Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
Одно
из первых определений понятия «
Исходное условие разработки политики в сфере культуры – это достижение согласия между официальными, творческими, общественными силами в отношении приоритетности целей культурного развития.3
В литературе при исследовании культурной политики, и прежде всего ее сущности, используются различные подходы, позволяющие раскрыть ее многогранность.
Подавляющая
часть многообразных культурных
процессов протекает в обществе
стихийно, подчиняясь лишь глубинным
законам социальной самоорганизации
людей в их коллективной жизнедеятельности.
Вместе с тем, отдельные составляющие
этого комплексного процесса поддаются
разумному и целенаправленному
регулированию, стимулированию одних
тенденций и свертыванию других
и т. п., осуществляемых с позиций
видения и понимания
Под
культурной политикой также
Культурную
политику правомерно рассматривают
и как часть государственной
социальной политики, которая направлена
на воспроизводство механизмов преемственности
разных видов деятельности, а за
счет этого – на улучшение качества
жизни людей, освоение ими современной
искусственной среды и в
Исследования,
проведенные И.И.Горловой, показали,
что культурная политика зависит
от двух важнейших условий: соответствия
развития культуры ее природе, основным
закономерностям и решению
Свое
собственное определение
Конкретизируя
данное понятие, Флиер А. Я. в своей
статье «О новой культурной политике
России» определяет культурную политику
как совокупность научно обоснованных
взглядов и мероприятий по всесторонней
социокультурной модернизации общества
и структурным реформам по всей системе
культуропроизводящих институтов; как
систему новых принципов
Известная сербская исследовательница, профессор Белградского университета Милена Драгечевич–Шешич дает следующее определение: «Термин «политика» означает сознательную деятельность, направленную на достижение востребованных обществом целей. Каждая сторона общественной жизни имеет свою цель, поэтому мы говорим о целях в области экономики, здравоохранения образования. Когда речь идет об осуществлении востребованных обществом целей в области культуры, появляется понятие культурной политики. Зная, что нет человеческого общества без культуры, можно было бы прийти к выводу, что нет и общества без культурной политики. Этот вывод, однако, не соответствует действительности, так как само по себе существование культуры не означает, что направление ее развития определено рядом целей и задач, которые необходимо осуществить с помощью соответствующих мер, механизмов и действий, а именно в этом и заключается понятие «культурная политика». (...) Итак, культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом».12
В
определении, предложенном известными
французскими исследователями в
области культурной политики Августином
Жерар и Женевьевой Гентил, особо
подчеркивается определение «культурной
политики» с точки зрения не только
поставленных целей, но и состояния
институтов и ресурсов: «Политика
представляет собой систему взаимосвязанных
целей, практических задач и средств,
выбранных экспертом и
В Федеральном законе «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года уточняется, что государственная культурная политика – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Особого
внимания заслуживает и проблема
региональной культурной политики. В
каждом конкретном регионе государственная
культурная политика трансформируется
в региональную, так как внутри
единой национальной культуры могут
существовать субкультуры. Примером такого
явления служит русская культура,
которая развивается на территории
огромной страны и просто обречена
на многовариантность. Различие природно–климатических,
хозяйственных условий, специфики
исторических и этнокультурных ситуаций
создают множество оттенков одной
культуры. Следовательно, рассмотрение
государственного влияния не может
быть успешным без учета специфики
отдельного региона. Знание и понимание
региональных особенностей развития культуры
является первоосновой для создания
перспективной региональной культурной
политики, которая учитывала бы культурные
интересы различных субъектов этой
политики как основы для взаимопонимания.
При этом необходимо, чтобы государство
и регионы выступали не как
оппоненты, а как партнеры, имеющие
общую цель – создание условий
для положительной
Поддержка
культуры является одним из приоритетных
направлений государственной
– сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;
–
обеспечение единства культурного
пространства, равных возможностей для
жителей различных территорий страны
и представителей разных социальных
групп для получения доступа
к культурным ценностям, создание условий
для диалога культур в
– формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.15
К функциям культурной политики можно отнести защитную (сохранение культуры); конструктивную (создание культурных ценностей; их распространения и пропаганды); оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; общественного контроля всего процесса развития культуры.16
В отношении принципов реализации культурной политики обращается внимание на стимулирование ускоренного развития общества в том естественном направлении, в котором оно само по себе объективно движется.
Отсюда
первый и наиважнейший принцип культурной
политики: не вступать в противоречие
с историей, чутко улавливать основные
тенденции и направление
Второй существенный принцип – правильное определение объекта этой политики. Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная и т. п.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.
Третий принцип – определение субъекта культурной политики. Было бы большой ошибкой ограничивать понимание субъекта лишь одним государством и органами его управления. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, это в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанициями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия.
Четвертый принцип предполагает постепенное содержательное воздействие культурной политики на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры социальной престижности. Поэтому основной инструментарий культурной политики — не столько культуротворческие институты, создающие актуальные образцы культурных форм, сколько наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика и т. п., формирующие ценностно–нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом.
Пятый принцип – постоянный учет гетерогенного характера российской культуры. В вопросе о российском культурном своеобразии (неизбежно ключевом вопросе в современных условиях) необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на проблеме национального или религиозного своеобразия как уникальном синтезе черт и форм различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа, на общих целях и интересах народов полиэтнической российской цивилизации.
С
этим связан шестой принцип культурной
политики: глубокое изучение национальной
традиции, ценностных ориентации и
признаков идентичности нашего общества,
всего комплекса явлений, объединяемых
в категорию национально–