Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
Используя формулу определяем важность параметра объекта (факторы, влияющие на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры) в баллах.
Таблица 2.4
Ранжирование факторов, влияющих на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры
(итоговая таблица)
Факторы | № эксперта | Σ Бij | Вес | Ранг | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
Условия доступа | 0,
14 |
0,
143 |
0,
138 |
0,
113 |
0,
113 |
0,
145 |
0,
154 |
0,
129 |
0,
159 |
0,
147 |
0,
143 |
0,
159 |
1,
683 |
14% | 4 |
Место оказания услуг | 0, 156 | 0, 127 | 0,
138 |
0, 145 | 0, 129 | 0, 113 | 0, 154 | 0, 129 | 0, 143 | 0, 147 | 0, 159 | 0, 127 | 1,
667 |
13,9% | 5 |
Информация | 0,
156 |
0,
143 |
0,
138 |
0,
145 |
0,
129 |
0,
161 |
0,
138 |
0,
161 |
0,
159 |
0,
147 |
0,
127 |
0,
127 |
1,
731 |
14,45% | 2 |
Техническое оснащение | 0,
14 |
0,
127 |
0,
138 |
0,
145 |
0,
145 |
0,
145 |
0,
154 |
0,
161 |
0,
143 |
0,
132 |
0,
127 |
0,
159 |
1,
716 |
14,3% | 3 |
Персонал, оказывающий услуги | 0,
14 |
0,
159 |
0,
154 |
0,
161 |
0,
161 |
0,
129 |
0,
138 |
0,
145 |
0,
127 |
0,
147 |
0,
143 |
0,
127 |
1,
731 |
14,45% | 2 |
Стоимость услуг | 0,
14 |
0,
143 |
0,
154 |
0,
161 |
0,
161 |
0,
145 |
0,
123 |
0,
129 |
0,
143 |
0,
132 |
0,
159 |
0,
143 |
1,
733 |
14,47% | 1 |
Комплексность и качество услуг | 0,
125 |
0,
159 |
0,
138 |
0,
129 |
0,
161 |
0,
161 |
0,
138 |
0,
145 |
0,
127 |
0,
147 |
0,
143 |
0,
143 |
1,
716 |
14,3% | 3 |
Σ Бcj | 64 | 63 | 65 | 62 | 62 | 62 | 65 | 62 | 63 | 68 | 63 | 63 | 11,
977 |
Результаты, полученные в процессе проведенного исследования, показали, что с точки зрения работников департамента культуры администрации г.Липецка:
1) Наиболее важным фактором, влияющим на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры является стоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
2) Важную роль играет персонал, оказывающий услуги.
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. Порядок комплектования персонала культурно–досугового учреждения регламентируется его уставом.
Предоставление услуг осуществляют следующие виды персонала:
–творческий персонал (художественный руководитель, культорганизаторы, заведующая сектором по оформительскому мастерству, заведующая сектором по работе с детьми, заведующий техническим сектором, режиссёр– постановщик массовых мероприятий, методисты, заведующая организационным центром, хормейстер, балетмейстер, руководитель, руководитель группы кинематографии и т.п.);
– административно–управленческий персонал (директор, завхоз);
– технические работники (сантехник, электрик, гардеробщики, сторожа, дворник, техслужащие, киномеханики, водитель).
Уровень профессиональной компетентности творческих работников должен быть необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей. Необходимо на постоянной основе повышать уровень квалификации творческих работников.
У
специалистов каждой категории должны
быть должностные инструкции, устанавливающие
их обязанности и права
Наряду
с соответствующей
3) Также важное значение имеет информация о деятельности учреждений культуры.
Информационное сопровождение деятельности культурно–досуговых учреждений, порядка и правил предоставления культурно–досуговой услуги должно быть доступно населению города Липецка. Состояние и состав данной информации должны соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 "О защите прав потребителей".
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
– публикаций в средствах массовой информации;
–
публикации информации об учреждениях
культуры в сети Интернет на официальном
сайте администрации и городского Совета
депутатов города Липецка (http://www.lipetskcity.ru/
– информационных стендов, размещаемых в каждом культурно–досуговом учреждении;
– тематических публикаций;
– при личном общении. Сотрудники учреждения во время работы учреждения в случае личного общения потребителей предоставляют необходимые разъяснения об оказываемой муниципальной услуге;
– телефонная консультация. Сотрудники учреждения во время работы учреждения в случае обращения потребителей по телефону предоставляют необходимые разъяснения об оказываемой муниципальной услуге.
