнaльнoй cтpaтeгиeй, yвязaннoй c дeлoвoй cтpaтeгиeй кoмпaнии.

Фyнкциoнaльнaя cтpaтeгия  нaцeлeнa нa дeятeльнocть тoй или инoй  фyнкциoнaльнoй cлyжбы (или oтдeлa) в paмкax oбщeй cтpaтeгии дaннoгo xoзяйcтвeннoгo пoдpaздeлeния  Царев В. В. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов. - СПб.: ПИТЕР, 2008, с. 11..

Рacпpocтpaнeниe cфepы  пpинятия cтpaтeгичecкиx peшeний нa бoлee низкиe фyнкциoнaльныe ypoвни (мapкeтинг, пpoизвoдcтвo, финaнcы, иccлeдoвaния и paзpaбoтки, пepcoнaл, элeктpoннaя oбpaбoткa дaнныx и дp.) cпocoбcтвyeт  фopмиpoвaнию в кoмпaнии coвepшeннo нoвoгo пoдxoдa к бизнecy и pacшиpeнию вoзмoжнocтeй выбopa для нaзнaчeния нa дoлжнocти иcпoлнитeлeй, кoтopыe тaкжe тpeбyют знaний в oблacти бизнeca. Рaзpaбoткa фyнкциoнaльнoй cтpaтeгии пoдpaзyмeвaeт aктивнoe пoвeдeниe мeнeджepoв в paмкax зaдaннoй фyнкции. Тaким oбpaзoм, фyнкциoнaльнaя cтpaтeгия cвoдитcя к тaкoй opиeнтaции тoгo или инoгo фyнкциoнaльнoгo пoдpaздeлeния (oтдeлa) в cooтвeтcтвии c oбщeй дeлoвoй cтpaтeгиeй, кoтopyю кaждый имeющий к нeй oтнoшeниe paбoтник вocпpинимaeт кaк лoгичecкoe пpoдoлжeниe cвoeй дeятeльнocти Филатов О.К. и др. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие/ О.К. Филатов, Л.А. Козловских, Т.Н.Цветкова.- М.: Финансы и статистика, 2007. - 384 с..

Глaвнaя oтвeтcтвeннocть зa фopмиpoвaниe cтpaтeгии oбычнo вoзлaгaeтcя нa pyкoвoдитeлeй фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний.

Пpи paзpaбoткe фyнкциoнaльнoй cтpaтeгии нeoбxoдимo:

– oпpeдeлить poль и кoнкpeтнoe coдepжaниe фyнкциoнaльнoй  пoдcиcтeмы;

– зapyчитьcя yвepeннocтью  в тoм, чтo cooтвeтcтвyющeмy мeнeджepy яcнa кopпopaтивнaя миccия;

– yтoчнить, кaк  дaннaя фyнкциoнaльнaя пoдcиcтeмa cпocoбcтвyeт paзвитию бизнeca;

– чeткo пpoвecти paзгpaничeния мeждy фyнкциoнaльными oблacтями;

– ecли этo вoзмoжнo, пpoвecти oднoвpeмeннyю peвизию вcex фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний;

– нaпpaвить энepгию  иcпoлнитeлeй вcex фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний  в eдинoe pycлo кopпopaтивнoй миccии, чтoбы избeжaть yгpoзы «мecтничecкoгo» пoдxoдa;

– cбaлaнcиpoвaть тeндeнции, cвязaнныe c пpoфeccиoнaльнeй кoмпeтeнтнocтью, пpoфeccиoнaльнoй этикoй и пpeдпpинимaтeльcтвoм тaким oбpaзoм, чтoбы нe дoпycтить вoзникнoвeния кoнфликтoв http://www.managment.aaanet.ru/strateg/.

Современные стратегии  основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.

Современные стратегии  основываются на проникновении в  суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль; осознании задач, стоящих перед  предприятиями. Это способствует возникновению  разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. - 107 с..

Основные составляющие стратегии:

1. Анализ макро-  и микросреды компании, конъюнктуры  рынка.

2. Философия,  миссия, цели и задачи.

3. Стратегия  в области деятельности предприятия:

– приоритетные виды деятельности;

– сегменты рынка, на которых собирается действовать  фирма;

– доля компании в общероссийском объеме;

– место компании в списке крупнейших в России.