В каждом культурно–досуговом учреждении должны размещаться информационные уголки, содержащие сведения о бесплатных и платных услугах, требования к получателю, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, прейскурант платных услуг.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуги должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
4) Также немаловажную роль играет и техническое оснащение учреждений культуры.
Учреждения культуры города Липецка должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях в пределах территориальной доступности для населения. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно–досуговых услуг в соответствии с санитарными и строительными нормами и правилами. Здания учреждений культуры должны быть оборудованы системами противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками. Режим работы учреждений культурно–досугового типа определяется документами учреждения (приказами о режиме работы, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором). По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, безопасности труда, правил противопожарной безопасности и быть защищены от воздействия различных факторов, отрицательно влияющих на здоровье персонала и населения и на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и т.п.).
Учреждение культуры должно быть оснащено специальным оборудованием и аппаратурой (в соответствии с назначением помещений), отвечающим требованиям стандартов, технических условий, нормативных документов и обеспечивающем надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
Специальное
оборудование и аппаратуру (в соответствии
с назначением помещений) следует
использовать строго по назначению в
соответствии с эксплуатационными
документами, содержать в технически
исправном состоянии и
Состояние электрического оборудования в культурно–досуговых учреждениях определяется путем проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и так далее.
5) Также необходимо отметить, что на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры является условия доступа в уреждения культуры.
Организация
культурно–досуговых услуг
Таким
образом, наиболее важными факторами,
влияющим на удовлетворенность населения
качеством и доступностью деятельности
учреждений культуры являются стоимость
услуг, предоставляемых учреждениями
культуры, персонал, оказывающий услуги,
информация о деятельности учреждений
культуры, а также техническое оснащение
учреждений культуры.
В рамках дипломного проекта среди населения был проведен опрос общественного мнения. Известно, что эффективность культурной политики, проводимой администрацией города, во многом зависит от того, насколько она учитывает интересы жителей города. Поэтому главная задача исследований состояла в том, чтобы определить приоритетные в глазах населения направления и проблемы, разработка которых способна придать импульс реформированию и общему развитию культуры города.
Социологический опрос проводился методикой интервью по месту жительства респондента (приложение 3). В опросе приняло участие взрослое население города старше 18 лет. Всего было опрошено 50 человек, среди которых 40% – это люди в возрасте от 26 лет и до 50 лет, 30% – молодое поколение от 18 до 25 лет, и 30% – люди старше 50 лет. Отметим, что среди опрошенных 30% имеют начальное образование, 40% – среднее профессиональное образование, и 30% – высшее профессиональное образование.
Вот некоторые общие выводы, сделанные на основании результатов опроса.
Опрос свидетельствует, что наибольшей популярностью среди населения пользуются парки, зоопарк, а также мероприятия, проводимые в городских Домах и Дворцах культуры. Посещаемость библиотек и театров находится на низком уровне. Также следует отметить, что наименьшей популярностью среди населения пользуется Музей народного и декоративно–прикладного искусства, его посещают всего 2% опрошенных. На рисунке 2.1 наглядно изображены ответы респондентов на вопрос о том какие учреждения культуры они посещают.
Рис.
2.1. Учреждения культуры, посещаемые населением
Обратим внимание на возраст посетителей учреждений культуры. На рисунке 2.2 графически показано соотношение посетителей по возрастным группам. Мы видим, что молодое поколение в возрасте 18 – 25 лет преобладает среди посетителей библиотек, зоопарка и парков, в меньшей степени эти учреждения посещают граждане старше 50 лет. Отметим, что люди этой возрастной категории (старше 50 лет) отдают предпочтение мероприятиям, проводимыми городскими ДК, а также театральным постановкам.
Рис.
2.2. Возраст посетителей учреждений культуры
Целесообразным
представляется рассмотреть посещаемость
учреждений культуры в соответствии
с уровнем образования
Рис.
2.3. Образование посетителей учреждений
культуры
Собираясь
посетить то или иное учреждение культуры
каждый человек ставит для себя определенные
цели. Проведенный опрос показал,
что большинство респондентов посещает
их с коммуникативной целью, то есть
для того, чтобы пообщаться с другими
людьми. Также многие связывают свое
посещение с культурно–