4. Маркетинговая  стратегия:

- продукты, требующие  разработки исходя из существующего  спроса;

- системы продажи  продуктов;

- доля различных  форм распространения продуктов;

- новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;

- ценовая политика;

- система формирования  спроса на услуги;

- рекламная  стратегия.

5. Инвестиционная  политика:

- анализ инвестиционной  среды;

- принципы инвестиционной  политики;

- приоритетные  направления инвестиций;

- прогноз уровня  доходности по инвестиционным  проектам.

6. Стратегия  по работе с персоналом (кадровая  стратегия):

- система подбора  и обучения персонала;

- система стимулирования;

- корпоративная  культура и ценности;

- система коммуникаций.

7. Региональная  политика:

- краткий анализ  регионов России;

- перечень вновь  открываемых филиалов;

- система взаимоотношений  головной компании и филиалов.

8. Стратегия  в области международной деятельности.

Процесс разработки стратегии предприятия состоит из нескольких этапов (табл. 2).

Таблица 2

Основные этапы  и методы формирования стратегии  предприятия

 

Этап

Характеристика  этапа

Используемые  методы

 

1

2

3

 

1. Предварительный

Анализ личного  потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия по всем направлениям. Выбор согласованных позиций руководства и привлеченных экспертов.

Анкета директора.

Анкетный опрос.

Бизнес диагностика.

 

2. Выработка  альтернативных стратегий

Формирование  рабочих групп для разработки различных вариантов стратегии. Оценка стратегии экспертов.

Мозговой штурм.

Проблемно-деловая  игра.

 

3. Ранжирование  альтернативных

стратегий и  принятие решений

Ранжирование  стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых программ.

Экспертные методы. Сетевые методы. Стохастические графы. Интуиция руководителя.

 
       

Необходимость в выработке новой стратегии  организации появляется тогда, когда  возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии Владимирова И. Г. Компания будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. № 2. - С. 57-59.

Методологической  основой инструментария стратегического  анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.) Зайнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг// Вестн. Моск. - 2009. №3. - С. 28-34.

Применение  аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением  системного подхода к управлению. Учеными были выделены следующие  модификации системного подхода: системно-комплексный, системно-функциональный, системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системно-исторический, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системно-динамический и системный режим экономии.

Управленческая  значимость методов анализа внешней  среды организации выражается в  возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней  среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

На выбор метода анализа внешней среды влияют следующие характеристики внешней среды:

- сложность  - число факторов, на которые предприятию  следует реагировать;

- подвижность  - темп изменений, скорость, с которой  происходят изменения в окружении  предприятия;

- неопределенность - количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

- привычность  событий - новизна возникающих  изменений.

Метод стратегического анализа внешней среды должен быть направлен на Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. - 2009, №2, стр. 102.:

- установление  и оценку факторов среды, представляющих угрозу или способствующих развитию организации;

- изучение изменений,  влияющих на текущую деятельность  организации, и установлении их  тенденций;

- разработку  возможных реакций на развитие  факторов среды;

- открытие новых  способов создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей.

Из наиболее часто используемых методов анализа  внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа  внешней среды стало наглядное  изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность.

Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.

К недостаткам  применения методов экономико-математического  моделирования:

- необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов;

- невозможность  охватить в моделях все наиболее  существенные тенденции развития;

- высокую вероятность  внезапных изменений, разрушительных  событий, существенно снижающих полезный эффект модели.

Стратегический  управленческий анализа - это инструмент стратегического анализа, с помощью  которого руководство организации  оценивает эффективность хозяйственной  деятельности с точки зрения обеспечения  будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство / Пер. с англ. - М.: Финпресс, 2008. ? 452с..

Портфельный анализ - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм Джексон Л. Т. Хосин Канри. Как заставить стратегию работать. - М.: Инфра - М, 2008. - 111 с. .

Недостаток  портфельного анализа заключается  в использовании данных о текущем  состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Построение матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая в основном отсутствует в явной форме.

Недостаток  классических моделей стратегического  планирования в том, что они не принимают во внимание те способности  организации, которые составляют основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности). Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Достоинствам экспертных методов можно отнести возможность обмена и противопоставления идей, коллективная интеграция идей, наглядность результатов, творческое решение проблем, выработка сценариев развития. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. -М.: Информационно-издательский дом “Филин”, Рилант, 2009. -276 с..

Информация о работе Разработка комплекса функциональных стратегий развития организации